Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира «Великий круговорот жизни»»
Аннотация:
Ф.И.О. Ананьева Наталья Алексеевна
Образование: высшее НГПУ
Педагогический стаж 12,5 лет, в должности учителя начальных классов 2,4 года
Должность: Учитель начальных классов МКОУ Чикская СОШ №7
Место и роль разработанного урока в программе данного предмета:
Урок «Великий круговорот жизни» является завершающим в изучении раздела «Эта удивительная природа», по предмету «Окружающий мир» в 3 классе УМК «Школа России». Его роль заключается в обучении детей обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой и неживой природе и использовании их для объяснения бережного отношения к природе.
Методика, технология, (формы, методы, приемы, используемые на уроке):
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: метод диалогического изложения материала (привлечение обучающихся к формулировке проблемы и поиску путей ее решения, к совместному выводу); метод эвристического изучения (передача информации в форме беседы, задач и заданий);
Технологии: личностно-ориентированная технология «РКМЧП», метод проектов
Приемы: «Яркое пятно», «Верные и неверные утверждения», заполнение сводной таблицы, составление схем, диалоговые вопросы, чтение с остановками, прогнозирование, «Мозговой штурм», «Ключевые слова», решение проектной задачи
Особенности данного урока, отличие от стандартного урока:
Урок личностно-ориентированный, построен в форме проблемного диалога. Смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность в группах и индивидуально, решение проектной задачи
Результативность урока и ее диагностика в разработке урока:
Результативность урока определяется умением обучающихся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе, участвовать в работе группы, высказывать свое мнение.
Целесообразность и результативность использования ИКТ- технологий на данном уроке:
дополнить и расширить возможности учебника;
улучшить эффективность изучения темы;
повысить качество наглядности;
сделать урок эмоциональным и запоминающимся.
Проект учебного занятия
Ф.И.О. Ананьева Наталья Алексеевна
Тема: Великий круговорот жизни
Класс: 3 «Б»
Планируемые результаты
(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)
Личностные:
Воспитывать осознание необходимости бережное отношение к природе; формировать культуру диалога
Метапредметные
Регулятивные:
Развитие способности понимать и принимать смысл поставленной задачи, контролировать и оценивать ее результат; осуществлять рефлексию и оценку своей деятельности и деятельности других; определять правильность выполнения задания в сравнении с образцом, корректировать
Познавательные:
Развивать умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации, представлять информацию в форме таблиц, схем; анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в высказывания, читать тексты вслух и про себя, выполнять различные роли в группе, сотрудничать,
Предметные: научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Цель урока (с ориентацией на ученика):
Знакомство детей с круговоротом жизни на Земле и его основными звеньями
Задачи:
Формировать представление о взаимосвязи всего живого на Земле;
Развивать умение аргументированно высказывать свое мнение; работать с таблицей, схемой; работать в группе; решать проектную задачу
Воспитывать осознание необходимости бережное отношение к природе
Проблема: (формулируется детьми в процессе диалога)
Как происходит Великий круговорот жизни?
Структура и содержание занятия
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания каждого этапа
Используемые методы и приемы
Формы организации деятельности
I этап: вызов
Цель: пробудить познавательный интерес, актуализировать знания учащихся
- Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.
-Сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра отрывка из мультфильма «Король Лев».
-Как вы считаете, прав ли Муфаса, говоря о великом круговороте жизни? Существует ли он на самом деле?
-А кто его участники? Как он происходит?
- Как же животные превращаются в растения? Почему так происходит?
- Попробуем разобраться?
- Значит сегодня на уроке ….?
Приветствуют учителя и друг друга.
Смотрят отрывок из мультфильма.
Отвечают на вопросы учителя, делают предположения
Формулируют проблему урока
Ставят учебную задачу
Ответить на вопросы
Прием «Яркое пятно» просмотр отрывка мультфильма
Прием «Верите ли вы?»
«Мозговой штурм»
Проблемные диалоговые вопросы
групповая
фронтальная
фронтальная
II этап: осмысление
Цель:
сохранить интерес к теме урока, познакомить детей с новой информацией, соотнести ее с имеющимися знаниями
- Давайте откроем учебники на стр. 118 и прочитаем текст под рисунком
- О чем говорится в учебнике?
- Кто участвует в этом круговороте?
- А кто или что это такое? Давайте попробуем разобраться
- Слова: производители, потребители и разрушители. Как вы думаете, от каких слов они образованы?
