Изучение нового материала. - Найдите соответствия названию состояния воды и расположению частиц. (Модели + Жидкое Газообразное Твёрдое + стрелки) - Загадки помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях. На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град) Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака) Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман) Бел как мел, с неба прилетел. (Снег) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём. Ищем, ищем, не найдем. -Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии? (Распределить картинки – названия состояний воды по группам: роса, море, реки, озёро,, ручей, дождь, Лёд, снег, сосулька, айсбер Туман. Пар.) - Почему между моделями стоят стрелки? (Вода постоянно из одного состояния переходит в другое) - От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры) - Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды. - Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге. - А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.) - Почему? О каком свойстве воды говорит это явление? (Испарение). -Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей) - Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях. Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента. - Что это за тело? (ледяной кубик) - Какое вещество? (вода) - В каком состоянии? (твердом) - Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть) - Какой процесс происходит? (таяние, превращение из твердого состояния в жидкое) - Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар) - Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (начнется процесс конденсации – остывания воды и превращение в жидкое состояние) - Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? ВЫВОД: - Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени. - Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете? - Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот) - И вот какую историю поведала нам сама вода : Я живу в открытом море, Там гуляю на просторе. Путешествовать люблю, И подруг с собой беру. Лишь пригреет солнце жарко, В море мне сидеть уж парко. Рвусь из водной той среды К солнцу паром из воды. До небес я поднимаюсь, Там с подругами встречаюсь Образуя облака. Ветер нас несет, пока В туче нам не станет тесно. И тогда, скажу вам честно, То дождинкой, то снежинкой Я стремлюсь на землю вниз. Ну, дружок, теперь держись! В лесу, в городе и в поле, В речке, в озере и в море, И на тоненькой травинке, Каплей маленькой росинки. Побывала я не раз. И теперь в гостях у вас. – Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.) – ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе. - А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. (Работа в группах, обсуждение на доске, ПОТОМ на СМАРТ) -Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия.(испарение, конденсация, замерзание, таяние) - В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе? - Проверим, правы ли мы в своих выводах. |