Цели: - знать животных, которые занесены в Красную книгу, роль животных в жизни человека, экологические правила, которые должны выполнять люди, заповедники Казахстана; - уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в парах и самостоятельно, делать выводы; - развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; продолжать воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность в получении знаний. Ход урока.
I. Мотивационно – целевой этап:
1. Организационный момент.
2. Жужжащее чтение.
3. Актуализация знаний
- опрос домашнего задания.
4. Эпиграф.
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
5. Тема и цели урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока познанию мира»
Доклад о белом медведе для детей
Белый медведь – один из самых крупных хищников, обитающих на суше. Его высота в холке (от земли до шеи) 1,5 м, размер стопы 30 см в длину и 25 в ширину; весят самцы белого медведя 350-650 кг, некоторые еще больше, самки 175-300 кг. Живет медведь 15-18 лет.
Живут белые медведи в Арктике – на северном полюсе.
Окрас меха от снежно-белого до желтоватого, благодаря этому медведь почти не заметен на снегу, а вот кожа у белого медведя черная, но ее не видно сквозь густую шерсть, разве что совсем немного - на носу. Белые медведи очень выносливы и могут преодолевать быстрым шагом большие расстояния. Их стопы покрыты шерстью, что придаёт большую стабильность при движении по льду и снегу. Белые медведи могут бегать, но обычно они передвигаются пешком.
Белые медведи отлично плавают, они прыгают в воду головой вперед или сползают со льдины, а плавают с помощью передних лап. Ныряют с закрытыми ноздрями и открытыми глазами. Умеют ловить рыбу. После выхода на берег сразу отряхиваются от воды.
Белые медведи большую часть года проводят на скованных льдом берегах вдоль побережья. Как правило, охотятся они в одиночку. Поиском пищи они занимаются и днём и ночью. Белые медведи охотятся на тюленей, подстерегая их у лунок, через которые тюлени вдыхают воздух, или подбираются к лежащим на льду животным. У белых медведей очень чуткое обоняние. Они способны учуять тюленей, лежащих в укрытии под снегом.
Эти животные очень любопытны и умны. Во время выслеживания тюленя белый медведь закрывает лапой свой черный нос, преграждает добыче путь к отступлению, или вовсе претворяется проплывающей мимо льдиной. Медведь может испытывать эмоции от ярости до радости: после удачной охоты и сытного обеда он иногда начинает резвиться, как котенок.
Зимой, когда стоят сильные морозы и полярная ночь, медведь может залечь в спячку. Медведица тоже залегает на зиму в ледяную берлогу вместе с медвежатами. Пять месяцев она не ест никакой пищи и при этом кормит родившихся медвежат, обычно двоих, молоком. Медвежата, покрытые редкой белесой шерсткой, рождаются беспомощные, слепые и глухие, размером не крупнее новорожденных котят. Длина их 17—30 см, а вес 500—700 г.
Летом пища медведей более разнообразна: мелкие грызуны, полярные лисы, утки и их яйца. Белые медведи, как и все остальные медведи, могут питаться и растительной пищей: ягодами, грибами, мхами, травами.
Белых медведей осталось на земле не очень много и охота на них ограничена.
Доклад о тиграх
Тигр сильный, ловкий и красивый зверь из семейства кошачьих. Длина тела до 3-х метров, кроме того хвост – до 1,1 метра. Его вес доходит до 390 кг. Самцы на четверть крупнее самок. Шкура имеет желтый цвет с темными полосами, образующими неповторимый узор. Такая окраска дает возможность тигру маскироваться среди кустарников.
Самый крупный тигр – амурский, который живет на Дальнем Востоке России, а также в соседних районах Китая и Кореи. Так как тигру приходится жить в холодных краях, то его защищает подкожный жир толщиной 5 см и пышный мех.
Тигр-самец имеет свою территорию около 800 квадратных километров, а самки – около 200 квадратных километров, где они охотятся в одиночку на кабанов, оленей и других животных. К добыче подкрадывается как можно ближе, а затем старается в несколько прыжков догнать добычу и ударить передними лапами по спине, тем самым сбивая ее с ног. За один раз он может съесть до 30 кг мяса.
В жаркое время сытый тигр любит полежать в воде. Тигр умеет и плавать.
У тигрицы рождается от 2 до 4 тигрят. Длина их тела до 40 см, а вес до 1 кг. Восемь недель едят молоко, но через полгода они уже остаются одни или идут с матерью на охоту. Возле матери тигрята живут до 2-3 лет. Их вес в это время составляет более 100 кг. Потом они уходят жить самостоятельно.
