Ход урока:
I Орг момент
1.Мотивация к деятельности
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
Давайте пожелаем друг другу удачи.
II Устный счёт
1.Математическая разминка.
- Назови число, предшествующее числу 41 (40)
- Назови число, которое следует за числом 59 (60)
- Назови число, которое стоит между чисел 57 и 59 (58)
- Задачи в стихах.
Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ежика благодарят? (4, каждый получил по 2; 2+2+2+2=8)
Я вчера набил две шишки,
Когда поймать пытался мышку.
Вопрос: а сколько было б шишек,
Когда б поймал я восемь мышек? (2+2+2+2+2+2+2+2=16)
Вот еще одна задачка.
В лесу на опушке
Стоит избушка.
В ней живут 8 котят,
Каждый воспитывает 3 мышонка.
Сколько мышек у этих шалунишек? (3+3+3+3+3+3+3+3=24)
(Сл. 2)
- Что же нам делать?
(Сл. 3)
- Как вы думаете, зачем жители страны Сказок передали нам эту карту?
- Что вы видите на карте?
- Нам поможет не только карта, но и помощники - Маша и Витя.
- Перед вами лист путешественника, в котором вы будете отмечать результаты путешествия. За каждое преодолённое препятствие, вы будете ставить в соответствующий столбик таблицы 1 балл. В конце путешествия мы посчитаем результаты.
– Вы готовы отправиться в путешествие?
- А что вы должны проявить, какие качества, чтобы поиски подарка были успешны?
- Тогда в путь!
Впереди нас ждут разные препятствия: река, мост, озеро, замок.
Да!
- Быть внимательными, старательными.
-Думать, правильно выполнять все задания.
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности.
– На пути река. (Сл. 4)
Чтобы перейти реку, нам нужно выполнить несколько заданий:
1. Составить по краткой записи задачу и устно решить её.
У Пети – 20 руб.
У Саши - ?, на 5 руб. меньше
1.Продолжи ряд чисел, определив закономерность:
2, 3, 5, 8, 12, …, …., ….
2.Вычисли и найди лишнее выражение:
12 + 8
35 – 7
29 + 11
15 – 6
- Итак, мы преодолели первое препятствие – реку, отметьте результат в листке путешественника. Если вы считаете, что смогли выполнить все задания – поставьте 1балл.
Сл. 5
- А теперь на нашем пути густой лес, в нём можно заблудиться. Но в этом лесу есть хозяин – это Старичок-Лесовичок. Он поможет нам, если мы выручим его. В его лесу растут яблони, но хозяин не умеет совсем считать. Поможем ему?
- Откройте учебники.
Организация работы по заданию учебника № 271,с.4 и в тетради.
- Отметьте результат в листке путешественника.
(Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе. Выставляют балл в лист путешественника.)
III Фиксация места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
1.Формулирование цели урока.
(Сл. 6)
-Движемся дальше. На нашем пути замок, в котором живёт король. У короля несколько увлечений. Первое увлечение - цветоводство. Он сам выращивает цветы.
- Послушайте «задачу» от короля.
На одной клумбе у короля растет 5 цветов. Сколько цветов растет на нескольких клумбах?
-Что интересного заметили?
-Это текст можно считать задачей?
-Почему?
-Дополните текст до задачи.
- Это было первое испытание короля. А теперь настоящая задача.
(Сл. 7)
На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на 3 клумбах?
-Что дано?
-Что является искомым?
-Как можно записать задачу кратко?
-Как будет выглядеть рисунок к задаче?
-Правильно.
-А теперь нарисуйте в тетради.
-Сколько групп по 5 точек получилось?
-Сколько всего точек?
-Запишите решение задачи и ответ в тетрадь.
-Другое увлечение короля –решение задач. Следующая задача от короля.
Задание № 3
(выполняют самостоятельно, затем обсуждают в парах)
Прочтите задание. Что нужно сделать? Выполните сначала самостоятельно, затем обсудите результат в парах и приготовьтесь отвечать.
3 • 7 (Отвечает каждая пара)
Ответьте в парах на вопросы. (Ходить и слушать пары).
Молодцы. Работаем дальше.
Задание № 4 (Фронтально)
Читает задание учитель, дети выполняют на слух.
12 • 4
Назовите произведение, которое у вас получилось (педагог записывает на доску).
У кого другая запись?
(Если будет 4 • 12, выяснить прав или неправ)
(12 – число, которое повторяется; 4 – показывает, что число повторяется 4 раза. Как называется число 12, как называется число 4?)
-Правильно ребята. Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.
-Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Правильно. Это цель нашего урока.
Учащиеся слушают задачу.
- Это текст.
- Нет – это не задача.
- Не хватает данных.
Учащиеся дополняют задачу, предлагая разные данные.
Учащиеся выделяют условие и вопрос.
- С помощью краткой записи.
- С помощью рисунка.
Учащиеся предлагают, записать задачу: нарисуем 3 круга, в каждом кружочке поставим 5 точек.
Учащиеся рисуют в тетради.
- Три.
- Всего 15 точек.
Учащиеся записывают решение: 5 + 5 + 5 = 15 (цв.)
Ответ: 15 цветков.
- Научиться записывать удобным способом одинаковые слагаемые.
- Научиться коротко записывать сумму одинаковых слагаемых.
-Итак, чтобы преодолеть эту трудность, нам необходимо познакомиться с новым математическим действием – умножением!
- Ребята, может вы уже знаете, что такое умножение?
-В математике операция нахождения суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.
-Это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:
Х – в печатном тексте,
- - в рукописном тексте.
(записывает на доске).
-Определите тему урока.
- Каковы ваши предложения по поводу замены сложения одинаковых слагаемых умножением?
IV Сообщение темы и цели урока
- Теперь решение задачи короля можно записать рационально?
- Попробуйте сами записать решение.
- Проверьте свое решение с записью на доске:
6х 100
- У кого такая же запись?
- Расшифруйте её.
- Что обозначает первое число?
- Что обозначает второе число?
- Итак, отметьте в листке путешественника результат вашей работы на данном этапе.
Учащиеся делятся опытом.
- Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения.
- Заменить действие сложения умножением.
- Да. Заменим умножением.
Учащиеся записывают решение в тетрадь.
Учащиеся сверяют с эталоном.
- Шесть умножить на сто.
-Показывает, какие были одинаковые слагаемые.
- Показывает, сколько было таких слагаемых (сколько раз его брали).
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(Сл. 8)
- Отправляемся дальше, перед нами болото, в котором живут лягушки. Чтобы нам преодолеть это болото нам надо выполнить задание учебника № 276- работа в тетради.
1 задание выполняется фронтально.
2 задание – в парах устно
VI Работа по учебнику в тетради.
1.Выполнение №277- у доски и самостоятельно
VII Физминутка.
Организуется физминутка для глаз (Сл. 10-11).
Учащиеся следят за шариком на слайдах.
VIII Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Третье задание вывыполните самостоятельно.
- Проверьте свои ответы (сл. 12)
- Отметим результат в листке.
(Сл. 13)
- Впереди избушка Бабы Яги. Баба Яга говорит вам, что вы молодцы. Но чтобы она отдала вам подарок, вы должны научить её пользоваться часами.
№ 278 – фронтально, устно – проверка по макету часов.
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы у цели (Сл. 14)
IX Самооценка.
а) Работа на карточках. Лесенка успеха
Учащиеся оценивают себя.