Просмотр содержимого документа
«Конспект урока И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек»»
Конспект урока
по литературному чтению
в 3 классе
УМК «Перспектива»
И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек»
подготовила
учитель начальных классов
Сунцова Татьяна Викторовна
Цель: познакомить учащихся с новым произведением.
Задачи:
формировать умение работать с художественным и научно-познавательным текстом, самостоятельно формулировать гипотезу;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления, различных идей, представлений;
способствовать умению аргументировать свою точку зрения;
способствовать развитию навыков чтения, умению участвовать в совместном принятии решения;
воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе;
способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к животным.
Формировать УУД:
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты.
1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Ход урока
1. Психологический момент организации.
-Добрый день, ребята! Пусть этот день сегодня для нас действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.
Урок литературного чтения – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать.
- Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.
2. Этап мотивации к учебной деятельности.
а) Работа с выставкой книг
- Рассмотрите выставку книг. Кто их автор? О чём эти произведения? Докажите свою точку зрения.
(Автор произведений Иван Сергеевич Соколов – Микитов. Эти произведения о природе, о животных).
- Сегодня мы коснёмся мира прекрасного в произведении Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Писатель старается помочь нам узнать о жизни животного мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили её и научились беречь.
б) Антиципация чтения
- Прочитайте на экране, как называется произведение, с которым будем знакомиться? (Листопадничек)
- Сегодня мы будет знакомиться с отрывком. Предположите, о ком или о чём будет произведение с таким названием?
- В какое время года будет происходить событие?
- К какому литературному жанру оно будет относиться к рассказу или сказки? Обоснуйте.
Вывод: Вы выдвинули свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, верны ли предположения.
3. Учебно-познавательная деятельность.
а) Первичное восприятие произведения.
- Откройте учебник страница 60. Послушайте.
б) Проверка первичного восприятия текста
- Кто является главным героем? (Зайчонок).
- А почему тогда произведение называется «Листопадничек», если оно про зайца? (Зайчат, которые рождаются в период листопада, так называют охотники).
- Какие еще предположения мы выдвигали? Верны ли они? (Событие происходит поздней осенью. Литературный жанр сказка, т.к. животные разговаривают).
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали этот отрывок?
-Сядьте как вам удобно Закройте глаза… и представьте….
Учащиеся высказываются, что представили под музыку.
4. Мотивация перечитывания и анализа произведения
- А теперь прочитайте этот отрывок самостоятельно и ответьте на вопросы:
1. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
2. Какие животные и как готовились к зиме?
5. Беседа по содержанию в целом.
- Итак, вы сказали, что главным героем является зайчонок. Я утверждаю, что у Листопадничка было два брата. Сколько всего детей было у зайчихи? Найдите и прочитайте предложение, которое доказывает ваш ответ?
- Какая же мечта была у Листопадничка? (Полетать).
- Как она появилась? (Видел, как учатся летать журавли).
- Поработайте в паре. Найдите предложение, которое подтверждает ваш ответ, и прочитайте его одновременно со своим соседом.
- Кто желает?
- Автор называет этих журавлей долговязыми. Как понимаете значение этого слова? (Высокие).
(Медведя. Лежебоками называют того, кто лениться и любит долго спать).
- Почему медведя так назвали? ( Спит зимой).
- О чём забеспокоились зайчата? ( Что замерзнут).
- Прочитайте, какими словами их успокоила мама – зайчиха?
- А самого маленького зайчонка она убедила своим ответом? (Нет).
- Найдите предложение, в котором описывается, как поступил зайчик, и вставьте пропущенные слова.
И _________(убежал) ________(тихонько) из ___________(родного) _________ (гнезда) маленький зайчонок искать журавлиные теплые страны.
- Поработайте в группах, обсудите, что означает выражение «убежал тихонько» и как зайчонок мог убежать из родного гнезда, покажите один представитель из группы.
- Как зайчонок мог убежать из родного гнезда ведь гнёзда у птиц?
- А что значит «родное гнездо»?
- А хорошо ли поступил Листопадничек, убежав из родного гнезда, от родных?
(Нет. Как в таком случае переживают родители! Если вы чего то боитесь или есть какие то проблемы, обратитесь к родителям. Они всегда вам помогут, ведь они вас очень любят!).
6. Решение учебной-практической задачи
а) Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 61. Расскажите, кого видите.
- Как думаете, где здесь изображен самый маленький зайчонок? (На пне. Видно, по мимике, что он чем-то обеспокоен).
- О чем они могут говорить?
- Найдите и прочитайте отрывок, который может соответствовать данной иллюстрации.
- Как по иллюстрации можно догадаться, какое время года изображено?
б) Постановка концептуального вопроса к тексту
- Сегодня мы познакомились только с отрывком сказки. Предположите, что будет дальше и как автор закончит свою историю про Листопадничка?
- Верны, ли предположения узнаете, прочитав сказку до конца.
7. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности
- Наш урок подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями и продолжив предложение.
- Сегодня мы …
- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Спасибо за сотрудничество. И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.