Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по русскому языку на тему "Большая буква в именах людей."»
Русский язык.
Тема:Большая буква в именах людей.
Цель: Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных»
Задачи:
Обобщение знаний о правописании имён собственных; упражнение в написании имен собственных.
Развитие познавательных интересов, внимания.
Коррекция мелкой моторики
Создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Оборудование:компьютер, мультимедиа, фонограмма, портреты сказочников, картинки сказочных героев, вагончики со словами, карточки для индивидуальной работы для работы.
Ход урока.
I. Организационный момент – психологический настрой «Подари улыбку»
1.- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)
2.Упражнения для рук «гусь-курица-петух», «дом-ежик-замок»
3.Запись числа и классной работы в тетрадь.
1. Вступление.
-Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать? Да. А хотите отправиться в путешествие? Путешествие можно совершить и пешком и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Паровоз)
2. Выход на тему.
-Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.
СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ
- А кто в этой стране живёт? ( Большие Буквы).
II. Основной этап урока.
Итак, ребята, отправляемся в путь… и первая станция«Чистописание»
(На доске написана буквы «Л М»)– Назовите буквы.– Какие они? (большие)– Из скольких элементов они состоят?– Давайте пропишем эти буквы.
Придумайте слова, которые начинаются с большой буквы «Л» и «М» (Маша, Лена) и запишите в тетрадях и поставьте ударение (У доски 2 ученика).
- Почему эти слова пишутся с большой буквы (это имена людей)
-А еще какие слова пишутся с большой буквы? (ответ детей)
- И мы с вами попали на станцию«Вспоминай».
Давайте вспомним и все вместе проговорим правило про большую букву. (повторение правила стр. 103)
Итак , отправляемся в путь и наш паровозик прибывает на станцию«Сказочные герои»
- Угадайте героев, которые нас встречают
Он коварнейший злодей,
Им пугают всех детей.
Живет он не в Малаховке*
А в жаркой-жаркой Африке.
Носит пистолет и нож,
Учиняет он грабеж.
Нет разбойника страшней.
Кто же это? — … (Бармалей).
Он в лесу у нас живёт,
Лечит весь лесной народ.
Всем на помощь он спешит –
Добрый … (доктор Айболит).
Он — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир! (Мойдодыр)
Старушка, от которой убежала вся посуда…(Федора)
-Федора, Мойдодыр, Айболит, Бармалей…
-Что общего у этих слов? (Все эти слова – имена, пишутся с большой буквы).
- В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы.
-Ребята, а из каких сказок эти герои? Кто написал эти сказки?
- Продолжаем наше путешествие.
И прибываем настанцию«Сказочники»
- Одного сказочника вы уже назвали (портрет) Корней Чуковский. Посмотрите на этот портрет и назовите этого сказочника (портрет) Александр Пушкин.
- Назовите их фамилии и запишите в тетрадь, подчеркивая орфограмму. (Чуковский, Пушкин)
- Как мы пишем фамилии? (С большой буквы)
Отправляемся дальше и прибываем на станцию«Размышляй»
Послушайте стихотворение и подумайте, что напутал автор.
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка.
А еще у них была
Собачонка Мурка.
Что это за слова Мурка, Жучка, Буренка?
(вагончики с кличками) – Вставим пропущенные буквы. Бб, Мм Жж.
- Какие буквы выберем? Почему? (клички животных пишем с большой буквы)
– Соедините правильно: (названия животных и клички)
– Запишите в тетради пары слов: кошка Мурка, собака Жучка, корова Бурёнка.
станция «Отдыхай»— 1.Физминутка, в которой упоминается животное с кличкой «Хомка»
2.тренажер со зрительными метками (сказочные герои в разных частях класса)
III. Закрепление
-Следующая станция«Угадай».
-Кто нас встречает на этой станции?
В ступе летаю,
Детей похищаю,
В избе на куриной
Ноге проживаю. (Баба Яга)
-Где живет Баба Яга?
-На чем летает?
- Составьте предложение из разрезанных слов.
над лесомлетает Баба Яга
-Прочитайте и запишите в тетрадь.
- С какой буквы начнем записывать предложения?
- Что ставим в конце предложения?
имя фамилия
Упр. 196 стр. 103
Упр. 198 стр. 103
IV . Итог урока
Вот и подошло к концу путешествие.
-По какой стране совершили путешествие?( “Больших букв”).
- Какие слова пишем с большой буквы?
-Вам понравилось наше путешествие?
Каких сказочных героев мы встретили?Оценивание —большие «пятерки»
Домашнее задание: Стр. 103 упр. 197 написать имена одноклассников, правило выучить.
Тема: Большая буква в фамилиях людей.
Цели урока:
— направить детей к раскрытию понятий нарицательных и собственных имён существительных;
— содействовать овладению письменной и устной речи; развитию внимания, памяти;
— создать настрой для познавательной деятельности, вызывать желание думать, рассуждать, анализировать.
Оборудование: учебник В.В. Воронковой «Русский язык», карточки, компьютер
Ход урока
(Слайд 1)
I. Организационный момент (СЛАЙД 2)
Друг на друга посмотрели:
Улыбнулись, тихо сели.
Вот вы улыбнулись, и жизнь
пусть на маленькую капельку,
но стала добрее, лучше.
Надеюсь и урок наш пройдет
слаженно, интересно и с пользой для всех.
II. Чистописание (СЛАЙД 3)
у а з О ф д с
- разделите буквы на группы
а) на гласные и согласные
б) на строчные и заглавньие
в) внутри строки и выходят за пределы
- записать буквы в алфавитном порядке
III. Письмо по памяти: (СЛАЙД 4)
Машина, щука, ключ, Антон, печка.
- Кто написал два слова? (три, четыре, пять)
- Исследуем слова орфографически.
- Ищем лишнее слово (СЛАЙД 5)
а) машина — З слога
б) ключ — многозначное слово
в) щуки — во множественном числе
г) ключ — нельзя перенести
д) ключ — не ставим ударение
е) щуки — все согласные мягкие
ё) Антон — имя собственное, начинается с заглавной буквы