Просмотр содержимого документа
«коспект урока по литературному чтению»
Разработка урока по литературному чтению в 4 классе на тему
«А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
по УМК «Школа России»
Тема урока: А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Цели: расширить знания о творчестве А. А. Фета; учить видеть и замечать прекрасное в природе; обогащать словарный запас; развивать память, речь, воображение.
Планируемые результаты:
предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные:Регулятивные УУД- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
Познавательные УУД – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
Коммуникативные УУД – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. А. Фета.
Оборудование: портрет и выставка книг А. А. Фета, презентация и аудиоприложение к учебнику, мультимедиапроектор и интерактивная доска
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка (слайд 2)
- Поиграем в «Рифмушку». Вставьте пропущенные буквы, и у вас получится текст песенки. (Идет матушка-весна, /Отворяй-ка ворота. / Первый март пришел, / Белый снег сошел. /А за ним и апрель /Отворил окно и дверь. /А уж как пришел май, / Солнце в терем приглашай!)
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка □□□□□□.
Первый март пришел,
Белый □□□□ сошел.
А за ним и □□□□□□
Отворил □□□□ и дверь.
А уж как пришел □□□,
Солнце в те□□□ приглашай!
-Понравилась вам песенка?
-Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
Сообщение темы и постановка целей урока (слайд 3)
- Расшифруйте имя поэта, с чьим творчеством сегодня познакомимся.
ЙИСАНАФА ЧИВЕЬСАНАФА ТЕФ
(Афанасий Афанасьевич Фет).
- Определение задачи урока. (слайд 4)
Да, ребята сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством А.А.Фета и будем учиться выразительно читать его стихи.
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством А. А. Фета. (слайд 5-6)
- Что вы знаете об авторе? Какие стихи помните?
(Слово учителя о поэте.См. материал к уроку)
2015 год в России объявлен Годом Литературы. 5 декабря 2015 года исполнилось 195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (н.ф. Шеншин) (1820-1892). Автор стихотворений для детей «Колокольчик», «Сад весь в цвету».(слайд 7-12)
Работа над стихотворением «Весенний дождь» (слайд 13-14)
-Отгадайте загадку.
Не идет, не скачет,
А плывет и плачет.
Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
-Итак, о чем пойдет речь? (Дождь.)
Без него и трава не растет.
Мокрому он не страшен.
Будет он - будут и грибки.
- Послушайте стихотворение А. А. Фета «Весенний дождь».
(Слушание, как произведение читает актер по аудиоприложению к учебнику.)
– О чем это стихотворение?
– Какие строчки вас особенно поразили, показались необычными?
– Какие чувства пробудило в вас это стихотворение?
– Каким настроением оно пронизано?
– Как нужно читать это стихотворение?
-Как вы понимаете выражения « в разрывы облак солнце блещет», «качаясь движется завеса»? (Завеса – 1) большая занавеска (устар.); 2) (перен.) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.) (слайд 15)
-Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.
В золотой пыли; Медом тянет; По листьям барабанит
- Какую картину изобразил А. А. Фет в своем стихотворении?
- Как он сумел показать начало дождя?
(Выразительное чтение стихотворения на с. 141 учебника.) 2-3 ученика.
Физкультминутка(слайд 16)
-Отгадайте загадку: Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела
Продолжение работы по теме урока.
Работа над стихотворением «Бабочка» (слайд 17)
Послушайте ещё одно стихотворение А. А. Фета, которое называется «Бабочка». (Слушание, как произведение читает актер по аудиоприложению к учебнику.)
– Что хотите сказать?
– Какой вам показалась бабочка?
– Какие слова передают красоту бабочки?
– Прочитайте их.
– Какие слова передают лёгкость, изящность, хрупкость бабочки?
- Словарная работа.Объясните значение слов. (слайд18)
ОЧЕРТАНЬЕ- вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.
БАРХАТ- плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
-Подберите синоним к слову «сверкнув». (Блеснув.)
-Подберите антоним к слову « спешу». ( Медлю.)
(Работа по вопросам и заданиям 1-3 на с. 142 учебника.)
-Какой основной прием использовал поэт для создания образа бабочки?
(Олицетворение – бабочка разговаривает с поэтом)
-Выберите интонации, которые подойдут для чтения стихотворения.
- Выразительное чтение стихотворения на с. 142 учебника.
Проверка домашнего задания.
-Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева
Рефлексия. Оцените свою работу на уроке. (слайд 19)
-Что я узнал? Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
Подведение итогов урока
-Какие стихотворения вы сегодня прочитали? О чем они?
Домашнее задание (слайд 20)
Выучить одно из стихотворений. Нарисовать иллюстрацию к нему.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии А. А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. В 1838г. поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник под инициалами А. Ф. Вскоре в журналах стали появляться самобытные стихотворения, подписанные «Ф. Фет».
В начале 1840-х гг. стихотворение «На заре ты ее не буди…», положенное на музыку А. Е. Варламова, стало народной песней.
Выйдя в 1858 г. в отставку, Фет решил стать профессиональным литератором и занялся переводами. Однако резкое изменение «общественного воздуха жизни» и разрыв с журналом «Современник» привели поэта в состояние тяжелейшей депрессию. Он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. Фет купил в Мценском уезде хутор Степановка, который за 17 лет превратил в образцовое доходное хозяйство. В 60-70-х гг. в лирике поэта прежде скрытая « тоска по совершенству» превратилась в ясно различимую «боль от красоты», зазвучав «плачем» и «рыданием» в его поздних стихах. Последний взлет творческой активности совпал с покупкой в 1877 г. усадьбы Воробьевка, которую Фет сделал «обителью поэта». Именно здесь появились один за другим четыре выпуска его лирических стихотворений под общим названием «Вечерние огни».