.
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в тексте, находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в парах, группах, выполняя определённую роль.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию), учиться составлять план.
Личностные: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Предметные: находить признаки литературного произведения относить произведение к определённому жанру,тразмышлять о характере и поступках героя.
Этапы работы | Содержание этапа |
Организацион ный момент. | - Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - Активно включайся в работу дружок! Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. |
Постановка цели урока и задач урока. | - С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор? (И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек ") - И это тема нашего урока сегодня. (Слайд) - Произведение мы прочитали, зачем второй урок будем работать с ним? (Чтобы понять текст, проанализировать его) Цель урока : анализ рассказа И. С. Соколова - Микитова " Листопадничек " - Какие 7 правил чтения вы знаете? Над какими пунктами мы уже поработали? Что ещё надо проанализировать? (слайд) Дайте ответ, используя слова: узнать, определить, выявить.. 1. | Название текста | 2. | Автор | 3. | Герои | 4. | События | 5. | Новизна (что раньше не знал и узнал только что) | 6. | Непонятное (неизвестные слова и понятия) | 7. | Смысловая доминанта (что показалось в тексте самым главным) | - Это и будут наши задачи на урок.
|
| |
Актуализация знаний.
Словарная работа | -Вы прочитали рассказ или сказку? Докажите. (животные разговаривают, события нереальные) -Почему сказка называется "Листопадничек? -Проверим, что знаете об авторе. - Назовите фамилию, имя и отчество автора. Почему фамилия двойная? (Слайд с портретом автора) - Что означают эти числа в жизни писателя ? 1892 (родиля в этом году), 20 (последние 20 лет жил в доме на берегу Волги), 83 (прожил столько лет), 1 (воевал в 1 мировую войну), 1975 (умер) - В каких экспедициях участвовал? (экспедиции по освоению Северного морского пути) -Что было главной добычей после каждой охоты? (книги) - Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? ("Заячья газета") - Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (ослеп) Словарная работа - Какие непонятные слова встретились вам при чтении текста? На слайде по очереди появляются слова, дети читают хором и объясняют их значение. |
Определение героев сказки | - Назовите героев сказки. Кто главный герой? Посмотрите на слайд. Для кого остались кружки?
|
Чтение по частям, анализ прочитанного. 1) Работа над первой частью. | Выборочное чтение. - Сейчас я назову слово, а вы найдите и прочитайте предложение, в котором оно есть. - Журавли, журавлята, медведи, ежи, змеи, зайчата. - Почему заплакали зайчата? - Что им сказала зайчиха ? - Успокоились ли зайчата? -Прочитайте, что решил Листопадничек ? - Составим опорную схему про Листопадничка по 1-ой части. Работа в парах Посмотрите на слайд и уберите лишнее. (Ученики убирают словосочетания: мечтал полетать, стало скучно. Объясняют свой выбор) - Определите главную мысль этой части. Придумайте название части. (Листопадничек убежал в тёплые страны.) |
2) Работа над второй частью. | Чтение в парах - Прочитайте 2-ю часть в парах по предложению и ответьте на вопросы. (Вопросы на карточках у каждой пары) 1) Куда прибежал Листопадничек? 2) С кем он встретился? 3) Зачем бобра валили большие деревья? 4) Почему Листопадничек решил остаться в хатке у бобров? 5) Когда заяц вспомнил свою мать - зайчиху? 6) Как зайчик помогал бобрам? 7) Трудная ли была эта работа? 8) Понравилась ли зайцу еда бобров? Почему? Что едят зайцы? 9) Каких животных пугался? 10) Как прошла зима для зайчонка? Проверка работы в парах. -Прочитайте и сократите опорную сеть для этой части (слайд) - Какая основная мысль этой части, как озаглавим? (Жизнь Листопадничка в хатке у бобров) |
Работа над 3и 4 частями. | Чтение 3 и 4 части по вариантам. Выборочное чтение. 1. Что произошло на лесной речке? 2. Как автор показал, что заяц боится холодной воды? 3. Что предложил старый бобр Листопадничку? 4. Почему пришлось плыть самому? 5. Как повела себя мать-зайчиха, когда узнала сын? 6. Каким зайцем прослыл Листопадничек? Восстановите опорную сеть.(слайд) (Работа в парах) Проверка работы в парах. Определите главную мысль 3 и 4 частей (в группах по вариантам), озаглавьте части. (3 часть - Счастливое спасение. 4 часть - Возвращение к маме.) |
Определение новизны
| -Определите, что нового вы узнали при работе над этой сказкой? В схеме на корешках ученики пишут в чём для них новизна этой сказки ( что раньше не знал и узнал только что) Заслушиваем несколько вариантов. |
Определение смысловой доминанты (мешочек со смыслом) | Работа с пословицами(слайд) Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходят к теме нашего урока. Объясните свой выбор. (Работа в группах) Много спать – дела не знать. Дома и стены помогают. Чужая сторона – дремучий бор. В гостях хорошо, а дома лучше! Друзья познаются в беде. Сердце матери лучше солнца греет. Это и будет смысловой доминантой сказки. Только дома нас ждут, любят, заботятся о нас. Дом- это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: "В гостях хорошо, а дома лучше!"
|
Итог урока. | -Какая была тема урока? -Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни) |
Рефлексия. | -Со всеми ли задачами мы сегодня справились? - Оцените как вы поработали. Лист самооценки. 1. Знал значения всех непонятных слов. 2. Знал ответы на все вопросы про автора. 3. При работе в парах и группах успел выполнить все задания. 4. Понял смысловую доминанту. 5. Активно работал на уроке. |
Домашнее задание. | Творческий пересказ от имени Листопадничка. |