Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации к учебной деятельности. | Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. -Здравствуйте! «Добрый день, добрый час Как я рада видеть вас Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели» Меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. | Приветствуют учителя. Присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на дальнейшую работу. -Здравствуйте! | Личностные: развитие доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося. |
2.Этап актуализации пробного действия. | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Загадывает загадки Муравьишка спешит с вами встретиться, друзья. У него уже готова загадка. Отгадайте ее. Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. -О каком зеленом друге говорится в загадке? -О каких ладошках здесь говорится? -На прошлом уроке вы познакомились с темой «Что такое хвоинки?». Давайте с вами вспомним, а что это такое? -Что общего у ели и сосны? Загадки: Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня же обижают: Шкуру тонкую сдирают. Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ... Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! -Распределите эти деревья по группам. В какие группы вы их распределили? | Вспоминают пройденный материал. Отгадывают загадки. Распределяют деревья по группам. Внимательно слушают загадку. -О лесе -О листьях. -Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок. -Общего – это хвойные деревья, различие в том, что у ели маленькие иголки, овальной формы шишка и она плотная, а у сосны длинные иголки, и раскрытая шишка. Елка Липа Сосна Дуб Дуб и липа – лиственные, ель и сосна – хвойные. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Организует работу с учебником. Формулирует учебную задачу. Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы, с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь. В ту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав. Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. -Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика. (пока учащиеся называют насекомых, вывешиваю их на доске) -Как назвать их всех одним словом? -О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? -Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? -И тема нашего урока «Кто такие насекомые?» Что ты можем узнать о них? -Прочитайте тему урока на стр. 32 учебника -Прочитайте учебную задачу. | Работают с учебником. Определяют задачи урока с учебника. -Пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы. -Насекомые -О насекомых -Насекомое. Из каких частей они состоят, как живут и т.д. «Кто такие насекомые?» -Узнаем, каких животных называют насекомыми. Будем учиться определять насекомых. | Регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. | Организует работу с учебником. Задает загадку про бабочку. -Каких насекомых вы знаете? Рассмотрите рисунок на стр. 32. Какое из этих животных насекомое? -А как вы думаете, почему его так назвали? -Отгадайте загадку. О ком из насекомых в ней говорится? Над цветком порхает, пляшет Веерком узорным машет. -Давайте рассмотрим бабочку на стр. 32. Назовем ее части тела. -Сколько крыльев у бабочки? -Сколько мы видим? -Почему? -Сколько ног у бабочки? -Кто из вас видел бабочку? Где видели? Чем питается? Кто из вас ловил ее? Зачем вы это делали? (Когда вы ловите бабочку, у вас на пальцах остается ее пыльца, а без пыльцы бабочка жить не может). -Какие насекомые прилетели к бабочке? Вывешиваю на доску соответствующие картинки. -Вы видели у божьей коровки черные точки на крылышках? Как вы думаете, что это? А еще есть и синие, и желтые божьи коровки. -Чем она питается? -А где вы видели стрекозу? Чем она питается? -У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей. -Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. -Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? ФИЗМИНУТКА: Утром стрекоза проснулась Потянулась, улыбнулась Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. | Работают с учебником. Находят и показывают части тела бабочки. -Называют насекомых. -Богомол. -Потому что, когда он встает на задние лапки похоже, как будто он молится. -Бабочка Рассматривают бабочку. Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар -Четыре. -Два. -Потому что бабочка расположена боком. -Шесть. Делятся своими впечатлениями. -Стрекоза, божья коровка. Учащиеся рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. -Это зависит от того, к какой разновидности относится божья коровка -Она питается тлей. -Она в основном обитает на воде и откладывает свои яйца, питается комарами, мухами. -Их по шесть. -У которых шесть ног. Вместе с учителем выполняют физминутку. | Познавательные: выделение познавательной цели. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера. |
5.Этап реализации построенного проекта. | Организует работу в рабочей тетради. Проверяет выполнение работы. -Какие насекомые здесь нарисованы? -Вспомните, как они окрашены. -Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? -А для шмеля? -Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый? -Рассмотрите вместе с соседом по парте рисунки на стр. 33. Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали. | Работают в рабочей тетради, самостоятельное выполнение задания. -Кузнечик, шмель. -Кузнечик – зеленый, а шмель – черный, желтый, коричневый. -Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень сложно защищать себя, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов. Своей пестрой окраской он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало. Кузнечик, шмель, оса, солдатик, муха. | Регулятивные: осуществление контроля и оценки своей деятельности. |
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Проводит самостоятельную работу в рабочих тетрадях. Задание №2 на стр. 22-23 -Рассмотрите рисунки. Каких насекомых вы видите? -Сколько ног у жуков? -Сколько больших жуков на этой странице? -На цветных рисунках жуки увеличены. На самом деле их размеры такие, как на маленьких черных рисунках. Раскрасьте жуков. | Самостоятельное выполнение работы. -Жуков -Шесть -Шесть | Регулятивные: осуществление контроля и оценки своей деятельности. |
7.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | Формулирует задание, используя наглядности. -Ребята, друзья Муравьишки Вопросика отправили телеграмму Черепахе с иллюстрациями насекомых. Она определила их так: это муха (показываю осу), это бабочка (показываю шмеля), это шмель (показываю божью коровку) и т.д. -Правильно ли Черепаха определила названия насекомых? Давайте поможем Черепахе верно определить насекомых. | Внимательно слушают задание учителя. Слушают учителя и рассматривают иллюстрации. -Нет. | Коммуникативные: владение диалогической речью. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; осуществление контроля своей деятельности. |
8.Этап рефлексии учебной деятельности | Организует обобщающую беседу по теме. Проводит рефлексию учебных действий. Прощается с классом. -Кто такие насекомые? -Назовите основной признак насекомых? -Приведите примеры насекомых На ваших столах есть бабочки и кузнечики, с помощью них оцените свою работу на уроке. Если вам все понравилось и у вас все получилось, то на поляне разместите бабочку, если что-то не получилось и вы не довольны своей работой, то поместите кузнечика в травке. Расположите своих насекомых на полянке. -До свидания. | Принимают участие в обобщающей беседе. Дают оценку своей работе на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. -Насекомые – это животные, у которых шесть ног. -Основной признак насекомых – наличие шести ног. -Муха, оса, пчела, шмель, кузнечик, комар, солдатик, божья коровка и т.д. Оценивают свою работу на уроке. -До свидания. | Регулятивные: осознание важности полученных знаний; понимание причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: освоение начальных форм рефлексии. |