Люди нанесли большой ущерб численности тигров. Сейчас тигр занесен в Красную книгу. Амурский тигр также понес большие потери от людей: взрослых тигров убивали, тигрят ловили. Ситуация изменилась, когда на Дальнем Востоке создали заповедник Сихотэ-Алинский. Это самый северный заповедник. Здесь зверь живет в естественных условиях.
Тигры могут жить в неволе, цирках и зоопарках, благодаря этому мы можем увидеть могучего и красивого зверя вблизи.
Узнаем все самое интересное о лебедях
Люди издревле восхищались красотой, грациозностью и благородством лебедей. Эти величественные птицы становились героями сказок, о них слагали песни и складывали легенды. Лебеди – самые крупные птицы, обитающие на территории Европы. Длинная изящная шея по длине равна размеру тела. Перья птицы густые и пышные. Знаменитый лебяжий пух отличается уникальными теплоизоляционными свойствами.
Эти впечатляющие птицы красивы не только внешне, но и «внутренне». О лебединой верности сложено множество романсов и баллад. Действительно, эти птицы – однолюбы. Семейная пара не расстается друг с другом до конца жизни. Если один из супругов умирает, другая половинка этого союза долгое время остается в одиночестве.
Если лебедь все же находит новую любовь, то отношения в другой семье все такие же крепкие и долговечные. Лебеди наделены отличными родительскими качествами: совместно принимают участие в процессах высиживания яиц и воспитания потомства.
На заметку
Казалось бы, все интересное о лебедях давно известно и изучено. Однако эти животные продолжают удивлять наблюдателей своими «человеческими» качествами. Например, известно и о дружеских проявлениях солидарности лебедей. Если член стаи болен и не может совершить перелет, то вся стая останавливается и ожидает выздоровления сородича, чтобы улететь в теплые края.
Окрас перьев лебедей зависит от территории обитания. Замечено, что чем южнее находится родина определенной разновидности птиц, тем темнее расцветка особей. Редкий вид черного лебедя называется австралийским и обитает преимущественно в солнечной Австралии.
В средневековье лебеди активно истреблялись охотниками, с целью добычи деликатесного мяса и шкурок с перьями. В те времена за убийство лебедя даже ввели смертную казнь, однако спасти животных это не помогло. К сожалению, сегодня лебеди относятся к редким видам животных и занесены в Красную книгу.
Фламинго – невероятно красивая и редкая птица. Она имеет розовое оперение, массивный чёрный клюв, длинную изогнутую шею и длинные тонкие ноги. Также встречаются некоторые примеры других оперений. Например, белый с чёрными крыльями с красными прожилками или просто белые, коралловые, пурпурные и даже оранжевые.
Журавль для нашего человека всегда был символом скуки за домом. Мало кто из нас, пребывая на чужбине и услышав курлыканье журавлей, не захочет вернуться к родному очагу.
Журавли – прекрасные птицы. Туловище у них продолговатое, шея длинная и тонкая, а голова совсем небольшая. Ноги длинные и сильные, серповидные крылья большие и длинные, а длинный крепкий клюв, несколько сплющенный по бокам.
Живут журавли предпочтительно на больших болотах, особенно там, где они граничат с обработанными полями. Журавли важно маршируют, глубоко заходя в воду, умеют плавать, высоко и красиво летают и часто парят в воздухе, описывая большие окружности. Это умные, смелые, а иногда и кровожадные птицы.
С самого утра они заняты поиском пищи – всевозможных земноводных, ракообразных, червей, насекомых и небольшой рыбы. Но все же основная пища журавля – это семена, корнеплоды и корешки.
Журавли довольно дружелюбные птицы. Журавлиная пара, как и лебединая, всегда верна друг другу. К своим сородичам они также относятся дружески. Нарушителей покоя журавли предупреждают грозными криками и хлопаньем крыльев или ударами клюва.
Эти птицы очень игривые, а иногда увлекшись, исполняют настоящие танцы с подбрасыванием в воздух камешков и щепок. Перехитрить журавля тяжело. Скажем, стая всегда выставляет караульных, которые охраняют всеобщий покой. Если стаю напугали, то прежде чем вернуться на прежнее место, журавли высылают разведчиков.
Журавли легко приручаются и становятся верными друзьями. Перед перелетом в теплые края журавли собираются в большие стаи, а потом поднимаются с громкими криками и летят без отдыха и днем и ночью, пока не прибудут к месту зимовки. Каждый год птицы летят одним и тем же маршрутом.
Гнезда журавли устраивают прямо на земле. Самки откладывают обычно 2 яйца, которые высиживают оба родителя.
Существует много видов журавлей – белый и серый, степной и малый и многие другие. Все они красивые и интересные птицы. К счастью для охотников интереса не представляют
И фильм о журавлях предлагаю посмотреть в заключение
Любите животных !
