Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу, тихо садитесь. | Готовятся к учебной деятельности. | Регулятивные УУД. Умение подчиняться правилам; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний. Формулирование темы. | - Прочитайте стихотворные строки. Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах. Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных. Это матушка Москва!.. - Понравились вам эти строчки? Чем они вас тронули? Посмотрите на первую картинку. Какой город изображен на картинке? А на следующей картинке? Какой это город? Давайте сравним эти две картинки. Чем они отличаются? Сегодня мы с вами отправимся в Москву 16 века. Как вы думаете, какая жизнь была в то время? Какие были люди? Слышали вы что- то про опричнину? При каком царе было это время? (на слайде портрет Лермонтова) Кто изображен на портрете? Какие его произведения вы читали? Предположите тему сегодняшнего урока. Что мы должны сделать на уроке? | Москва Москва На первой изображена современная Москва, на второй старая. Опричнина- так называлась внутренняя политика репрессий правительства Ивана Грозного против оппозиционного боярства. При Иване Грозном | Регулятивные УУД: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; |
3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения. | (на слайде название произведения) - Давайте прочитаем с вами название произведения. Поразмышляем над названием. Сколько героев будет в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"? Первый герой? Скажите, а кто такой Иван Васильевич? Что вы знаете о годах его правления? Второй герой? Кто такой опричник? Третий герой? Кто такой купец? Как вы думаете, можем ли мы дать характеристику героям, не читая произведения? Что вы думаете про купца Калашникова? «Пе́сня про царя́ Ива́на Васи́льевича, молодо́го опри́чника и удало́го купца́ Кала́шникова» — историческая поэма в народном стиле. Сюжет поэмы разворачивается в русское средневековье, во времена правления царя Ивана Грозного. | Три героя царь Иван Васильевич Грозный 1533-1584 молодой опричник Опричник- человек, служивший в специальных репрессий удалой купец Калашников Владелец частного торгового предприятия. Успешный, богатый, молодой, удалой, уважаемый. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
4. Этап первичного восприятия. | Чтение учителя или аудиозапись | Слушают чтение учителя или аудиозапись | |
5.Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия). | Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие картины вам особенно запомнились? | | |
6.Этап постановки учебной задачи. Словарная работа. | В “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтов собрал и поэтически переработал народные песни, былины, сказки о грозном царе Иване. При чтении нам необходимо выяснить связь "Песни..." произведениями устного народного творчества. Что для этого нужно сделать? Перечитайте и отметьте слова, значение которых вы хотели бы узнать. Сажень- русская мера длины, равна 2м 134 см. (найти в словаре учебника) Опричник- человек, служивший в специальных репрессий Опричнина- так называлась внутренняя политика репрессий правительства Ивана Грозного против оппозиционного боярства. Дружина - В древней Руси: приближённые князя, а также княжеское Войско- Вооружённые силы государства или часть их. Бояре - знать, аристократы, высший слой феодалов в Русском государстве X-XVII веков. тесовые кровельки - | | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
7.Этап перечитывания и анализа художественного произведения. | Песня поется от имени гусляров и начинается с зачина. Кто такие гусляры? какие песни они пели? Чтение вступления в "Песнь..."(или прослушивание в аудиозаписи) - Какую картину вы представили? - Как выглядела Москва в те времена? Найдите строки, описывающие ее. Каким был тогда Кремль? Какие средства выразительности используются в зачине для описания зари? Прочитайте два последних вопросительных предложения. Какие события они предвосхищают? Радостные или трагические? Почему вы так думаете? Какое произведение устного народного творчества напоминает вам этот зачин? Почему? Чтение 1 части до слов "...Бог простит". Как в Москве развлекались в старину? Где проходили бои? Как поэт показывает силу, величие царя? Чтение 2 части до слов "...царя нашего батюшку". Опишите Кирибеевича. Во что он одет. О чем это говорит? Найдите строки. показывающие его силу и удаль. - Как ведет себя Кирибеевич? Как данное поведение характеризует опричника? Как относятся к нему окружающие? Чтение 3 части до конца. Как приветствовал царя и народ купец Калашников? - Как выглядел Калашников? Прочитайте описание. На чьей стороне ваши симпатии? А почему? Объясните. | Музыканты, играющие на гуслях. Былину. Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах. | Регулятивные УУД. - Высказывать своё предположение; - Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; |
8.Этап вторичного синтеза. | Как вы думаете, почему это произведение называется песней? Попробуем выяснить, что сближает его с народным творчеством. Кое-что мы уже выяснили. Что же? Найдите в тексте постоянные эпитеты, которые есть в сказках и песнях. Леса тучи заря кудри молодцы Сделайте вывод: как связана песнь с устным народным творчеством? - Прочитаем стихотворение выразительно. Но сначала подумайте, какую надо выбрать интонацию: неторопливую, торжественную или веселую, радостную? Почему? Работа в парах по рядам: 1 ряд готовит чтение первой части и т. д. Чтение и оценка чтения. | Поэт называет свою поэму песней, гак как он воспевает людей времен Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. зачин, былинный напев, герои – богатыри. | |
9. Обобщающая беседа | Как вы думаете, какая главная мысль этого отрывка? Что автор хотел нам показать? Как вы думаете, как дальше будут складываться события? | Быт, жизнь людей в то время. | |
10. Рефлексия. | - Наш урок подошел к концу, с каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? - За что бы вы себя похвалили сегодня? -Какие трудности возникли на уроке? - Спасибо за урок, до свидания. | | Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Учебник: Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. 2 часть