На уроке идет речь о самом важном в жизни каждого человека - семье. Формируется представление о жизненном идеале семьи, идет знакомство с историей возникновения семейных праздников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семейные праздники"»
Урок по теме: «Семейные праздники»
(курс ОРКСЭ, 4 класс)
Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников
Задачи: 1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников. 2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи. 3. Сплочение классного коллектива 4. познакомить с историей возникновения семейных праздников
5.показать роль праздников в жизни семьи
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология уровневой дифференциации
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.
Актуализация знаний
Учитель:. Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имел все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Чтение текста стихотворения
Ученик: Мама, а как появилось слово «семья»? Ведь раньше о нем не слыхала земля… Учитель: Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам». - Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: «Я». - Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все также ответила: «Я». - Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя! -Я… Я… - тихо молвила Ева. Я… Я… Ученик: Сказала она знаменитых семь «Я» Учитель: Но семья — это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди, родители: сестры, братья, дедушки и бабушки. ДОМ - Эту букву вы все хорошо знаете. В современном русском языке она называется «дэ», в старославянском - «добро». А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».
3. Работа в группах.
Следующее задание называется «Все дороги ведут к дому». Задание: Составить в единое целое разрезанные на две части пословицы.
Своя хатка – (родная матка.) В гостях хорошо, (а дома лучше.) Двор, что город, (а дом, что терем.) Приведи Бог и (собачке свою конуру.) Твой дом – (твоя воля.) Дома и (стены помогают.) Мой дом – (моя крепость.) - Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся дружные, любящие друг друга люди. Это вы, ваши папы и мамы, сестры и братья, ваша семья.
4.Групповая работа. Физкультминутка. - Давайте встанем, возьмемся за руки и образуем наш классный хоровод Учитель:- В дружной семье, надежном доме принято отмечать праздники.
5.Усвоение новых знаний
Праздник – это …. - это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу. – это историческая память человечества А какие праздники вы знаете?
Праздники
Государственные
Общественные
Семейные
День независимости России
День Победы
День Защитника Отечества
День труда
День единства
и согласия
День учителя
День матери
День города
Рождество
Пасха
День рождения
Новый год
День создания семьи
Крестины
День именинника
7. Усвоение новых знаний
- А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..
Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра иФевронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ — ромашка.
6.Индивидуальная работа. Дети рисуют ромашки.
- Давайте каждый из нас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это Я. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.
-Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается — выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии Святые Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж. Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. 8.Первичная проверка понимания изученного
- А какие праздники отмечаются в вашей семье?
–Как проходят праздники?
Дети рассказывают, показывают фотографии.
9.Подведение итогов и рефлексия
Учитель выносит каравай: - В славянских семьях есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его гости. Давайте отведаем каравай, который для нас испекли мамы.
10.Информация о домашнем задании.
Подготовить одно из предложенных заданий на выбор.
1.Написать рассказ «Самый любимый праздник нашей семьи»