Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "П. Бажов "Серебряное копытце""»
Тема урока: Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.
Цели
Обучающие: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
Развивающие: способствовать развитию
• интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста);
умению характеризовать поступки героев; развивать у учащихся мышление, фантазию, воображение.
• коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в группе);
• организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, чувство взаимопонимания друг к другу, к животным, к природе.
Основные понятия
сказ
Планируемые результаты:
предметные
метапредметные:
- регулятивные УУД
- познавательные УУД
- коммуникативные УУД
личностные УУД
- повышение активности учащихся на уроке за счет применения на уроке современных обучающих структур;
- уметь выразительно читать, работать с текстом ,
- уметь характеризовать героев и их поступки .
- принимать учебную задачу, оценивать свои действия, планировать и корректировать свою работу;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
- анализировать, обобщать, самостоятельно создавать способы решения поставленных задач;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы, строить устные высказывания
- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
- презентация к уроку;
- задания на карточках;
Организация пространства
Фронтальная, групповая работа
Орг. Момент:
Актуализация знаний:
-Что это за названия? Что вам о них известно? ( на доске)
Медной горы Хозяйка
Малахитовая шкатулка
Каменный цветок
Горный мастер
Хрупкая веточка
Две ящерки
Таюткино зеркальце
Змеиный след
Голубая змейка
Синюшкин колодец
3. Постановка целей урока:
- Какое произведение этого автора мы начали изучать? Что еще хотелось бы узнать?
(О писателе, что такое сказ)
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нас басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
Ребята, мы живем в огромной стране – России. Прекрасна ее природа, сказочно богаты ее недра. Среди необъятных просторов есть уголок, в котором мы родились и живем. Это – наш родной Урал. Немного на земле уголков, которые по своей красоте и природным богатствам могут соперничать с Уралом.
Богат наш Урал и талантливыми людьми. Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографии П.П.Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
1 группа– Вам необходимо расположить слова в правильном порядке и определить, к кому из главных героев подходит данная пословица или поговорка. (Группы получают пословицы и вывешивают их в правильном порядке на доске, объясняя, к какому главному герою она подходит.)
Землю красит солнце, а человека – труд. 2. Каких только чудес не бывает на свете. 3. Жизнь дана на добрые дела. 4. Пчела мала, да и та работает.
4. 2 группа: Какие качества вы бы хотели взять у героев?
5. Выбрать пословицу, соответствующую теме:
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Богатство – не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
5. Ромашка Блума.
6. Итог:
-Почему главные герои хотели увидеть козлика?
-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.
-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)
7. Рефлексия
Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас есть волшебный камешек как он называется?
А чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить. Цвет хризолита будет зависеть от оценки вашей работы.
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
9. Д. з: написать мини – сочинение « Что такое добро?»