Сегодня мы начнём работу над «Сказкой о царе Салтане..». Слайд 6. Откроем учебник и прочитаем полное название этой сказки. Что необычного в названии сказки? (герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора) Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами? Просмотр отрывка из мультфильма (2.08) Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и , возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это). - Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье) Не показался ли вам царь Салтан немного необычным?.. Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно) Чтение текста и работа по вопросам - 3 абзац. С.96 (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц) - 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку? - 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый) - 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие? Выборочное чтение третьей части. -Кто и по чьей воле отправился в путешествие? Как случилось, что царь прочитал о рождении ребёнка не то письмо? Докажите. -Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя? -Прочитайте (самостоятельно), как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строчки надо читать? -Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Учащиеся находят подтверждение реальности или сказочности этих событий) -Какое волшебство происходит в бочке? Докажите. -Как же спасаются герои сказки? -Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой) -Настроение этой сказки задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и сына? -Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощают олицетворение типичного зла, добра? Почему? -Кого спас князь Гвидон на острове? Как за спасение отблагодарила Царевна Лебедь? Слайд 7. Знакомство с художником Михаилом Александровичем Врубелем. На экране слайд “Великий русский художник Михаил Александрович Врубель” Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”. Перед вами репродукция этой картины. Давайте посмотрим на неё и скажем, в каких тонах она написана: холодных или теплых? Конечно в холодных. Но это совсем не значит, что художник относился к этой героине плохо. Просто такова техника исполнения. Это одна из любимых картин художника. Прекрасная девушка-птица плывет по безбрежному морю навстречу надвигающейся ночи. Лицо у неё нежное, задумчивое с большими темно-синими глазами. Оно полно грусти и печали. Она удаляется, уходит от нас. Лучи солнца скользят по драгоценным каменьям, которые на руке и на головном уборе-кокошнике. Такой красивый головной убор носили раньше сказочно богатые женщины. По легкой прозрачной одежде Царевны, дымчатого цвета, так же пробегают лучи солнца, делая ее нежно- розовой, и напоминая оперенье птицы. А вдали мы видим свинцовое небо, сливающееся с морем. Говорят, что художник написал эту картину с лика своей жены. Творческое задание Мы с вами не художники, но попробуем сделать фигурку лебедя (оригами). |