kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

После смерти Ивана II в 1359г., оставившего малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великое княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича. Другим противником Москвы в борьбе за великий престол стал тверской князь Михаил Александрович. Но в результате противостояния хан отдал ярлык Дмитрию, а Михаил вынужден был признать свое поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. В московско – тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Дмитрий вел энергичную и смелою политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом… Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

Сын Ивана 2

Московский князь

Энергичный и смелый

Расширял пределы княжества

Цель-объединение Руси

Д/з:  Продолжи

-Завоевание Руси полчищами Батыя привело к …………………………….

-За объединение русских земель выступала……………………………….

-Между князьями существовала четкая система подчиненности, но главным был великий князь……………….

-Самые сильные княжества……………………………………….

-В 1305 году права на владимирское княжение имели………………………………………князья

-При…………………. Московское княжество стало сильнейшим на Руси

Составьте кластер «Причины возвышения Москвы»

Термины   ВЫХОД      БАСКАК      ЯРЛЫК    ВЛАДЫЧЕСТВО

Познакомьтесь с отрывком из летописи.

1. «Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

- Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи?

- Что делать в этой ситуации русскому князю?

«.Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

Вопрос. Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом?

  1. Ордынское войско на Куликовом поле возглавил хан:

Мамай, Узбек, Арапша, Едигей.

2.Вследствие победы русских войск на Куликовом поле:

-уменьшилась выплата ордынской дани;

-Москва превратилась в центр освободительной борьбы;

-произошел распад Золотой Орды;

-было свергнуто ордынское иго.

3.Сражение на Куликовом поле произошло:

11 августа 1378 г.; 3 октября 1382 г.; 8 сентября 1380 г.; 15 июля 1410 г.

2.Продолжи предложение

1. Перед битвой князя Дмитрия благословил Сергий…

2. Около какой реки произошла Куликовская битва?

3. Правитель Золотой Орды в год Куликовской Битвы.

4. Ордынский воин, участвовавший в поединке перед битвой.

5. Имя русского воина, вышедшего на поединок. 

6. Так прозвали князя Дмитрия Ивановича после победы

на Куликовом поле. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Куликовская битва" »

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №23» с.Новокрещенка

Красноармейского муниципального района Приморского края









Открытый урок по истории России


« Куликовская битва»









Учитель истории К.А.Каздровская

































2015 год


Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии.

Цели урока: 
1.Актуализировать прежние знания, связанные с темой урока (беседа по вопросам, работа с картой)
2.Сформировать новые знания (рассказ учителя, работа с учебником)
3.Организовать применение учащимися знаний и умений на практике (работа с картой, беседа по вопросам, решение проблемных задач)
4.Обобщить полученные знания, сделать вывод.

Задачи:

1. Обучающая: способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Дмитрия Донского.

2. Развивающая: содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор и организация информации; способствовать развитию навыков работы с различными источниками; формированию информационной компетентности.

3. Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе данного исторического материала, а также умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


Ход урока.

  1. Изучение нового материала.

План:

1. Русь и Орда накануне сражения

2. Подготовка к сражению

3. Сергий Радонежский

4. Ход сражения

5. Итоги

Опрос Д/з ( карточка)


Эпиграф: (Слайд 1)

«Туда! За Дон!... настало время!

Надежда наша – бог и меч!

Сразим моголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!

Так Дмитрий, рать обозревая,

Красуясь, на коне гремел»


Учитель читает стихотворение на слайде и предлагает ученикам:


1) Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

2) какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Обобщает ответы детей и сообщает тему урока.

Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого. Но в тоже время оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили защитники свое Отечество, - это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим.

Итак, тема нашего урока «Куликовская битва» (Слайд2)

Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

В ходе урока мы должны выяснить,

- что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве?

- «Московское государство родилось на Куликовом поле». Как вы понимаете эти слова?(Слайд 3)

А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.

Героем Куликовской битвы стал Дмитрий Донской(Слайд 4) Прием «Я знаю» 

-Что вы знаете о Дмитрии Донском?:

«Я знаю, что …» (заранее сообщение)

После смерти Ивана II в 1359г., оставившего малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великое княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича. Другим противником Москвы в борьбе за великий престол стал тверской князь Михаил Александрович. Но в результате противостояния хан отдал ярлык Дмитрию, а Михаил вынужден был признать свое поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. В московско – тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Дмитрий вел энергичную и смелою политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом… Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

-Давайте теперь обобщим знания о Донском и составим схему (у доски 1 ученик, таблички)


Запишите в тетрадь годы правление Дмитрия Донского 1359 – 1389г.(слайд 4)

- Сейчас мы с вами рассмотрим положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы.

1) Русь и Орда накануне сраженияСоставить кластер.

Дети чит. (на основе своих знаний, текста учебника, учебник с.148, 1 – 4 абзацы)(Слайд 5



Начало усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов; Раздел Орды на западную и восточную;

Слабость власти ханов Захват власти в западной части темником Мамаем; но ханом стать он не смог, т.к. не был потомкам Чингисхана. Поэтому он стремился доказать через завоевание Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя

Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды. Князь становился защитником русских земель.

Он увеличил дружину. Заключил военные соглашения с другими князьями. В 1377 году московско – нижегородская рать совершила поход в ордынские земли и взяла с них большой выкуп. В 1378 году князь разгромил ордынцев на реке Воже.

- Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси?

- Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича? 

Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо – татарами, защитить Русь от нового нашествия.

Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул.

Вывод: впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении у реки Вожи. Эта битва поставила под сомнение власть Орды над Русью.

2. Подготовка к Куликовской битве.

Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества.

- Познакомьтесь с отрывком из летописи.

1. «Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

- Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи?

- Что делать в этой ситуации русскому князю?

По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской, обе стороны начинают подготовку к решающему сражению.

-Выясним, как готовились к битве стороны. Работа с учебником (с.149 – 150).

Дмитрий Иванович

Мамай

Отказался платить дань Орде. Увеличил свою дружину, организовал ополчение. Заключил военные соглашения с другими князьями, которые прислали свои дружины. Организовал разведку. Представил борьбу с Ордой как общерусское дело. Итог: «от начало такой силы русской не бывало».

Собрал огромное войско из ордынцев и подчиненных народов Поволжья и Кавказа. Нанял военные отряды из Западной Европы. Заручился союзом с Великим княжеством Литовским и Рязанским княжеством. Итог: войско от 100 до 150 тысяч человек.

- Найдите общее в подготовке Москвы и Орды. 

3. Сергий Радонежский. (Учитель) (Слайд 9)

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

- Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

4. Ход сражения (Учитель) (Слайд 8) просмотр фильма


Физминутка ( с мячом называем термины)


- Работа по карте

Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем его преимущество?

С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва.

За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить общий резерв и частично засадный полк. По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а длина конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).

В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно.


Учитель: Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар – 150 тыс. человек.


Назовите причины победы русских войск:

1. Полководческое искусство Дмитрия Донского

2.Патриотизм русских воинов

3. Объединение части русских княжеств.

Работа с документом. Познакомимся с мнением историка Карамзина о Дмитрии Донском. Читают отрывок из сочинений Н.М. Карамзина и отвечают на вопрос.


«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»


Вопрос. Почему Н.М. Карамзин ставит в один ряд Дмитрия Донского с Александром Невским и Владимиром Мономахом?





Так каково же тогда значение Куликовской битвы? (Отвечают дети)(Слайд 10)

  1. Битва имела огромное политическое и психологическое значение:

  2. еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.

  3. вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы.

  4. впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.

  5. разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси.


Вернемся к проблемному вопросу, как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле? (Слайды 11)

1.Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорило ее распад

2.Поднялся авторитет Московского княжества как собирателя русских земель

3.Победа способствовала росту и объединению русского государства.

4. Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников земли Русской.




Закрепление.


1.Тесты «Куликовская битва» вместе

  1. Ордынское войско на Куликовом поле возглавил хан:

Мамай, Узбек, Арапша, Едигей.

2.Вследствие победы русских войск на Куликовом поле:

-уменьшилась выплата ордынской дани;

-Москва превратилась в центр освободительной борьбы;

-произошел распад Золотой Орды;

-было свергнуто ордынское иго.

3.Сражение на Куликовом поле произошло:

11 августа 1378 г.; 3 октября 1382 г.; 8 сентября 1380 г.; 15 июля 1410 г.

2.Продолжи предложение


1. Перед битвой князя Дмитрия благословил Сергий… (Радонежский)

2. Около какой реки произошла Куликовская битва? (Дон)

3. Правитель Золотой Орды в год Куликовской Битвы. (Мамай)

4. Ордынский воин, участвовавший в поединке перед битвой. (Челубей)

5. Имя русского воина, вышедшего на поединок. (Пересвет)

6. Так прозвали князя Дмитрия Ивановича после победы

на Куликовом поле. (Донской)


Итак, подведем итог.

Победа русских в Куликовской битве всколыхнула национальное самосознание народа, дала надежду на избавление от ненавистного ордынского ига. Это была первая серьезная победа над татарами, показавшая мощь объединенных русских сил. Москва при этом, выступила подлинным лидером объединения и освобождения Руси. Московский князь вошел в историю под именем Дмитрия Донского.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

Давайте дадим имя сегодняшнему уроку (предложения учащихся): «Куликовская битва – поле русской славы»; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества…

Большое спасибо вам, ребята! За то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой и сердцем. А это дорогого стоит.

Рефлексия. В результате урока «Куликовская битва» мне открылись:

Три самых важных имени… два самых важных события…

Три самых важных качества…




д/3 п.18, вопросы, ответить на вопрос «Дмитрий Донской, кто он для меня?»






Оценки если вы оцениваете свою работу на «5». Поднимите сигнал красного цвета

«4» синего

«3» зеленого




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Куликовская битва"

Автор: Каздровская Ксения Александровна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Зачетная работа по истории 10 класс по теме "Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(67) "zachietnaia-rabota-po-istorii-10-klass-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "192577"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427472990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Презентация для урока истории в 6 классе по теме Куликовская битва "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-dlia-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "130151"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415823050"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_kulikovskaia_bitva_1"
    ["file_id"] => string(6) "616626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667466881"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок-исследование по теме «Куликовская битва и истоки русского национального самосознания»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_issliedovaniie_po_tiemie_kulikovskaia_bitva_i_istoki_russkogho_natsional_no"
    ["file_id"] => string(6) "355112"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478196123"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: " Куликовская битва""
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_v_4_klasse_po_teme_kulikovskaia_bitva"
    ["file_id"] => string(6) "576749"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616672946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства