Предмет: русский язык, «Школа России» Класс: 3.
           |   Тема урока   |    Правописание слов с безударными гласными в корне   |    Тип урока: урок применения предметных умений   |  
  |   Целевые установки урока  (для учителя)   |    - способствовать формированию умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне;  - способствовать развитию умения видеть в словах орфограммы непроверяемого и проверяемого гласного в корне;     - способствовать воспитанию интереса к русскому языку, потребности пользоваться языковым богатством   |  
  |   Планируемые результаты  (для ученика)       |    Предметные   |    Личностные (личностные УУД)   |    Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)   |  
  |    - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости;   - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова        |    - внутренняя позиция школьника;  - учебно-познавательный интерес к учебному материалу;  - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;  - самоанализ и самоконтроль результата;  - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности       |     Познавательные УУД:  - поиск и выделение необходимой информации;  - применение схемы для решения задач;  - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).   Коммуникативные УУД:  - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; - осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.   Регулятивные УУД:  - принимать и сохранять учебную задачу;  - планировать свои действия;  - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;  - корректировать выполнение действий;  - уметь оценивать правильность выполнения действий.       |  
  |   Материально-техническое обеспечение урока   |  
  |   Учебно-методическая литература  Учебник «Русский язык 3 класс», Канакина В. П., Горецкий В. Г. Рабочая тетрадь  Карточки для индивидуальной работы    Наглядность     |    ЦОР  Презентация    Мультимедийная техника   |  
  |   Ход урока   |  
  |   Этап урока   |  
  |   Содержание   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |    Планируемые результаты (формируемые УУД)       |  
  |   Организационный момент  Цель: создание положительного психологического микроклимата, побуждение обучающихся к активной деятельности   |    Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мне приятно видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам успех и радость.   |    Эмоционально настраиваются на урок   |    Личностные УУД:  - выражать положительное отношение к процессу познания       |  
  |   Чистописание  Цель: отработка каллиграфического написания, обогащение словарного запаса обучающихся   |    Свою работу начнем с чистописания.    - Каким хотите увидеть результат? (Правильно написанные буквы, аккуратность)  - Что пригодится для работы? (Старание, внимание…)   Запорошены дорожки, Разукрашены окошки. В гости к нам идёт сама Волшебница … (зима).   - Назовите первый звук этого слова, дайте ему характеристику    (согл., звонк., парн., мягк., парн.)  - Какой буквой обозначается?    - Рассмотрите в тетради образец написания и так же запишите заглавную и строчную буквы З, з в соединении  - Сравните ваше написание букв с образцом. Если увидели расхождения, напишите ещё раз.  
     - Подберите однокоренные слова к слову зима.  Устно   (зимушка, зимовье, зимовщик, зимний, зимующий, зимовать, перезимовать)  - Подумайте, как умение подбирать однокоренные слова связано с орфографическим написанием? (Однокоренные слова подбираем для проверки орфограмм, т. к. корни в однокоренных словах пишутся одинаково)  
     - Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга)  - Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки. На них написаны буквы. Назовите их. А, О, И, Е, Я  - Что общего у этих букв? (Обозначают гласные звуки)  - Давайте эти гласные присоединим к строчной букве «з» и, как мороз на окне, в тетрадях составим узор из соединений. ( за, зо, зи, зе, зя)  - Посмотрите на свою работу. Достигли вы того результата, который планировали?   |        Настраиваются на выполнение работы                              Отвечают на вопросы учителя                  Написание заглавной и строчной буквы З, з в соединении  Сравнение своего написания букв с образцом          Подбор однокоренных слов                                               Отвечают на вопросы учителя                                      Запись соединений букв        Анализ своего написания соединений букв   |    Коммуникативные УУД:  - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;  - сотрудничество с учителем  Регулятивные УУД:  - принимать и сохранять учебную задачу;  - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;  - корректировать выполнение действий;  - уметь оценивать правильность выполнения действий  Личностные УУД:  - учебно-познавательный интерес к учебному материалу;  - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;  - самоанализ и самоконтроль результата       |  
  |   Словарная работа  Цель: проверка усвоения правописания слов с непроверяемыми гласными   |    Сегодня на нашем уроке – гость. Отгадайте.   Что за нелепый человек   Пробрался к нам в 21 век.   Морковкой нос, в руке – метла,   Боится солнца и тепла.  - Правильно, это Снеговик. Рисунок снеговика    Сегодня мы будем выполнять его задания  А у нас – словарная работа. Снеговик приготовил игру «Три подсказки». Загадки он составил, используя ваши проекты «Рассказ о слове»  Отгадываем, проговариваем орфографически, записываем, выделяем орфограмму  Слова – отгадки записаны на карточках с пробелами, при выделении орфограммы вставляется снежинка с буквой (из чистописания)  
     1 подсказка: Слово пришло из греческого языка и обозначает «неспелый» , «несозревший»  2 подсказка: Бывает горький, сладкий, солёный, малосольный  3 подсказка: Лежит меж грядок, зелен и сладок. Огурец  
     1). Замените фразеологизмом: говорить без пользы или говорить необдуманно, зря  (Бросать слова на ветер)  2). Он бывает сильный, холодный, пронизывающий, южный  3). Без рук, без ног дверь отворяет Ветер  
     1). Замените фразеологизмом: кто-либо не может внятно, ясно сказать что-либо    (Язык заплетается)  2). Бывает у колокола, у ботинка, у пламени  3). Всегда во рту, а не проглотишь. Язык  
     1). Замените фразеологизмом: похожи друг на друга по своим качествам, свойствам (Два сапога пара)  2). Бывают кожаные, резиновые, зимние, женские, детские  3). Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. Сапог  
     - С какой буквой осталась снежинка? С буквой И  - Вспомните словарные слова с этой непроверяемой гласной     (Вторник, извините, килограмм, пирог, помидор, пятница, улица …)  - Запишите одно из этих слово  - Какую орфограмму мы сейчас повторили? (Непроверяемая гласная)   - Повторите ещё раз, какие гласные могут быть непроверяемыми. (А, О, И, Е, Я)  - Где проверить написание этих гласных? (В орфографическом словаре)   |                            Отгадывают загадку                              Отгадывание, орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Приводят свои примеры  
     
