Предмет: русский язык, «Школа России» Класс: 3.
Тема урока | Правописание слов с безударными гласными в корне | Тип урока: урок применения предметных умений |
Целевые установки урока (для учителя) | - способствовать формированию умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; - способствовать развитию умения видеть в словах орфограммы непроверяемого и проверяемого гласного в корне; - способствовать воспитанию интереса к русскому языку, потребности пользоваться языковым богатством |
Планируемые результаты (для ученика) | Предметные | Личностные (личностные УУД) | Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД) |
- формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости; - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова | - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение схемы для решения задач; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; - осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - корректировать выполнение действий; - уметь оценивать правильность выполнения действий. |
Материально-техническое обеспечение урока |
Учебно-методическая литература Учебник «Русский язык 3 класс», Канакина В. П., Горецкий В. Г. Рабочая тетрадь Карточки для индивидуальной работы Наглядность | ЦОР Презентация Мультимедийная техника |
Ход урока |
Этап урока |
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Организационный момент Цель: создание положительного психологического микроклимата, побуждение обучающихся к активной деятельности | Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мне приятно видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам успех и радость. | Эмоционально настраиваются на урок | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания |
Чистописание Цель: отработка каллиграфического написания, обогащение словарного запаса обучающихся | Свою работу начнем с чистописания. - Каким хотите увидеть результат? (Правильно написанные буквы, аккуратность) - Что пригодится для работы? (Старание, внимание…) Запорошены дорожки, Разукрашены окошки. В гости к нам идёт сама Волшебница … (зима). - Назовите первый звук этого слова, дайте ему характеристику (согл., звонк., парн., мягк., парн.) - Какой буквой обозначается? - Рассмотрите в тетради образец написания и так же запишите заглавную и строчную буквы З, з в соединении - Сравните ваше написание букв с образцом. Если увидели расхождения, напишите ещё раз.
- Подберите однокоренные слова к слову зима. Устно (зимушка, зимовье, зимовщик, зимний, зимующий, зимовать, перезимовать) - Подумайте, как умение подбирать однокоренные слова связано с орфографическим написанием? (Однокоренные слова подбираем для проверки орфограмм, т. к. корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга) - Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. На них написаны буквы. Назовите их. А, О, И, Е, Я - Что общего у этих букв? (Обозначают гласные звуки) - Давайте эти гласные присоединим к строчной букве «з» и, как мороз на окне, в тетрадях составим узор из соединений. ( за, зо, зи, зе, зя) - Посмотрите на свою работу. Достигли вы того результата, который планировали? | Настраиваются на выполнение работы Отвечают на вопросы учителя Написание заглавной и строчной буквы З, з в соединении Сравнение своего написания букв с образцом Подбор однокоренных слов Отвечают на вопросы учителя Запись соединений букв Анализ своего написания соединений букв | Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - корректировать выполнение действий; - уметь оценивать правильность выполнения действий Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата |
Словарная работа Цель: проверка усвоения правописания слов с непроверяемыми гласными | Сегодня на нашем уроке – гость. Отгадайте. Что за нелепый человек Пробрался к нам в 21 век. Морковкой нос, в руке – метла, Боится солнца и тепла. - Правильно, это Снеговик. Рисунок снеговика Сегодня мы будем выполнять его задания А у нас – словарная работа. Снеговик приготовил игру «Три подсказки». Загадки он составил, используя ваши проекты «Рассказ о слове» Отгадываем, проговариваем орфографически, записываем, выделяем орфограмму Слова – отгадки записаны на карточках с пробелами, при выделении орфограммы вставляется снежинка с буквой (из чистописания)
1 подсказка: Слово пришло из греческого языка и обозначает «неспелый» , «несозревший» 2 подсказка: Бывает горький, сладкий, солёный, малосольный 3 подсказка: Лежит меж грядок, зелен и сладок. Огурец
1). Замените фразеологизмом: говорить без пользы или говорить необдуманно, зря (Бросать слова на ветер) 2). Он бывает сильный, холодный, пронизывающий, южный 3). Без рук, без ног дверь отворяет Ветер
1). Замените фразеологизмом: кто-либо не может внятно, ясно сказать что-либо (Язык заплетается) 2). Бывает у колокола, у ботинка, у пламени 3). Всегда во рту, а не проглотишь. Язык
1). Замените фразеологизмом: похожи друг на друга по своим качествам, свойствам (Два сапога пара) 2). Бывают кожаные, резиновые, зимние, женские, детские 3). Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. Сапог
- С какой буквой осталась снежинка? С буквой И - Вспомните словарные слова с этой непроверяемой гласной (Вторник, извините, килограмм, пирог, помидор, пятница, улица …) - Запишите одно из этих слово - Какую орфограмму мы сейчас повторили? (Непроверяемая гласная) - Повторите ещё раз, какие гласные могут быть непроверяемыми. (А, О, И, Е, Я) - Где проверить написание этих гласных? (В орфографическом словаре) | Отгадывают загадку Отгадывание, орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы
Приводят свои примеры
Отвечают на вопросы учителя
| Предметные: - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - осуществление сотрудничества с учителем. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
Физкультминутка | - Ваши глаза прекрасно поработали. Дадим им возможность отдохнуть. Выполняем зарядку для глаз. - Напишите «глазами» слово гласная. | Выполнение упражнения для глаз | Личностные УУД: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни. |
Самоопределение к деятельности Цель: определение и самостоятельное формулирование темы и цели урока | Инсценировка Выходят два ученика - Посмотрите инсценировку, подумайте: кто встретился - А, здравствуйте! - Извините, я не А, я О. - О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А. - Встань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос. - Что же у тебя за место такое?