- Кто и что производит, потребляет и разрушает? Ответ на этот вопрос вам сейчас и предстоит найти
- До начала урока вы разделились на группы, давайте вспомним правила работы в группе
- Попрошу «хранителей материалов» получить задания для своих групп
- По мере ваших выступлений мы будем заполнять таблицу.
- По каким ключевым словам вы готовили сообщения? (название звена, состав звена, функции)
- Какой вывод мы можем сделать?
- Так как же происходит круговорот веществ, можем ли мы уже ответить на этот вопрос?
- У нас получилась схема (модель) круговорота веществ на Земле
- Давайте немного отдохнем
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
Над лужайкой покружилась
И на стульчик приземлилась.
- Отдохнули? Вернемся к нашей схеме. Давайте еще раз вспомним, участвует в круговороте веществ на Земле
- А какую схему круговорота предложил нам в мультфильме Король Лев?
- Это полная схема?
- Что нужно добавить?
- Хранители материалов, получите, пожалуйста, следующее задание для своих групп. Что нужно сделать каждой группе?
- А изменилось бы что-нибудь, если на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ?
- А человек – участник круговорота веществ?
- Почему вы так решили?
- Какой вывод сделаем?
Лиза Я. читает отрывок статьи в учебнике
Отвечают на вопросы
Дети делают предположения
Вспоминают правила работы в группе
(говорить спокойно и ясно, говорить только по делу, по очереди, реагировать жестами и знаками, обращаться к друг другу по имени, убедиться, что в разговоре участвует каждый, о готовности сообщить поднятыми руками)
1-я группа готовит небольшое сообщение об организмах-производителях, 2-я группа об организмах-потребителях, 3-я об организмах-разрушителях, 4-я о роли почвы в круговороте веществ. Ответы готовят по ключевым словам: название звена, состав звена, функции звена)
Дети готовят выступления в группах, по полученному заданию; затем выступают перед классом
Заполняют таблицу
Делают вывод
Отвечают на вопрос
Отдыхают, выполняют движения физкультминутки
Повторяют, как происходит круговорот веществ на Земле
Отвечают на вопросы, рассуждают
Дети составляют схемы и представляют их классу.
Рассуждают, делают прогнозы
Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы
Прочитать текст учебника
Ответить на вопросы
Сформулировать и высказать свои предположения
Подготовить сообщения в группе
Представить свои сообщения классу
Заполнить таблицу
(см.конспект)
Сделать вывод
Ответить на вопрос
Ответить на вопросы, показать на схеме
Ответить на вопросы
Составить свою схему, демонстрирующую круговорот веществ
Порассуждать на заданную тему
Ответить на вопросы, используя свои схемы, модели сделать выводы
Чтение с остановками
«Мозговой
штурм»
Словарная работа
Работа с информацией
Слайды 1,2,3,4,5
(см.приложение)
Работа с таблицей
«Ключевые слова»
По мере ответов детей на слайде появляется схема
Слайд 6
(см.приложение)
Физкультминутка
Работа со схемой, моделью
Вопросы
Работа со схемой, моделью
Прогнозирование
«Мозговой штурм»
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная, фронтальная
III этап: рефлексия
Цель: систематизировать, проанализировать и оценить полученную информацию, поставить новые цели.
- На какой вопрос мы сегодня искали ответ?
- Смогли ли мы ответить на эти вопросы?
- Что помогло вашим группам работать хорошо?
- Что мешало, вызывало трудности?
- Ребята, дома ещё раз перечитайте параграф урока. На с. 34 ответьте на вопросы «Проверь себя». Также придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот жизни, теперь уже не в группе, а каждый свою.
- Спасибо за урок
Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность, подводят итоги
Дети задают вопросы по домашнему заданию
Ответить на вопросы, оценить свою деятельность, подвести итоги
Вопросы
фронтальная
индивидуальная
Тема: Великий круговорот жизни
Цель: Знакомство детей с круговоротом жизни на Земле и его основными звеньями
Задачи:
Оборудование:
Ноутбук, интерактивная доска, проектор;
Для детей: бумага, карандаши, таблицына каждого
Литература:
Для учителя: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс ч.1; А.А. Плешакова, А.Е. Соловьева «Поурочные разработки по окружающему миру» 3 класс; ФГОС нового поколения 2016 год
Для детей: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс ч.1
Ход урока:
1 этап Вызов (11 мин)
- Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.
-Сегодняшний урок я предлагаю начать с просмотра отрывка из мультфильма «Король Лев».
(Просмотр отрывка)
-Как вы считаете, прав ли Муфаса, говоря о великом круговороте жизни? Существует ли он на самом деле?
