Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | | -Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока будет высказывание Константина Скворцова: «Жил удивительный, уникальный писатель Виталий Бианки, его всю жизнь упрекали, что пишет он не о главном – пишет о птичках, цветах, деревьях» -Согласны ли вы с тем, что писать о птичках, цветах, деревьях – это не главное? - Сегодня на уроке мы с вами выясним, нужно ли нам беречь природу и животных или нет. -Как называется раздел, к изучению которого мы с вами приступаем? -Как вы понимаете это название? -Знаете ли вы, как люди называют животных? -как вы понимаете это выражение? -как вы объясните слово «меньшие»? -Что подчеркивается словами «братья меньшие?» РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ -Посмотрите, ребята, как писатели Михаил Пришвин, Иван Тургенев и российский академик Дмитрий Лихачев высказываются о природе: 1)В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин 2)Природа — дом, в котором живет человек. Дмитрий Лихачев 3)Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Иван Тургенев -первый ряд – работает с первым высказываем, второй – со вторым, третий – с третьим. Ваша задача прочитать, посоветоваться с соседом и объяснить для всех, как вы понимаете это высказывание. На обсуждение у вас 2 минуты, приступайте. -Ребята первого ряда, пожалуйста, расскажите для всех, как вы понимаете высказывание Михаила Михайловича Пришвина -замечательно. Ребята второго ряда, расскажите понимание высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева. -спасибо. Третий ряд, вам слово. У вас высказывание Ивана Сергеевича Тургенева. -Спасибо, ребята. Мы с вами убедились, что люди разных профессий говорили о природе, и все они отмечают, что природа – это и дом для нас, и мастерская и мы должны бережно к ней относиться, потому что в природе всё взаимосвязано. | -не согласны -Любим всё живое -любить, беречь животных, окружающий мир, людей, близких -братья наши меньшие -животные меньше нас, мы должны о них, как о братьях заботиться - -что мы должны беречь и сохранять животных -всё в природе взаимосвязано, как мы относимся к природе, так и она к нам. Не зря сейчас происходит так много катаклизмов. Это результат плохого отношения людей к природе -природа для нас дом, и мы как дома должны бережно относиться к ней, заботиться, не мусорить, ухаживать за растениями и животными -природа – это мастерская, и человек, как работник в этой мастерской должен создавать красоту, работать на природу, помогать ей во всем, а не разрушать | К: формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения формирование умения работать в паре формирование умения отвечать на поставленные вопросы П: формирование умения анализировать, обобщать | Словесный (беседа) Практический (анализ высказываний писателей), словесный (беседа) |
Открытие новых знаний | | -Зная название раздела, можете ли вы предположить, какие произведения и каких авторов мы будем изучать? -как вы думаете, какие понятия мы встретим в этом разделе? -откройте учебник на 86 страниц, прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе -как вы понимаете эти слова? -хорошо, ребята, ваши предположения мы послушали, теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, правильно ли вы предполагали. -……… и …….. помогут нам в этом. -на какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают?? -Какие правила правописания этих слов нужно соблюдать? -приставки СА- не бывает -Теперь, зная смысл этих слов, составьте с ними предложения. Форму слов менять нельзя. Составляем предложения с ИС. (если затрудняются: У меня получились такие примеры: Я проявляю сочувствие к тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Сопереживание – это хорошее человеческое качество. -Как вы считаете, чему мы должны будем научиться? -На сегодняшний день нужно уметь сочувствовать и сопереживать близким, но не каждый это умеет делать, а мы с вами постараемся этому научиться. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ -Прочитайте диалог Ани и Вани для себя на странице 86 и подумайте, как еще можно помогать животным. У вас 5 минут. -В книге «Маленький Принц», автор которой французский писатель и летчик Антуан де Сент -Экзюпери, встречается фраза Лиса «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете выражение? -Какой вопрос задает Аня? -Да, ребята, на самом деле это большая проблема – вымирание тигров. А что делают с теми животными, которые на грани исчезновения? -Абсолютно верно. Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений, грибов. В этот список внесено около 500 видов разных животных и растений. Есть так же отдельная Красная книга Свердловской области, в которую занесен Амурский тигр. -Амурский тигр – один из представителей, которые находятся на грани вымирания. И сейчас мы в этом убедимся, посмотрев видео. Сколько особей осталось? -Как бы вы ответили на вопрос Ани? -Как отвечает на него Ваня? -Найдем в каждом предложении главные слова, при чтении которые нужно выделять голосом – повышать его. -Какой знак стоит в конце второго и третьего предложения? -значит нужно читать с вопросительной интонацией. -Когда нам встречается запятая – нужно делать небольшую паузу, чтобы почувствовалась интонация перечисления. -Прочитаем этот диалог по ролям. Кто хотел бы прочитать за Аню? -За Ваню? -Остальные ребята будут оценивать, получилось ли у ребят соблюдать все правила, о которых мы сказали, внимательно слушайте и следите. Начинаем. -Получилось у ребят прочитать? -Таким образом, ребята, мы с вами должны всячески помогать нашим близким животным и растениям: кормить зимой, не убивать кузнечиков, защищать тигров и львов от браконьеров. | -Сергея Михалкова, Михаила Пришвина, Евгения Чарушина -любовь, животные, сказки… -читают: сочувствие, сопереживание -высказывают предположения -2 ученика читают определения слов -кто, что, предмет -сочувствие – непроизносимая буква согласного звука в корне слова Сопереживание – правописание букв гласных звуков в приставке, В приставке –пере так же пишется 2 буквы е -представляют свои получившиеся варианты -сопереживать и сочувствовать -должна заботиться о своих родных и близких -Как мы можем быть в ответе за львов, тигров, маленьких кузнечиков, птиц? -заносят в красную книгу -птичкам делать кормушки, кузнечиков не убивать, тигров и львов защищать от браконьеров -он делает скворечники, кормит птиц, не обижает и заботится о них – мы, ответе, тех, приручили, как, львов, тигров, кузнечиков, птиц, что, можем, сделать, я, скворечники, кормлю птиц, я, главное, не обижать, заботиться -вопросительный -поднимают руку -поднимают руку -высказывают мнение | П: обогащение словарного запаса Совершенствование умения работать с учебником, словарями П:формирование умения выразительно читать, читать по ролям формирование умения определять главные значимые слова в предложении совершенствование формирования орфографической зоркости К:формирование умения отвечать на поставленные вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения Р: формирование умения проводить взаимооценивание | Словесный (беседа) Практический (работа со словарями) Практический (чтение по ролям) Словесный (беседа) |
| | ЧТЕНИЕ ТЕКСТА В.Бианки - Возьмите тексты, которые у вас лежат на столах. Автор этого выражения Виталий Бианки. Прочитайте его для себя в течение 2минут. Читайте внимательно, чтобы ответить на вопрос: «Что же не нужно делать с природой?» «Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил тысячу деревьев – столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу – дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и без рыбы. Мало тебе зверей в лесу – организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!» -Так что же не нужно делать с природой? -А что предлагает делать Виталий Бианки? -Как отблагодарит она нас? -Как вы понимаете выражение «кладовые и музеи»? -С чего нужно начинать? -Как вы понимаете выражение «брать в долг»? -Что может случиться, если этого не делать? -как вы понимаете значение слова «хапуга»? -Подведем итог, что же предлагает делать Виталий Бианки, чтобы сохранить нашу природу? | -читают текст -не нужно покорять её -понимать, изучать, узнавать -откроет свои кладовые и музеи -своим богатством, недра, полезные ископаемые, лесными красотами -перестать природу грабить -если срубили 1000 деревьев – то столько же посадить, если выловили рыбу – дать подрасти малькам. -можно остаться без леса, без рыбы -это тот, кто присваивает себе всё незаконным путем -нужно понимать, изучать, узнавать её, брать у природы в долг, не превращать её в пустыню | К: совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы П:обогащение словарного запаса, формирование умения анализировать П: совершенствование умения читать для себя | Практический (работа и анализ текста В.В. Бианки), словесный (беседа) |
Первичное закрепление | | РАБОТА С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ САМОВАРОВА - Прочитайте на 86 странице в учебнике, что нам сообщает профессор Самоваров и подумайте, как можно озаглавить этот текст. Читаем для себя 3 минуты. -Как бы вы озаглавили? -Послушайте, внимательно задание: Вам нужно по этому тексту придумать и задать 2 вопроса своему соседу. -прочитаем текст выразительно, а перед этим определим главные слова, которые мы при чтении будем выделять голосом -не забывайте о запятых. -кто желает попробовать? Остальные внимательно следите и слушайте, правильно ли ваш одноклассник читает. -И так, ребята, Самоваров призывает нас следовать его правилам, жить в мире с животными, ведь они учат нас сочувствовать и сопереживать. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ -У вас на столах лежат карточки с названиями животных. Рядом запишите названия детенышей этих животных. Работаем в парах. На выполнение задания 3 минуты. Приступаем. -Проверяем, какие ответы у вас получились. -проводится проверка. -Ребята, кто написал все 5 названий детеныша правильно – поднимите руки, можете себе карандашом 5 на листочке поставить. У кого 4 правильных ответа? Поставьте себе отметку 4. А остальным просто нужно подучить названия детенышей и они тоже будут успешны. -У животных, как и у людей, есть детеныши, и они точно также за ними ухаживают, заботятся о них, создают уют и тепло в своих норах, гнездах и так далее. Представляете, как они огорчатся, если кто-то навредит и разорит их дом. Поэтому нужно помогать животным! | -читают -советы Самоварова, Правила Самоварова -примерные вопросы: Кто живет рядом с нами? Как человеку нужно жить рядом с животными? Чему учат нас животные? -Мы, все, одной, планете, рядом, звери, птицы, растения, человеку, надо жить, в мире, животные, учат, любить искренне, они , учат нас сочувствовать, сопереживать -несколько учеников читают, остальные слушают -выполняют задание Утка- утенок Овечка- ягненок Курочка- цыпленок Корова- теленок Свинья - поросенок | П: формирование умения анализировать, сравнивать П: совершенствование умения читать для себя К: формирование умения формулировать вопросы, работать в паре | Практический (работа и анализ высказывания Самоварова) Словесный(беседа) Практический (работа с карточками) |
Рефлексия. Подведение итогов | | -Что было для вас ценным на уроке? -Что вам пригодится в жизни? -2016 год – год российского кино. Давайте вспомним фильмы, где героями являются животные -Кого бы вы оценили и за что? -5 я бы сегодня поставила….., потому что….. 4 заслуживают…….., потому что……. -Остальные ребята, старайтесь, видно, что вы очень много знаете и умеете. -Урок подошел к концу, спасибо большое! | -узнали о красной книге, читали по ролям, нужно сохранять природу и животных -что буду стараться беречь природу -Белый Бим, черное ухо (режиссер этого фильма Станислав Ростоцкий) Серая шейка снят по мотивам рассказа Д.Н.М-Сибиряка, Маугли -Киплинг, Три поросёнка-С.Михалков, Маша и медведь-реж.Олег Кузовков, Волк и 7 козлят – братья Гримм, Кот в сапогах- Шарль Перро,
-высказывают мнение
| К: формирование умения отвечать на поставленные вопросы Р: формирование умения проводить взаимооценивание и аргументировать свою точку зрения | Словесный (беседа) |