ГОУ ЯО «Ярославская школа-интернат №8»
Урок «Чтение и развитие речи». 3 класс, дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием.
Учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед
Соколова Светлана Алексеевна
Тема урока «Звук и буква Я».
Задачи урока:
Образовательная: закрепление пройденного материала, знакомство с новым звуком и буквой я.
Коррекционно-развивающая: корригировать внимание, память; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие связной устной речи, мелкой моторики.
Воспитательные: воспитывать интерес к учёбе, предмету; самостоятельность и умение доводить начатое до конца.
Оборудование:
- музыкальный центр, DVD;
- аудио и видео записи. Аудиодиски Е. Железновой «Топ-топ», «Новые пальчиковые игры», видеодиск «Уроки тётушки Совы «Азбука-малышка»».
- Организационный этап.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
А) Диск Е. Железновой «Топ-топ» песенка «Ну-ка все, встали в круг»
Б) Психологический настрой.
«Ну-ка, проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор».
- Проверка домашнего задания.
Цель: повторить пройденный материал, выяснить уровень знаний учащихся.
- повторить пройденные гласные и согласные буквы;
- чтение хором слогов с пройденными буквами;
- чтение слогов с пройденной на предыдущих уроках буквой Ё;
Пропевание слогов под песенку «Ну-ка, повторяйте», диск Е.Железновой «Топ-топ».
- чтение текста «Кто у кого». Букварь стр.111.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
- Сегодня ко мне, около школы, подошёл почтальон и передал бандероль: «Это для ваших детей.»
-А кто такой почтальон? Что это за профессия? (картинка с изображением почтальона) Беседа.
- А вот и бандероль. Там что-то всё прыгает и кричит- я.я.я… Посмотрим?
4. Сообщение нового материала.
Цель: дать учащимся конкретные знания по теме урока, стимулировать речевую активность.
- Что это? Кто знает? (это буква Я)
Правильно.
«Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!»
- Посмотрите на Алфавит, найдите Я. Известно буква Я, в алфавите последняя.
- А какого она цвета? Правильно – красная, значит – гласная.
Поставим её в ряд к гласным буквам. Назовём ещё раз все гласные буквы.
Посмотрим, что же про букву Я, расскажет нам тётушка Сова. DVD диск «Уроки тётушки Совы. «Азбука-малышка»».
- Вспомните какие же слова, начинающиеся на букву Я назвала нам тётушка Сова (выставляются и называются картинки, классифицируются).
Работа по выполнению заданий в тетрадях И.Г. Медеевой «Азбука. Прописи».
- Буква Я нам ещё приготовила задания, поэтому нам необходимо отдохнуть, набраться сил, чтобы их выполнить.
Физкультпауза. Диск Е. Железновой «Новые пальчиковые игры» №1 «Разминка».
Работа по сюжетной картинке «Мальчик кормит птичек»
- Сейчас мы познакомимся с мальчиком. Его имя начинается на букву Я, знакомьтесь – это Яша.
1. Знакомство с персонажами картинки.
Презентация картинки «Мальчик кормит птичек»
Вот картинка. На ней нарисован мальчик. Его зовут Яша. Яша гуляет на улице. Он оделся тепло, по-зимнему: варежки, шарфик, шапочку. Взял с собой хлебушек, семечки (зёрнышки), чтобы покормить птичек. Яша посыпал семечки на снег, и сразу прилетели птички, стали клевать семечки, а самая смелая птичка села Яше на ладошку.
- Рассматривание иллюстрации, работа по вопросам.
- Кто кормит птичек?
- Как зовут мальчика?
- Как Яша оделся?
- Что делают птички?
5. Подведение итогов.
Цель: выяснить, что нового узнали на уроке, оценка работы учащихся.