- Кто встретился? (Звуки [а] и [о]) - Какие это звуки? (Гласные) - В каком случае гласный звук слышится нечетко? (В безударном слоге) - Сформулируйте тему урока (Правописание безударной гласной в корне слова) - Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями. Послушайте её. Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него был не мяч, а деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол. - Объясните, почему так получилось? (Дима не проверил безударную гласную в корне или неправильно подобрал проверочное слово) - Чтобы не попадать в похожую ситуацию, какую цель поставим перед собой? (Учиться писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова) | Смотрят инсценировку Отвечают на вопросы учителя Формулирование темы урока Слушают рассказ учителя Формулирование целей урока | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
Актуализация знаний Цель: повторить имеющиеся теоретические знания по данной теме для создания ситуации успеха | - Чтобы не допускать ошибок на правописание безударной гласной в корне слова, предлагаю вам ответить на вопросы: Что | надо проверять? | Где | Как | Ответим на первый вопрос: Что надо проверять? (Гласные А, О, И, Е, Я) Обратите внимание: те же гласные, которые могут быть и непроверяемыми. Поэтому надо научиться различать в словах орфограммы непроверяемого и проверяемого гласного | Работают по таблице Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение схемы для решения задач; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу Личностные УУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
Работа над темой урока Цель: применение теоретических знаний на практике, составление алгоритма действий | Составление алгоритма Фронтальная работа - А теперь, вспомним уроки информатики и составим алгоритм «Проверка безударной гласной в корне слова», которым будем пользоваться в дальнейшем. - Итак, вот слово, которое Дима написал в записке с ошибкой С МЕЧОМ По мере составления выставляются карточки алгоритма - Что сделаем в первую очередь? (Прочитаем слово) - Затем выделим корень. - Поставим ударение. - Определим безударную гласную в корне. - Подберём проверочное слово. - Можно ли какие-нибудь пункты алгоритма поменять местами? (2 и 3) - Исправим ошибку Димы | Составление алгоритма АЛГОРИТМ (Начало) Прочитай слово. Выдели корень слова. Поставь ударение. Определи безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово. (Конец) | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение схемы для решения задач; Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - сотрудничество с учителем Регулятивные УУД: - планировать свои действия |
Физкультминутка | - Что-то Снеговик устал. Давайте сделаем физкультминутку. Встаньте. Снеговик приглашает нас на прогулку. Посмотрите на этот зимний лес Слайд зимнего леса Закройте глаза. Представьте, что мы вошли в зимний лес. Как красив русский лес в это время года! Откройте глаза. - Мороз щиплет и румянит щечки. - Свежий ветерок ласкает ваши лица, - Этот шалун заплетает тонкие веточки берёз. - Погладим белые стволы этих русских красавиц. - Пойдем по тропинке, снег очень глубокий. - Вон вдали за деревьями проскакал зайчишка. - Не будет мешать лесным жителям. Вернёмся в класс и с новыми силами будем постигать секреты грамотного письма.