     
     
     Отвечают на вопросы учителя  
     
     
     
     
          |    Предметные:   - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости  Познавательные УУД:  - поиск и выделение необходимой информации;  - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).  Коммуникативные УУД:  - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    - осуществление сотрудничества с учителем.  Регулятивные УУД:  - принимать и сохранять учебную задачу;  - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Личностные УУД:  - внутренняя позиция школьника;  - учебно-познавательный интерес к учебному материалу       |  
  |   Физкультминутка   |     - Ваши глаза прекрасно поработали. Дадим им возможность отдохнуть. Выполняем зарядку для глаз.  - Напишите «глазами» слово  гласная.   |    Выполнение упражнения для глаз     |    Личностные УУД: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни.   |  
  |   Самоопределение к деятельности  Цель: определение и самостоятельное формулирование темы и цели урока   |    Инсценировка   Выходят два ученика  - Посмотрите инсценировку, подумайте: кто встретился     - А, здравствуйте!   - Извините, я не А, я О.   - О, значит тёзка! А голос у тебя совсем как у А.   - Встань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.   - Что же у тебя за место такое?  
     - Кто встретился? (Звуки [а] и [о])  - Какие это звуки? (Гласные)  - В каком случае гласный звук слышится нечетко? (В безударном слоге)  - Сформулируйте тему урока (Правописание безударной гласной в корне слова)      - Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями. Послушайте её.      Дима написал своему другу Коле записку:   «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».   Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.  - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.    Пришёл Коля, а в руках у него был не мяч, а деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.      - Объясните, почему так получилось? (Дима не проверил безударную гласную в корне или неправильно подобрал проверочное слово)  - Чтобы не попадать в похожую ситуацию, какую цель поставим перед собой?  (Учиться писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова)   |            Смотрят инсценировку                                  Отвечают на вопросы учителя              Формулирование темы урока                                Слушают рассказ учителя                                                                      Формулирование целей урока     |    Познавательные УУД:  - поиск и выделение необходимой информации;  - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).  Коммуникативные УУД:  - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    - сотрудничество с учителем    Регулятивные УУД:  - принимать и сохранять учебную задачу  Личностные УУД:  - внутренняя позиция школьника;  - учебно-познавательный интерес к учебному материалу;  - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности       |  
  |   Актуализация знаний  Цель: повторить имеющиеся теоретические знания по данной теме для создания ситуации успеха         |    - Чтобы не допускать ошибок на правописание безударной гласной в корне слова,  предлагаю вам ответить на вопросы:        |   Что   |         надо проверять?   |     |    Где   |     |   Как   |           Ответим на первый вопрос: Что надо проверять?  (Гласные  А, О, И, Е, Я)     Обратите внимание: те же гласные, которые могут быть и непроверяемыми. Поэтому надо научиться различать в словах орфограммы непроверяемого и проверяемого гласного    |                                    Работают по таблице  Отвечают на вопросы учителя       |     Познавательные УУД:   -поиск и выделение необходимой информации;   -применение схемы для решения задач;   - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).   Коммуникативные УУД:   - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;     - сотрудничество с учителем     Регулятивные УУД:   - принимать и сохранять учебную задачу   Личностные УУД:   - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности       |  
  |   Работа над темой урока  Цель: применение теоретических знаний на практике, составление алгоритма действий   |    Составление алгоритма  Фронтальная работа  - А теперь, вспомним уроки информатики и составим алгоритм «Проверка безударной гласной в корне слова», которым будем пользоваться в дальнейшем.      - Итак, вот  слово, которое Дима написал в записке с ошибкой С МЕЧОМ   По мере составления выставляются карточки алгоритма  - Что сделаем в первую очередь? (Прочитаем слово)  - Затем выделим корень.  - Поставим ударение.   - Определим безударную гласную в корне.  - Подберём проверочное слово.  - Можно ли какие-нибудь пункты алгоритма поменять местами? (2 и 3)  - Исправим ошибку Димы     |                                                Составление алгоритма   АЛГОРИТМ  (Начало)  Прочитай слово.  Выдели корень слова.  Поставь ударение.  Определи безударную гласную в корне.  Подбери проверочное слово.  (Конец)   |     Познавательные УУД:   - поиск и выделение необходимой информации;   - применение схемы для решения задач;   Коммуникативные УУД:   - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;     - сотрудничество с учителем   Регулятивные УУД:   - планировать свои действия       |  
  |   Физкультминутка   |    - Что-то Снеговик устал. Давайте сделаем физкультминутку. Встаньте.  Снеговик приглашает нас на прогулку. Посмотрите на этот зимний лес   Слайд зимнего леса  Закройте глаза. Представьте, что мы вошли в  зимний лес. Как красив русский лес в это время года! Откройте глаза.   - Мороз щиплет и румянит щечки.   - Свежий ветерок ласкает ваши лица,     - Этот шалун заплетает тонкие веточки берёз.   - Погладим белые стволы этих русских красавиц.   - Пойдем по тропинке, снег очень глубокий.   - Вон вдали за деревьями проскакал зайчишка.   - Не будет мешать лесным жителям. Вернёмся в класс и с новыми силами будем постигать секреты грамотного письма.   
