Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов»
Урок поможет учащимся развивать умение обобщать и делать выводы, развивать навыки само- и взаимоконтроля, работать со справочной литературой, пробудить интерес к великим деятелям России, к изучению истории родного города и сформировать представление учащихся о личности М.В.Ломоносова и энциклопедической направленности его научных интересов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов»»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов»
Цель:
формирование представлений учащихся о личности М.В.Ломоносова.
Задачи:
Развивать умение обобщать и делать выводы.
Развивать навыки само- и взаимоконтроля.
Работать со справочной литературой.
Пробудить интерес к великим деятелям России, к изучению истории родного города.
Формировать представление учащихся о личности М.В.Ломоносова и энциклопедической направленности его научных интересов.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, пожелание успехов в работе на уроке друг другу.
Актуализация имеющихся знаний, постановка задачи урока.
Дети разбиваются на 4 группы. Учитель предлагает каждому вытащить картинку с предметом определённой эпохи ( жилище, одежда, предметы быта и т.д. ).
В соответствии с картинкой ученики занимают место за одним из 4-х столов с табличками названий эпох. Дети в группах проверяют правильность посадки.
На столах лежат картинки с изображением предметов из разных эпох. Ребята должны выбрать
Картинки соответствующей эпохи. Названия эпох и картинки вывешиваются на доске в виде «ленты времени». Проверяется правильность выполнения задания.
«Открытие» нового знания учащимися.
Учитель:- Итак, у каждой эпохи свои отличия. Я покажу вам портрет. Как вы думаете, в какую эпоху жил этот человек? Как вы догадались?
(под портретом вывешиваются даты жизни)
Учитель: -Может кто-то знает , кто это? Не говоря вслух, поднимите руку и скажите мне на ухо.
Учитель: -Сейчас ребята расскажут вам о детстве и юности этого человека. Может кто-то ещё догадается, о ком идёт речь. (М.В.Ломоносов)
На доске написана цитата: «Ломоносов обнял все области просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник.» А.С.Пушкин.
Учитель: -Все ли слова вам понятны? Где можно уточнить значения непонятных слов? ( в словаре).
-Какой словарь нам понадобится? (толковый)
На столах лежат толковые словари.
Учитель:- Как вы будете искать слова? (по алфавиту)
Каждая группа ищет значение определённого слова. Значение слов зачитывается вслух.
Работа с учебником.
Учитель:- Откройте учебники на с.103. Прочитав, расскажите, в каких ещё областях прославился Ломоносов.
На доску вывешиваются слова: ритор, механик, химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
Учитель:- Как вы думаете, что из перечисленного относится к культуре, а что к науке?
-Ломоносов был не просто поэтом, он писал оды. Кто-нибудь знает, что это такое?
-Ода-это хвалебная песня. Их посвящали великим людям. Сейчас я прочитаю вам отрывок из оды Ломоносова. А вы попытайтесь ответить, что хотел сказать нам поэт?
« Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.»
Первичное закрепление.
Тест на соответствие. Работа в группах. (см. приложение).
Проверка по коду на доске.
Индивидуальная работа.
На доске вопрос: «Какими качествами характера должен был обладать Ломоносов, чтобы стать великим учёным?»
(Ответы дети пишут на листах.)
Домашнее задание.
Обязательное : работа по учебнику.
Вариативное : Выяснить, какие места в нашем городе связаны с именем М.В.Ломоносова. По возможности сходить с родителями в Кунсткамеру , где сейчас расположен рабочий кабинет учёного.
Итог.
-Что понравилось на уроке ?
-Что запомнилось?
-Что вызвало затруднения?
Учитель: -Сегодня на уроке мы только начали знакомиться с личностью М.В.Ломоносова. Изучая историю и другие предметы в средней и старшей школе, вы ещё не раз услышите это имя и оцените вклад учёного в мировую науку и культуру.
Приложения :
Карточки с изображением предметов разных веков (жилище, одежда, предметы быта и т.п.) для деления детей на группы.
Таблички с названиями эпох ,которые будут расставлены на столах для работы в группах.