| Выполнение упражнений: пощипывание щек; движения ветерка к лицу; руки вперед, шевелим пальчиками; потираем руки; высоко поднимаем ноги; легкие прыжки на месте. | Личностные УУД: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни. |
Продолжение работы над темой урока Цель: формирование умения правильно писать безударные гласные в корне слова | Работа по учебнику А). - Задание Снеговика: откройте в учебнике на стр. 105 упражнение № 195 - Прочитайте задание. Какое задание для ручки? Для карандаша? - Посмотрите на образец. Найдите ошибку. (В выделении орфограммы) - Как правильно выделяется эта орфограмма? - Используя алгоритм, надо выполнить письменное задание для первых 3х пар слов (образец не писать) - Что самым важным должно быть при выполнении этого упражнения? (Точность, соответствие алгоритму…) Взаимопроверка - Какой способ проверки безударной гласной использовали? (Подбор однокоренного слова) - Принес ли вам результат работы радость? Б). - Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знания алгоритма, но и внимания. устно - Какие безударные гласные пропущены в словах, обсудите в парах Л..са, зап..вал. Проверка: карточки лиса – леса, запевал - запивал - Составьте предложения, поясняющие лексическое значение каждого слова. - Сделайте вывод. В). - Упр. № 196 (стр. 105) – это домашнее задание - Прочитайте внимательно задания - Какое задание для ручки? Для карандаша? - Что может вызвать затруднение? (Есть слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному) - Значит, к этим словам – особое внимание и помните о выводе, который только что сделали - Есть вопросы по выполнению домашнего упражнения? - Закройте учебники Самостоятельная работа - А сейчас Снеговик предлагает самостоятельно выбрать и выполнить задание того уровня, с которым вы сможете справиться и будет интересно работать. - Возьмите карточку с заданиями - Как будете действовать? (Сначала все прочитать, потом выберем уровень) - К чему будете стремиться? (Выполнить без ошибок) - Прочитайте задания. Выберите тот уровень, выполнение которого принесет вам успех.
1 уровень – Спишите текст, найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне, выделите эту орфограмму Красив русский лес зимой! Побелели поля и луга. Под деревьями лежат глубокие сугробы. (Проверка: 6 слов) - Чем было интересно это задание? 2 уровень – Найдите и исправьте ошибки, выделите орфограмму проверяемого безударного гласного в корне. Маряк – марка, птинец – птица, снега – снежок. (Проверка: моряк – море, птенец - птенчик, снега – снег или снежный - снежок) - Чем было интересно это задание?
3 уровень - К данным словам подберите антонимы с проверяемым безударным гласным в корне, напишите эти слова парами, выделите орфограмму безударного гласного в корне. Вд..ли – …, св..тлеть – …, м..лчать – … (Проверка: вблизи, темнеть, говорить) - Чем было интересно это задание?
- Что в этой работе было самым трудным? - Что получилось лучше всего? - Кому бы хотелось рассказать о своем успехе? | Выполнение заданий учебника, используя составленный алгоритм Взаимопроверка Работа в парах Обосновывают выбор написания Составление предложений Формулирование вывода: при проверке безударных гласных в корне слова нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по лексическому значению. Самостоятельная работа Выбор и выполнение посильного задания Рефлексия
| Предметные: - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости; - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - применение схемы для решения задач; - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника Регулятивные УУД: - планировать свои действия; - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - корректировать выполнение действий; - уметь оценивать правильность выполнения действий. Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - самоанализ и самоконтроль результата; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Рефлексия Цель: осмыслить проделанную работу, определить степень достижения цели урока, дать самооценку работе | - Весь урок вы выполняли задания Снеговика. Как думаете, под силу вам справиться ещё с одним? - Найдите лишнее слово: Цветут, одежда, просить, пятёрка. (Одежда – непроверяемая гласная) Самооценка полученных на уроке ЗУН. - У каждого из вас на парте лежит снежинка. Напишите на ней номер того утверждения, которое вам подходит 1. Я все понял, но у меня остались вопросы 2. Я все понял, могу работать по алгоритму 3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому - Подарите свою снежинку Снеговику. Он унесет снежинки в лес, по которому мы гуляли, и украсит ими деревья. (Кладут снежинки в коробочку) |
Обосновывают выбор
Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Предметные: - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова Познавательные УУД: - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Подведение итогов Цель: осмыслить полученную на уроке информацию | - Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока. - Кто может ответить на первый вопрос? Второй? Третий? - В какой жизненной ситуации могут пригодиться навыки, полученные на уроке? Оценивание работы учащихся | Отвечают на вопросы учителя | Личностные УУД: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу |
Домашнее задание Цель: систематизация и осмысление полученной на уроке информации | - Для творческих учеников – задание от нашего гостя Снеговика: сочинить стихотворение о правописании безударной гласной в корне слова. | | Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
Диагностика достижения планируемых результатов: |
Предметные: учащиеся научатся подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания. Коммуникативные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы. |