Развивать у учащихся функции интеллекта, внимание, сравнение, анализ, память: стимулировать исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи.
Дать учащимся понятие о основных свойствах воды (вода не имеет цвета, формы, вкуса); дать знания о изображении водяных объектов (реки, моря, океана на глобусе)
Воспитательные задачи.
Воспитывать любовь к водному богатству земного шара, нашей страны. Воспитывать доброжелательность и уважение к людям; учить слушать друг друга.
Методы: групповая и индивидуальная работа, беседа.
Оборудование: графин, тела различной формы, колбочки разной формы, блюдце, вода, мыло, мыльные пузыри, салфетки, глобус, книги, компьютер, планшет, раздаточный материал.
Ход урока.
I.Организация класса на работу.
Актуализация темы на восприятие вещества - воды.
Учитель. Ребята, мы сегодня будем изучать очень интересное вещество. Протяните мне салфетку и закройте глаза.
Капаем каждому ребенку на салфетку по капельке. Что это? Как вы думаете?
Ответы детей…..
Учитель. Откройте глаза и посмотрите, что у вас на салфетке.
Да, сегодня у нас очень интересная и трудная тема. Вода.
II.Основная часть.
1.Вода в природе.
Учитель. Ребята! Где вы видели воду?
Ответы детей….
Вывод; в реке, океане, озере, море…..
2.Задание на формирование понятия - глобус.
Учитель. Мы с вами рассматривали глобус. Как обозначают на глобусе реки? Какого цвета? Синяя ленточка или линяя – это река.
Голубое пятно это море, океан.
3.Задание на определение бесцветности воды.
Учитель. Ребята, как вы думаете, какого цвета вода?
Ответы детей….
Учитель. Давайте проверим?!
Опыт 1.Беру прозрачную емкость и опускаю в нее предмет.
Учитель. Какого цвета предмет я опустила?
Ответы детей…
Учитель. А в воде он поменял цвет? Имеет ли вода цвет?
Ответы детей….
Вывод: Вода прозрачная! Она не имеет цвета. Она бесцветная.
4.Задание для определения вкуса и запаха воды.
Учитель. Ребята!. Садитесь за парты. Поставьте поближе к себе стаканчики с водой. Какой вкус у конфет? А у лимона? А какой вкус еще бывает? Что ты ел такого вкуса? А как вы думаете, у воды есть вкус?
Ответы детей…..
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса. Она безвкусна.
Учитель. А запах? Чистая вода имеет запах?
Ответы детей….
Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
5.Задание на ознакомление с понятием: вода не имеет формы.
В мешочке находится шар, прямоугольник, квадрат, призма и т.д.. Дети определяют объемные тела, называют их.
Учитель. Ребята, а какую форму имеет вода? Давайте проверим: в ёмкость с водой опускают руку (Ощущение воды в емкости). Вода имеет форму?
Ответы детей….
Опыт 2.На столе сосуды разной формы и графин с водой. Наливаем воду в первую емкость (квадратный стакан).
Учитель. Какую форму приобретает вода? Из первой переливаем во 2-ю (шар). Какую форму приобретает вода? Из 2-ой емкости в 3-ю (прямоугольный стакан) Какой формы стала вода?
Вывод: Вода не имеет своей формы, она принимает форму сосуда, в который ее наливают.
Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева
И гулять бегут все детки.
Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном,
Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим
Дружно катят снежный ком.
Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
Упражнение № 2.Снежок.
Слова
Действия
Раз, два, три, четыре,
загибать пальчики
Мы с тобой снежок слепили
лепить, меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий.
показывают круг, гладят ладони друг о друга
Раз –подбросим,
«подбросить»,посмотреть вверх
Два –поймаем.
«ловят», приседают
Три –уроним
встают, «роняют»)
И… сломаем!
топают
7.Загадки о различных состояниях воды.
Ручей, родник и льдинка, Море, речка и снежинка, Айсберг, океан и дождь – Ты везде её найдёшь!
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Говорю я брату:
- Ох, с неба сыплется горох
-Вот чудах, - смеется брат,
Твой горох ведь это…. (Град)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Было покрывало
На земле лежало,
Лето пришло,
Оно все сошло. (Снег)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем (Роса)
Вывод. Дождь, град, снег, роса – состояние воды.
7.Задание на определение растворимости веществ в воде.
Дети .при помощи воды разводят мыло, чтобы получилась мыльная пена.
Учитель. Для чего она нужна?
Ответы детей….
Учитель. А еще она нужна, чтобы пускать мыльные пузыри.
Ваня, пусти пузыри, а мы посмотрим на них, как весело они летят, какие они красивые, разноцветные. А теперь поймайте их.
8.Задание на развитие слухового анализатора.
Учитель. Сейчас мы послушаем, как шумит весенняя река, водопад ,океан. Учитель включает видеозапись.
9.Задание на значение воды и её роль в жизни человечества.
Учитель. Без воды жизнь на земле невозможна, всем нужна вода. Поэтому воду надо беречь. Тело человека состоит из воды. И еще много интересного вы узнаете о воде, когда подрастете. Поговорите дома со взрослыми, расскажите им, что вы сегодня узнали, спросите их, что они знают о воде.
III.Заключительная часть.
1.Закрепление пройденного материала.
Учитель. Ребята! Сегодня мы узнали много нового о воде.
Что вы можете сказать о цвете и вкусе воды? О её форме? Каковы свойства воды? Где она находится и её применение.
2.Домашнее задание. Прочитать параграф. Написать маленький рассказ о капельках воды.