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      |                                    Выполнение упражнений:  пощипывание щек;  движения ветерка к лицу;  руки вперед, шевелим пальчиками;  потираем руки;      высоко поднимаем ноги;      легкие прыжки на месте.       |    Личностные УУД: формирование умения соблюдать здоровый образ жизни.   |  
  |   Продолжение работы над темой урока  Цель: формирование умения правильно писать безударные гласные в корне слова   |    Работа по учебнику  А). - Задание Снеговика: откройте в учебнике на стр. 105 упражнение    № 195    - Прочитайте задание. Какое задание для ручки? Для карандаша?  - Посмотрите на образец. Найдите ошибку. (В выделении орфограммы)  - Как правильно выделяется эта орфограмма?  - Используя алгоритм, надо выполнить письменное задание для первых 3х пар слов (образец не писать)  - Что самым важным должно быть при выполнении этого упражнения? (Точность, соответствие алгоритму…)     Взаимопроверка  - Какой способ проверки безударной гласной использовали? (Подбор однокоренного слова)  - Принес ли вам результат работы радость?      Б). - Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знания алгоритма, но и внимания. устно  - Какие безударные гласные пропущены в словах, обсудите в парах    Л..са, зап..вал.   Проверка: карточки лиса – леса, запевал - запивал   - Составьте предложения, поясняющие лексическое значение каждого слова.   - Сделайте вывод.      В). - Упр. № 196 (стр. 105) – это домашнее задание   - Прочитайте внимательно задания   - Какое задание для ручки? Для карандаша?   - Что может вызвать затруднение? (Есть слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному)   - Значит, к этим словам – особое внимание и помните о выводе, который только что сделали   - Есть вопросы по выполнению домашнего упражнения?   - Закройте учебники      Самостоятельная работа   - А сейчас Снеговик предлагает самостоятельно выбрать и выполнить задание того уровня, с которым вы сможете справиться и будет интересно работать.    - Возьмите карточку с заданиями    - Как будете действовать? (Сначала все прочитать, потом выберем уровень)  - К чему будете стремиться? (Выполнить без ошибок)  - Прочитайте задания. Выберите тот уровень, выполнение которого принесет вам успех.   
      1 уровень – Спишите текст, найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне, выделите эту орфограмму     Красив русский лес зимой! Побелели  поля и луга. Под деревьями лежат глубокие сугробы. (Проверка: 6 слов)  - Чем было интересно это задание?      2 уровень – Найдите и исправьте ошибки, выделите орфограмму проверяемого безударного гласного в корне.   Маряк – марка, птинец – птица, снега – снежок.   (Проверка: моряк – море, птенец - птенчик, снега – снег или снежный - снежок)  - Чем было интересно это задание?   
      3 уровень - К данным словам подберите антонимы с проверяемым безударным гласным в корне, напишите эти слова парами, выделите орфограмму безударного гласного в корне.    Вд..ли – …, св..тлеть – …, м..лчать – …     (Проверка: вблизи, темнеть, говорить)  - Чем было интересно это задание?   
      - Что в этой работе было самым трудным?   - Что получилось лучше всего?   - Кому бы хотелось рассказать о своем успехе?   |        Выполнение заданий учебника, используя составленный алгоритм                                                  Взаимопроверка                                        Работа в парах  Обосновывают выбор написания              Составление предложений         Формулирование вывода: при проверке безударных гласных в корне слова нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по лексическому значению.                                  Самостоятельная работа    Выбор и выполнение посильного задания                                                                                                                                                                                Рефлексия 
      |     Предметные:   - формирование навыка грамотного письма, орфографической зоркости;   - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова   Познавательные УУД:   - поиск и выделение необходимой информации;   - применение схемы для решения задач;   - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).   Коммуникативные УУД:   - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;     - умение работать в парах, учитывая позицию собеседника   Регулятивные УУД:   - планировать свои действия;   - осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;   - корректировать выполнение действий;   - уметь оценивать правильность выполнения действий.   Личностные УУД:   - внутренняя позиция школьника;   - учебно-познавательный интерес к учебному материалу;   - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;   - самоанализ и самоконтроль результата;  - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности                                                                                                                                                                                                                   |  
  |   Рефлексия  Цель: осмыслить проделанную работу, определить степень достижения цели урока, дать самооценку работе       |    - Весь урок вы выполняли задания Снеговика. Как думаете, под силу вам справиться ещё с одним?  - Найдите лишнее слово:    Цветут, одежда, просить, пятёрка. (Одежда – непроверяемая гласная)      Самооценка полученных на уроке ЗУН.  - У каждого из вас на парте лежит снежинка. Напишите на ней номер того утверждения, которое вам подходит   1. Я все понял,  но у меня остались вопросы    2. Я все понял, могу работать по алгоритму   3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому  - Подарите свою снежинку Снеговику. Он унесет снежинки в лес, по которому мы гуляли, и украсит ими деревья.  (Кладут снежинки в коробочку)   |     
      
