3.Актуализация опорных знаний | Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. - Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река? Слайд 6 | Отвечают на вопросы | К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие. |
4.Открытие нового знания, нового способа действий | И первым нам на помощь придет автор учебника Андрей Анатольевич Плешаков. Откроем учебник на стр. 92-93. Его рассказ называется «Вода-путешественница». Работа по карте из учебника. Дети берут ручку обратной стороной и повторяют движение реки. По ходу работы на доске появляется схема: Осётр-Ока-Волга-Каспийское море Откуда начинаем своё движение? Плывём по р. Осётр. Какая она по размеру? Куда впадает эта река? (в Оку). Вот проплываем под мостом. Посмотрите, какая ещё река несёт свои воды в р. Оку? (р. Москва). Плывём дальше. Куда впадает р. Ока? (в р. Волгу). Теперь плывём по р. Волге. Что узнали о ней из рассказа? Найдите в тексте. Что видим на р. Волге? (баржу, которая перевозит грузы, катера, теплоходы). Что видим по берегам? (города, леса, большой порт, куда привозят грузы, а дальше переправляют их на поездах). Куда впадает Волга? Что мы видим на море, опишите. (волны, чайки, рыбы, рыболовные суда). А теперь посмотрите ещё раз на нашу схему, которая получилась, какое большое путешествие мы совершили от маленькой речки до большого моря. Расскажите по схеме как мы плыли. ИНСЦЕНИРОВКА движения реки. Работаем в теради – ищем вариант, в котором неправильно указан путь реки.+ доказательство – Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются притоками. Затем дети делают вывод: Река может впадать в другую реку, в озеро или море. Слайды 7-13 Ребята, а какая река протекает в нашей местности? Куда она впадает? Сура берет начало на Приволжской возвышенности в Ульяновской области у села Сурские вершины и впадает в Волгу (Чебоксарское водохранилище), затем с водами Волги попадает в Каспийское море. В Нижегородской области в Суру впадают крупные реки: Урга, Курмышка, Медяна. Слайд 14-15 Работаем в теради-рисуем путь реки Суры Слайд 16-17 | Работа по учебнику. Учащиеся высказывают своё мнение. Работа по учебнику Инсценировка Работа в тетради Работа в тетради | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
6. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным | Чем различаются река и море? Слайд 19 Дети делают вывод: В реке вода пресная, а в море – солёная. У реки видны оба берега, а у моря другого берега не видно, потому что оно очень большое. | Учащиеся высказывают своё мнение. | Р: волевая саморегуляция. П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий. |
7.Практическая работа | Практическая работа. Перед вами стоят 2 стаканчика, с помощью соломинки определите в каком стакане вода пресная, в каком солёная. Как вы думаете, морская вода полезная? Как же можно превратить пресную воду в солёную? Выполнение работы. Слайды 20-21 | Ребята выполняют практическую работу | Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
8.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным | Вода в реках течёт круглый год, река отдаёт свои воды морю. Но ведь вода в реке всё равно остаётся. Как пополняется вода в реках? Как они питаются? Слайды 23-30 Дети делают вывод: Вода в реках пополняется водами подземных источников, дождей и снегов. Экологическая беседа: Как человек использует реку? Всегда ли н бережно относится к воде? Что надо делать людям, чтобы не нанести урон? Слайды 31-36 | | Р: волевая саморегуляция. П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий. |
9. Рефлексия. Подведение итогов | Подведение итогов О чём говорили? Какие моменты рассматривали? (по плану) Куда может впадать река? Чем различаются река и море? Как пополняются реки? Нужна нам вода? Работа с листочками (конец урока). Вывод: улучшились знания? Кто узнал что-то новое? А какие состояния воды вы знаете? Мы сегодня рассматривали воду в каком состоянии? А в твердом состоянии в виде чего бывает вода? Вот на следующем уроке мы рассмотрим воду в твердом состоянии и выясним – откуда берутся снег и лед. Лист самооценки | Начало урока | Конец урока | Путь реки? | | | Отличия реки и моря. | | | Откуда берётся вода в реках? | | | Как человек использует реку? | | | | Подводят итог урока | П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. |