Доклад о Соболе
Соболь в тайге. Больше картинок про соболя
Соболь — пушной зверёк семейства куньих, родина которого — леса и горы Восточной Сибири.
Длина тела соболя — до 56 см, а хвоста — до 20 см. Вес – около 1,5 кг.
Соболь—животное хищное. Он нападает на всех животных, с которыми может справиться, особенно на белок и зайцев. По характеру он храбр, хитер, жесток и дик. Хорошо лазает по деревьям. Приручить соболя очень трудно.
Ареал обитания соболя в России охватывет всю обширную территорию Сибири и Дальнего Востока. Из других стран соболь есть только в Монголии, на северо-востоке Китая, в Корее и на самом северном острове Японии — Хоккайдо.
Раньше соболь водился на всем пространстве сибирской тайги и Камчатки. Соболиными шкурками охотники уплачивали подать, в обмен за них приобретали у торговцев все необходимые товары.
Мех у соболя густой, мягкий, пушистый. Зимой он очень пышный, светлее летнего, на лапах закрывает подушечки и когти.
У соболя очень ценный мех, поэтому его повсеместно истребляли, но теперь он под охраной.
Соболей разводят в Пушкинском зверосовхозе, но в неволе резко падает рождаемость и выживаемость соболей.
Конец формы
Урок по познанию мира "Охрана животного мира"
Охрана животного мира.
Цели: - знать животных, которые занесены в Красную книгу, роль животных в жизни человека, экологические правила, которые должны выполнять люди, заповедники Казахстана; - уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в парах и самостоятельно, делать выводы; - развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; продолжать воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность в получении знаний. Ход урока. I. Мотивационно – целевой этап: 1. Организационный момент. 2. Жужжащее чтение. 3. Актуализация знаний - опрос домашнего задания. 4. Эпиграф.
Звери, рыбы, пауки и птицы Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни!
5. Тема и цели урока.
II. Познавательно – закрепляющий этап: 1. Погружение в тему. Ребята, посмотрите на плакат «Как прекрасен этот мир!». Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколько щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Это служба спасения составила мировой список, в который входили животные и растения находившиеся на грани исчезновения и редкие виды. Ученые решили назвать этот список Красной книгой.
- Для чего нужна Красная книга? (Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять).
- Как вы думаете, почему её назвали именно Красной? (Красный цвет означает внимание, он как будто призывает: Стоп! Не убивайте животных, не губите растения!
- какие причины исчезновения животных известны вам? (Животные играют огромную роль в природе. Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда ради развлечения. На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес и река- дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали редкими).
2. Сообщения учеников о животных. Сейчас мы послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно, по этим сообщениям нам предстоит выполнить задание. Пожалуйста, ребята, выходите к доске. И расскажите нам интересные факты о животных, информацию о которых вы должны были подготовить. (Заранее подготовленные ученики рассказывают о лебеде, тигре, белом медведе, фламинго, журавле, соболе).
Спасибо большое, ребята. Очень красивые фотографии вы подготовили и очень интересная информация об этих животных. (Оценивание). Мы с вами знает, что все животные делятся на 6 основных классов. Давайте вспомним их: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные.
3. Физическая минутка для глаз. Ребята, вы уже немного устали, давайте отдохнем и проведем небольшую разминку для глаз. Посмотри – ка на ребят, Теперь на небо, там птички летят. Внизу по траве жук ползет. А слева деревце растет. Направо – алые цветы. Закрыв глаза, понюхай ты. Над ними бабочка кружит С ней рядом шмель большой жужжит.
4. Просмотр видеофрагмента. А сейчас, мы с вами посмотрим небольшой видеофрагмент о некоторых животных Красной книги Казахстана.
5. Физическая минутка. Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули и кисти встряхнули Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к на птицы летят. Как они тихо садятся покажем Крылья сложили назад.
6. Экологические правила. Ребята, посмотрите, у меня в руках конверты, в них лежат жалобы на людей. Давайте прочитаем их и попробуем догадаться от кого они. Жалоба 1 Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. - Кто это? (Сова) Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова за лето уничтожает до 1000 мышей, которые способны уничтожить целую тонну зерна. Жалоба 2 Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом — многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Это жаба. Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу — они исчезнут. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам животные: белка, еж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от нашего поведения по отношению к природе. У вас на столах лежат листочки с экологическими правилами. Давайте ознакомимся с ними. Экологические правила: 1) Не разоряйте птичьи гнезда! 2) Не подходите близко к гнездам птиц! 3) Если у вас есть собака, не пускайте ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета! Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. 4) Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов и детенышей зверей! В лесу о них позаботятся взрослые животные. 5) Подкармливайте птиц зимой, а весной с помощью взрослых делайте для них домики! 6) Не обрывайте паутину и не убивайте пауков! 7) Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых! 8) Не разоряйте гнезда шмелей! 9) Не разоряйте муравейники! 10) Берегите лягушек, жаб и их головастиков!