      
      
      Обосновывают выбор     
      
      Осуществляют самооценку учебной   деятельности, соотносят цель  и результаты, степень их соответствия   |     Предметные:   - развитие умения обосновывать условие выбора непроверяемого и проверяемого гласного в корне слова   Познавательные УУД:   - способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).   Коммуникативные УУД:   - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;     Личностные УУД:   - внутренняя позиция школьника;  - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности   |  
  |   Подведение итогов  Цель: осмыслить полученную на уроке информацию   |    - Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.   - Кто может ответить на первый вопрос? Второй? Третий?    - В какой жизненной ситуации могут пригодиться навыки, полученные на уроке?  Оценивание работы учащихся   |    Отвечают на вопросы учителя   |     Личностные УУД:  - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности   Регулятивные УУД:  - принимать и сохранять учебную задачу   |  
  |   Домашнее задание  Цель: систематизация и осмысление полученной на уроке информации   |    - Для творческих учеников – задание от нашего гостя Снеговика: сочинить стихотворение о правописании безударной гласной в корне слова.   |         |     Личностные УУД:  - учебно-познавательный интерес к учебному материалу   |  
  |   Диагностика достижения планируемых результатов:   |  
  |    Предметные: учащиеся научатся подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне.   Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания.     Коммуникативные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.   |