Урок разработан по программе "Школа России" 2 класс.
Цель урока: дать представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с неживой природой. Урок построен на наблюдении детей, использованы дополнительные источники6 таблица, книги о растениях, диопозитивы. на уроке использованы различные методы: ИКТ, наглядности,, проблемный. Различные формы работы: Индивидуальная, работа в парах, в группах, способствуют формированию коммуникативных, регулятивных, познавательных. личностных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Раннецветущие растения"»
Окружающий мир.
Учитель: Миронова Наталья Викторовна. МОБУ «СОШ №4» г. Минусинска
Тема: «Раннецветущие растения» (2класс)
Цель:
Проверить знания об изменениях в неживой природе с приходом весны.
Дать представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с неживой природой.
Развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование.
1 Таблица «Раннецветущие растения».
2 Опора «Раннецветущие растения».
3 Иллюстрации раннецветущих растений.
4 Книги о растениях (выставка).
5 Серия диапозитивов «Растения в разные времена года»
6 Перфокарты для проверки д/задания.
Ход урока
I Проверка д/задания.
3 ряд – перфокарты.
1ряд – выписать с иллюстрации основные признаки весны.
2ряд – беседа:
- Какие важные изменения происходят в неживой природе с наступлением весны?
- Что такое проталины? Где они впервые появляются? Почему?
- Можно ли их сейчас увидеть? Где?
- Почему на пригорках снег тает быстрее?
Итог: (опрос уч-ся 1, 3 ряда, справившихся с заданием)
- Какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе?
Опора(на доске)
Повышение температуры:
таяние снега, оттаивание почвы,
увеличение долготы дня,
небо становится выше. Голубе,
чаще идут дожди,
освобождение водоёмов ото льда
- Почему это всё происходит?
(Существует взаимосвязь в неживой природе )
t – осадки
t – состояние снега
t – состояние почвы
II Объяснение нового материала.
1) Выбор отрывка соответствующего данному времени года.
(читают уч-ся)
а) На земле ещё по - прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. И всё – таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это совсем не похоже.
Ослепительно светит солнце. Свет от него не такой как зимой. Лучи солнца греют лицо и руки.
А поглядите на небо. Сейчас оно синее – синее и по нему словно белые комья ваты, раскинулись пушистые облака.
На буграх появляются первые проталины. Чаще слышится звонкая песнь капели.
б) Прошло ещё несколько тёплых дней, вскрылась река, а на буграх, на возвышенностях показалась молодая зелёная травка. По косогорам, пригретым солнцем, вытянулись первые цветы мать – и – мачехи. На орешнике и на осине повисли длинные серёжки, а ветви ивы в серебристо – белых пушистых «зайчиках».
На полях оживают зелёные всходы озимых посевов.
- О какой весне идёт речь? (Ранней)
- Соответствует данный отрывок?
III Сообщение темы и цели урока.
Сегодня нам нужно пронаблюдать: какие изменения произошли в живой природе с приходом весны, в частности с растениями. Познакомиться с раннецветущими растениями, выявить их особенности.
План.
Раннецветущие растения.
Их особенности.
Роль растений в жизни человека.
1 Беседа.
- Заметили ли вы какие – либо изменения в жизни растений с приходом весны?
(Набухание почек, появление травы)
- А знаете ли вы растения, у которых цветы появляются раньше, чем распускаются листья? (Деревья)
- А какие раннецветущие деревья вы знаете? (Ольха, берёза, осина, ива)
Опора(на доске)
Раннецветущие растения
Деревья Кустарники (ЭТА ЗАПИСЬ
ЗАКРЫТА)
ОЛЬХА ТРАВЫ
ОСИНА
ИВА
БЕРЁЗА
Работа с таблицей.
Верба – особый вид ивы. Цветущая верба – верный признак весны.
- А какие цветы у этих деревьев? (Серёжки)
- Чем они интересны? (В них семена)
- А теперь давайте сравним веточку зимнего растения и весеннего. (Иллюстрация)
- Чем они отличаются?
- Почему весной происходит набухание почек? (Начинается сокодвижение)
- Почему? (Потеплело)
- Какой вред может нанести человек в это время природе?
(Ответы детей)
Сообщение
а) О правильном методе сбора сока, заделывании отверстий.
б) Чтение отрывка о берёзе.
Берёзка
Выросла на опушке стройная, кудрявая берёзка. Точно зимний снег, белеет её стройный ствол. Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол. Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.
Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок. Наступило лето, а берёзка стоит грустная, печальная. До осени ещё далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья.
(В. Поляков.)
-Чего не сделали мальчики, чтобы сохранить дерево?
в) Когда происходит сокодвижение, любят лакомиться соком дятлы, а также бабочки, жуки, муравьи и т. д.
Когда распускаются листья, бурное сокодвижение прекращается.
Те же деревья, у которых добывали сок, резко снижают прирост, они хуже плодоносят, слабеют, легко поддаются болезням.
- А как ещё можно заметить пробуждение деревьев от зимнего сна? (Цвет)
IV Работа с дополнительной литературой.
а) Показ иллюстрации художника «Розовая весна».
б) Чтение уч-ся отрывка из книги «Краски природы» (с. 87-88)
- А изменились ли хвойные деревья с приходом весны?
- Какие растения, кроме раннецветущих деревьев, есть ещё, зацветающие рано весной? (Травянистые)
Опора(на доске)
Раннецветущие растения
Подснежник (галантус)
Мать-и-мачеха
Медуница
Гусиный лук
Чистяк
Первоцвет
Ветренница дубравная
(Показ иллюстраций)
- Что вы знаете о растении мать-и-мачеха? (Лекарственные листья, цветы, семена - паращютики. Чешуйки - недоразвитые листья. Летом цветов нет, а есть только листья)
(Показ книги, где можно прочитать об этом растении)
Ветренница дубравная – ядовита, цветы закрываются на ночь и во время дождя.
Чистяк – ядовит.
Калужница – ядовита, растёт на сырых болотистых местах ( «калуга» - балотная)
Цветок – загадка Медуница – лепестки бывают вначале ярко-розовые, потом лиловые, а после синие.
- Как вы думаете, почему эти растения зацветают самые первые?
Обобщение
У раннецветущих растений в течение лета в подземных частях, а у деревьев и кустарников ещё и в стеблях накапливаются питательные вещества. Эти запасы растения используют во время раннего цветения. Большую роль играет тепло весеннее. Для цветущих растений в это время в лесу достаточно тепла, т.к. нет ещё листьев на деревьях и солнечные лучи свободно проникают к растениям. Достаточно и влаги, т.к. снег уже начал таять.
Задание на внимание.
Просмотр диапозитивов
(Ива, берёза, подснежник)
1
2
3
4
5
6
- Зачеркните на листе бумаги по порядку номер раннецветущего растения.
Итог
- Когда и где появляются раннецветущие растения и почему?