7. Кроссворд «Заповедник» Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд и узнать, каким образам еще защищают и охраняют животных. Вопросы:1) Самое холодное время года? (Зима) 2) Первое животное, которое стали считать домашним? (Собака) 3) Как называют животных, которые являются вредителями для организма человека и животного? (Паразиты) 4) Какое домашнее животное обеспечивает нас молоком? (Корова) 5) Какие черви роют норы в земле, тем самым рыхлят почву? (Дождевые) 6) Кто делает большие запасы орехов, ягод, семян? (Белка) 7) Животные бывают домашние и ….? (Дикие) 8) Как прозвали животных, которые очищают природу? (Санитары) 9) Как называют паразитов, которые могут прятаться за волоском на руке или ноге? (Клещи) 10. Какого цвета книга, куда занесены редкие животные и растения? (Красная)
Какое слово у нас получилось в выделенном столбце? (Заповедник). Знаете ли вы, что такое заповедники? Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь запрещена охота, рыбная ловля, вырубка лесов. В заповедниках оберегаются и охраняются редкие растения и животные. Как вы думаете, есть ли заповедники на территории РК? (Конечно на территории РК существует 10 заповедников) . 8. Беседа о заповедниках. Давайте узнаем, какие заповедники есть в нашей республике и какие животные там обитают. У вас на партах лежат листочки, со списком всех заповедников РК. 1) Аксу – Жабаглинский государственный природный заповедник – Южно-Казахстанская область ( грифа, беркут, улар и др.). 2) Алматинский государственный природный заповедник – Алматинская область (тянь – шанский бурый медведь, снежный барс, тетерев, фазан и др.). 3) Наурзумский государственный природный заповедник – Костанайская область (Косули, лебеди, орлы и др.). 4) Барсакельмесский государственный природный заповедник - Кызылординская область (кулан, лиса, волк, джейран и др.). 5) Коргалжинский государственный природный заповедник - Акмолинская и Карагандинская области (розовый фламинго, пеликаны, дикий кабан и др.) 6) Маркакольский государственный природный заповедник - Восточно – Казахстанская область (маралы, рысь и др.). 7) Устюртский государственный природный заповедник – Мангистауская область (гепард, длинноногий ёж, сайгак, джейран и др.). 8) Западно – Алтайский государственный природный заповедник – Восточно – Казахстанская область (медведь, соболь, рысь, бурундук и др.). 9) Алакольский государственный природный заповедник – Алматинская и Восточно – Казахстанская облости (кудрявые и розовые пеликаны, косуля, лисица, волк и др.). 10) Каратауский государственный природный заповедник – Южно – Казахстанская область (Каратауский архар, белый аист, филин и др.).
Итак, сколько же заповедников на территории РК?
9. Кроссворд «Береги» Сегодня проводится большая работа по сохранению редких и исчезающих животных, и мы с вами в этом убедились. Мы много говорили о животных, давайте разгадаем кроссворд и узнаем, что же мы должны делать с животными и растениями во всем мире. В разгадывании кроссворда нам помогут сообщения, которые нам читали ребята. Вопросы: 1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс.голов.(Соболь) 2. Владыка Арктики.(Белый медведь) 3. В 2-3-летнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.(Журавль) 4. Эта большая белая птица служит символом красот, любви, чистотны и нежности.(Лебедь) 5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слаблсти и трусости.(Тигр) 6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. (Фламинго)
Прочитайте слово, которое у нас получилось в выделенном столбце. БЕРЕГИ! Берегите природу: животных, растения, воздух, воду, почву!
10. Работа по карточкам. Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельное задание. Каждый из вас получит карточку с заданием, которое вы должны выполнить. Задания для вас будут очень легкими, так как вы уже очень многое знаете о животных. Время на работу 3 минуты. (Проверка выполнения задания). III. Рефлексивно – оценочный этап:
1. Рефлексия Разговор об охране животных хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца». «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!
Наш урок, к сожалению, подходит к концу. Но вам предстоит выполнить еще одно задание. Перед вами листочки, с предложениями, которые вы должны закончить, и мы узнаем, что нового вы узнали на уроке, чему научились.
1) Сегодня на уроке я узнал(а) ….. 2) На уроке мне больше всего запомнилось … 3) Лучше всех на уроке работал(а) …