Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "О братьях наших меньших"»
Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Цели:
повторить и обобщить знания детей по теме;
развивать логическое мышление, память, внимание;
учить связно излагать свои мысли,
воспитывать бережное отношение к животным,
любовь к природе.
Оборудование: выставка книг о животных, кроссворд, иллюстрации, музыкальное сопровождение, задания.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел звонок на наш открытый урок.
-Доброе утро, дети!
-Доброе утро, гости!
Мне приятно вас видеть.
Пусть этот урок несет нам радость общения и наполнит наши сердца благородными чувствами.
Вступительное слово.
Вы прослушали песню, произведение Роберта Рождественского «Просьба». Какие чувства и мысли возникли у вас во время прослушивания данного произведения?
-А какую последнюю тему мы изучили на уроках литературного чтения?
- Кто такие «братья наши меньшие»? (животные: кошки, собаки и т.д.)
- Правильно. Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы.
-А теперь прочитайте эпиграф к нашему уроку.
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».
Они живут рядом, мы их любим. Сегодня мы должны вспомнить все произведения, которые изучили по этой теме. А вспомним в виде игры.
Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (музыкант)
Как звали храброго утенка? (Алеша)
Что разоряли мыши на лугу? (гнезда)
- Что объединяет всех этих героев? (это герои рассказов о животных)
- Какое слово получилось по вертикали? (рассказ) Почему?
- Действительно, это слово получилось потому, что мы с вами читали рассказы о животных.
-Ребята, а какие из них вам понравились больше всего и почему? (Дети читают.)
-А есть ли в этом разделе сказки о животных?
-Чем отличаются рассказы от сказок?
(в сказках есть волшебный элемент, это и отличает сказку от рассказа)
- очень хорошо!
3. Отличие художественного текста от научно-познавательного.
-Ребята, а вы знаете, что тексты бывают художественные и научно-познавательные.
-Чем они отличаются друг от друга?
Рассказы пишет писатель, он изображает все, что волнует и интересует человека с помощью слова.
Научно-познавательный текст пишет ученый. Он на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты. Об одном и том же явлении можно написать по-разному.
Давайте вспомним рассказ Е.Чарушина «Страшный рассказ». Как вы думаете, какой это текст? (художественный)
А давайте сейчас откроем учебник на странице 154 и прочитаем данное нам сведение. А теперь выполним задание 7, 8, 9 и 12 на странице 155 - 156.
- Начните рассказ со слов «Это иллюстрация к рассказу…» или «Здесь изображены…..».
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
- Расшифруйте слова, и они напомнят вам о персонажах рассказов.
к о н е у та б е т р ян т у м а з ы к о в а сн е щ о к
(утенок, ребята, музыкант, сова, щенок)
- молодцы!
7. Обобщение.
В конце разговора давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
-Как вы понимаете «мы в ответе за тех, кого приручили».
Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. Человек, который не только любит животных, но и бережет их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «все доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека».
На память о нашем уроке я дарю вам сердечки. На сердечках надпись:
«Самому доброму и чуткому».
8. Подведение итогов урока.
- В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их. Из оставшихся букв можно сложить слово, которое станет вашей оценкой за урок.