kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане...""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит организовать работу по изучению кратких сведений о жизни и творчестве А. С. Пушкина, познакомит с содержанием «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане...""»

МАОУ лицей №4 (ТМОЛ)

г.Таганрога Ростовской области













Урок литературного чтения

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

4 класс









Автор – составитель

Фаварисова Ольга Валерьевна

Учитель начальных классов

Образование высшее

Категория высшая











Педагогические цели:

1.Организовать работу по изучению кратких сведений о жизни и творчестве А. С. Пушкина, знакомство с содержанием «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2.Создать условия для обогащения словарного запаса учащихся.

3.Создать условия для выражения творческого потенциала учащихся.

4. Дать возможность учащимся оценить свою работу на уроке.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный.

Оснащение урока:

- портрет поэта;

- герои из разных сказок А.С.Пушкина;

- диск с записью сказки;

- сами предметы и иллюстрации непонятных слов (словарная работа);

- компьютерная презентация;

- бумага для изготовления оригами.

п/п

Этапы урока

Содержание

1.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения

2.

Стадия вызова.

Подготовительная работа к изучению нового материала. Слайд 2.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

Кто автор этих строк? Что вам известно об этом писателе? Слайд 3.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна.

Слайд 4. «Подруга дней моих суровых» - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В тихие зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как в детстве рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

Какие сказки А.С.Пушкина вы можете назвать? Слайд 5.

- Сказка о золотом петушке.

- Сказка о попе и работнике его Балде.

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

- Сказка о рыбаке и рыбке.

- Сказка о царе Салтане…

3.

Стадия осмысления

Сегодня мы начнём работу над «Сказкой о царе Салтане..». Слайд 6.

Откроем учебник и прочитаем полное название этой сказки.

Что необычного в названии сказки? (герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора)

Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?


Просмотр отрывка из мультфильма (2.08)

Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и , возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это).

- Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье)

Не показался ли вам царь Салтан немного необычным?.. Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно)


Чтение текста и работа по вопросам

- 3 абзац. С.96 (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц)

- 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку?

- 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый)

- 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие?

Выборочное чтение третьей части.

-Кто и по чьей воле отправился в путешествие? Как случилось, что царь прочитал о рождении ребёнка не то письмо? Докажите.

-Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя?

-Прочитайте (самостоятельно), как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строчки надо читать?

-Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Учащиеся находят подтверждение реальности или сказочности этих событий)

-Какое волшебство происходит в бочке? Докажите.

-Как же спасаются герои сказки?

-Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой)

-Настроение этой сказки задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и сына?

-Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощают олицетворение типичного зла, добра? Почему?

-Кого спас князь Гвидон на острове? Как за спасение отблагодарила Царевна Лебедь?

Слайд 7. Знакомство с художником Михаилом Александровичем Врубелем.

На экране слайд “Великий русский художник Михаил Александрович Врубель”

Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.

Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника.

Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас.

Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены.

Творческое задание

Мы с вами не художники, но попробуем сделать фигурку лебедя (оригами).

4.

Стадия рефлексии

- В каждом произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Можно уже предположить, кто какие?

- Какой эпизод взволновал больше всего, заставил переживать?

- Как относится к своим героям автор? (Отношение доброе)

Заполните листы самооценки:

Мне понравилось…..

Мне запомнилось больше всего….

Мне не понравилось….

Почему у меня всё получилось…

Почему мне было трудно выполнить задание….

5.

Домашнее задание

Самостоятельное выразительное чтение нескольких частей. Иллюстрации к понравившейся части текста. Выбор героя и прослеживание его развития на протяжении всей сказки.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения по теме "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане...""

Автор: Фаварисова Ольга Валерьевна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "" Конспект урока  литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3"
    ["file_id"] => string(6) "145660"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418973814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie"
    ["file_id"] => string(6) "140657"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417977685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(38) "a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-1"
    ["file_id"] => string(6) "238994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444676913"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" 2-4 класс "
    ["seo_title"] => string(106) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu-putieshiestviie-po-skazkam-a-s-pushkina-2-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413096400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства