Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению, 2 класс»
Учитель: Алаева В.В.
Урок литературного чтения во 2 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: С.Козлов «Ёжик в тумане».
Поход в «Музейный дом»: Т.Маврина «Полумесяц»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель урока: создать условия для формирования эстетического сознания и художественного вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; способствовать совершенствованию навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.
Задачи урока:
Предметные УУД: осуществляет поиск необходимой информации; анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Личностные УУД: положительно относиться к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором;
Регулятивные УУД: - учится высказывать своё предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; - находит необходимую информацию в учебнике. определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному плану;
Познавательные УУД: делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; составляет алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные УУД: слушает и понимает речь других; приходит к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование:
Компьютер.
Компьютерная презентация.
Выставка книг С.Козлова.
Лупы. Рамочки для рассматривания иллюстраций.
Учебник, тетради на печатной основе.
Фишки разного цвета.
Карточки с заданиями на каждой парте.
Карточки с проверкой на каждой парте.
Репродукция картины Т.Мавриной «Полумесяц»
Ход урока
Самоопределение к деятельности.(Слайд 2)
- Ребята, напомните какие правила поведения должны выполнять дети на уроке, чтобы урок получился полезным. (Не шуметь на уроке, поднимать руку, когда хочешь
ответить, …)
- Молодцы ребята. Вы очень хорошо знаете правила, поэтому я не сомневаюсь, что наш урок получится замечательным и плодотворным.
Итак, урок чтения у нас.
Будем думать, рассуждать.
И нам пора урок начать.
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
- А начать я предлагаю с игры «Литературное лото». Работать вы будете в парах. Возьмите карточку номер 1.
небылица
докучная сказка
загадка
считалка
прибаутка
закличка
колыбельная
сказка
кричалка
Учитель задаёт загадки о различных литературных жанрах (Загадка, закличка, считалка, прибаутка, небылица, докучная сказка, колыбельная, кричалка). Учащиеся фишками закрывают ответ.
- Какое слово осталось не закрытым? (сказка)
– Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? А на какие группы можно разделить сказки? Назовите народные сказки? Назовите авторов литературных сказок.
Постановка учебной задачи.
- Продолжим работу в парах.
- Возьмите карточки номер 2. Они одинаковые у вас?(нет) Предложите варианты работы по ним.
Й
Е
Г
С
Е
Р
О
Л
З
В
К
О
Сергей Козлов
- Вы знакомы с этим именем?(нет) А как вы думаете, кто это? (Предположения детей. Учитель показывает портрет писателя.)
- А знакомы ли вы с его произведениями?(нет)
- Исходя из этого, какой может быть задача нашего урока?
- А теперь я предлагаю вам узнать название произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.
- Возьмите карточку номер 3.
- Что вы прочитали? Ёжик в тумане.
V.Построение проекта выхода из затруднений.
– Итак, мы узнали имя автора и название произведения, над которым мы будем работать.
- Предложите свой план работы над произведением.( дети предлагают план работы над произведением)
- Я предлагаю в наш план вставить проведение небольшого исследования по выявлению жанра произведения.
- С чего начнём работу? (прочитаем текст)
VI. Реализация построенного проекта.
Первичное чтение текста(чтение текста учителем)
- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном.
- Что сделало мир, окружающий Ёжика, сказочно прекрасным?
- А теперь предлагаю провести исследование по выявлению жанра произведения.
Для этого откройте учебники на странице 97 и прочитайте текст в парах. Кто герой этого произведения? (Ёжик) Узнав это, можем ли мы определить жанр произведения? (Ёжик – это животное. Животные могут быть героями сказки, рассказа, песни, басни, …) Значит пока мы не можем ответить на вопрос нашего исследования.
- А что делал Ёжик, сидя на горке под сосной? ( Он наблюдал за луной)
Найдите слова в тексте, которые подтверждают, что было невероятно красиво. Как они выделены? (розовой рамкой)
- Найдите и прочитайте нужные строчки. Как они выделены? (жёлтой рамкой)
- Могут ли события, описанные в произведении происходить на самом деле?( Нет. Ёжик не может наблюдать и думать. Комарики не могут играть на скрипках.) О чём это нам уже говорит? Можем ли мы теперь ответить на вопрос нашего исследования? ( Да. В этом произведение используются вымышленные события и фантастические приёмы. Значит жанр произведения – сказка.)
- А что можно сказать об этой сказке? ( Она литературная.) Почему? (Есть автор.)
Физминутка.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А теперь я предлагаю вам отправиться в «Музейный дом»
- Найдите картину Т. Мавриной «Полумесяц». Рассмотрите её.
- Скажите, почему именно эту картину я предлагаю вам рассмотреть после прочитанного произведения? (На ней тоже есть луна.)
-Вообразите, что наш герой – Ёжик оказался на тропинке около гаража. Как вы думаете, чем бы мог залюбоваться наш Ёжик? ( Красотой старого сказочного дерева. Искристым под луной снегом. Огоньками окон….)
- Вы согласитесь, что в лунном свете всё кажется немного сказочным? Ветки дерева начинают оживать, стены и крыши гаража словно дышат и чуть шевелятся…
- Вообразите, а что мог бы услышать наш Ёжик, стоя на тропинке около гаража.
- О чём могут беседовать луна и зажженные окна домов? Могут ли окна переживать, что не такие яркие и красивые как луна? О чём могли бы разговаривать дерево и гараж?
- Ребята, а какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
- А какое время года идёт за зимой? Я предлагаю отправиться вместе с ёжиком в следующее время года. Итак, мы отправляемся в гости к весне.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Откройте тетради для самостоятельных работ на странице 24.
- Познакомимся с ещё одной сказкой С.Козлова «Необыкновенная весна»(Читают дети по цепочке)
- Выполним задание после текста.
- Какие растения Ёжик наблюдал весной около дома? Найди те и прочитайте. (Выборочное чтение)
- Закрасьте строчки, в которых говорится об этом, голубым карандашом.
- А какие чудесные образы родились в воображении Ёжика? Строчки, из которых это видно, закрасьте жёлтым карандашом. Выполните эту работу самостоятельно.
- Возьмите карточку номер 4. Проверьте выполненную работу.
- Кто справился с заданием? А кто допустил ошибки?
IX. Включение в систему знаний и повторение
- А сейчас посмотрите на слайд. К каждому рисунку нужно найти и подобрать одно подходящее по смыслу предложение из текста. Для этого внимательно перечитайте сказку и найдите эти предложения.
X. Рефлексия.
- Ребята, а скажите какое время года у нас сейчас за окном? А что происходит с ёжиком, когда наступает осень? Я предлагаю, чтобы нашему Ёжику сладко спалось всю зиму, и во сне снилось только та красота, которую он увидел под луной, устроить ему подстилку из осенних листьев. Выберите тот листок, который соответствует вашему ощущению от урока.
Жёлтый листок – если считаете, что вместе с Ёжиком вам удалось прочувствовать красоту природы, удалось понять чувства и ощущения главного героя.
Красный листок – если считаете, что не достаточно прочувствовали красоту природы, не совсем поняли чувства и ощущения Ёжика.