(Да, мы думаем, что Муфаса прав, великий круговорот жизни существует)
-А кто его участники? Как он происходит?
(В круговороте участвуют все. Растения и животные. Животные едят растения, потом умирают и превращаются в растения)
- Как же животные превращаются в растения? Почему так происходит?
(Возникли затруднения с ответом)
- Попробуем разобраться?
(Да)
- Значит сегодня на уроке ….?
(Мы будем разбираться, как происходит Великий круговорот жизни)
2 этап осмысление (29 мин)
- Давайте откроем учебники на стр. 118 и прочитаем текст под рисунком
(Лиза Я. читает отрывок статьи в учебнике)
- О чем говорится в учебнике?
(- Король Лев был прав и мы тоже. Великий круговорот жизни существует, он еще называется круговорот веществ)
- Кто участвует в этом круговороте?
(Производители, потребители, разрушители)
- А кто или что это такое? Давайте попробуем разобраться
- Слова: производители, потребители и разрушители. Как вы думаете, от каких слов они образованы?
- Кто и что производит, потребляет и разрушает? Ответ на этот вопрос вам сейчас и предстоит найти
- До начала урока вы разделились на группы, давайте вспомним правила работы в группе
(говорить спокойно и ясно, говорить только по делу, по очереди, реагировать жестами и знаками, обращаться к друг другу по имени, убедиться, что в разговоре участвует каждый, о готовности сообщить поднятыми руками)
- Попрошу «хранителей материалов» получить задания для своих групп
(1-я группа готовит небольшое сообщение об организмах-производителях, 2-я группа об организмах-потребителях, 3-я об организмах-разрушителях, 4-я о роли почвы в круговороте веществ. Ответы готовят по ключевым словам: название звена, состав звена, функции звена)
(Дети готовят выступления в группах, по полученному заданию; затем выступают перед классом)
- По мере ваших выступлений мы будем заполнять таблицу.
- По каким ключевым словам вы готовили сообщения? (название звена, состав звена, функции)
(Все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на Земле)
- Так как же происходит круговорот веществ, можем ли мы уже ответить на этот вопрос?
(Растения используя энергию солнца производят питательные вещества из углекислого газа и воды, животные съедают траву и потребляют питательные вещества, которые произвели растения, этих животных съедают хищники, хищники погибают, грибы и бактерии помогают им разлагаться, в почве образуется перегной, который дает питательные вещества растениям)
По мере ответов детей на слайде появляется схема
- У нас получилась схема (модель) круговорота веществ на Земле
- Давайте немного отдохнем
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
Над лужайкой покружилась
И на стульчик приземлилась.
- Отдохнули? Вернемся к нашей схеме. Давайте еще раз вспомним, участвует в круговороте веществ на Земле
(индивидуальные ответы)
- А какую схему круговорота предложил нам в мультфильме Король Лев?
(Антилопы едят траву, львы едят антилоп, потом умирают и становятся травой)
- Это полная схема?
- Что нужно добавить?
(Нет, останки мертвых львов разрушают бактерии и грибы, так появляется в почве перегной, на котором снова вырастает трава)
- Хранители материалов, получите, пожалуйста, следующее задание для своих групп. Что нужно сделать каждой группе?
(Составить свою схему, демонстрирующую круговорот веществ)
Дети составляют схемы и представляют их классу.
- А изменилось бы что-нибудь, если на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ?
(Рассуждения детей: если исчезнут растения – животным нечего будет есть, не станет кислорода; не будет травоядных животных – растений станет много, они не смогут расти, исчезнут хищники; без хищников – травоядные съедят все растения; без грибов и бактерий – никто не будет разрушать тела умерших; без почвы не будет перегноя, а значит у растений не будет пищи)
- А человек – участник круговорота веществ?
(Да)
- Почему вы так решили?
(Мы тоже живые существа, кушаем растения и животных, которые питаются растениями. Мы – организмы-потребители)
- Какой вывод сделаем?
(Все участники круговорота веществ очень важны, если исчезнет хоть одно звено – исчезнут и все остальные. Мы тоже участники круговорота жизни, мы – потребители, как и животные, поэтому мы должны беречь и охранять растения, животных, грибы, почву).
3 этап рефлексия (5 мин)
- На какой вопрос мы сегодня искали ответ?
- Смогли ли мы ответить на эти вопросы?
- Что помогло вашим группам работать хорошо?
- Что мешало, вызывало трудности?
- Ребята, дома ещё раз перечитайте параграф урока. На с. 34 ответьте на вопросы «Проверь себя». Также придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот жизни, теперь уже не в группе, а каждый свою.