Тема урока | Полезные ископаемые |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок постановки и решения учебной задачи |
УМК | «Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г. |
Цель урока | Расширение знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении. |
Задачи урока | Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач. Познавательные: выявить свойства известняка, гранита, каменного угля и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу. Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать. |
Методы обучения | 1. Словесный. 2. ИКТ: мультимедийная презентация. 3. Наглядно-демонстрационный. 4. Практический. 5.Частично-поисковый. |
Формы работы | 1. Фронтальная. 2. Индивидуальная. 3. Групповая. |
Необходимое оборудование и материалы | Оборудование: интерактивная доска, компьютер. Зрительный ряд: презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), тест по теме « 3 кита экономики» Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, известняк . |
Этапы урока | Содержание урока, деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организацион-ный этап
| - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем занятии. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день . Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного путешествия. | Проверяют готов-ность уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения. |
2. Актуализация опорных знаний | - Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля). - Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку Путь его тяжёл и долог, Ищет залежи... Правильно! (Геологи ). – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь! – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом занятии мы вели разговор о водоемах нашего края, о красоте природы. Много слов было сказано о нашей реке. – Что мы называем водоемами? (Водоемы это хранилища воды, которая нужна всему живому) – Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранил) – Как делятся водоемы по происхождению? А теперь представьте, что вам приснился страшный сон о том, что исчезла наша река Обь. Какие изменения в живой и неживой природе повлекло бы это печальное событие? Исчезнут: Рыбы Растения птицы Насекомые Водоросли – Каково значение водоемов в жизни людей? Места для отдыха людей Чистый воздух – Назовите водоемы нашего края. ( Обь, Томь, Бердь Обское водохранилище) МОЛОДЦЫ Скажите!КАКОЙ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД Река ОБЬ – богатство нашего края А есть ли богатства внутри нашей земли? Да Это полезные ископаемые – И вы на нашем необычном ЗАНЯТИИ становитесь геологами-исследователями. И так, в путь! | Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы. |
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач | - Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики - с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. - Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? ) | Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель. |
4. Формирование новых знаний | - В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»? - Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать понятия «полезные ископаемые » 1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова: 1 группа - Что называют полезными ископаемыми? 2 группа – Что такое месторождения? 3 группа - Что называют шахтой, карьером? 2. Составление кластера со слов учащихся.
3. Прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста. 4. Дополнение кластера. | Отвечают на поставленные вопросы. Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые». Наблюдают за ходом составления кластера учителем. Таблица «Инсерт». |
5.Физминутка | - Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку. Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой). Будут все гордится нами. Да? – да! (хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами), Ее не проплывешь (плывут), Ее не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой). Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться! Вы настоящие геологи и конечно исследователи. Мы настоящие геологи. | Повторяют движения за учителем. Соотносят свои действия с действиями учителя. |
6. Практическая работа | Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. - Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых. - На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель “От Земли до неба”. Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки. Название полезного ископаемого________________________ Твёрдое или жидкое _______________ Растворимость ____________________ Цвет _______________________________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______ Прозрачное или непрозрачное __________________________ Горючее или негорючее ________________________________ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________ Обозначение на карте__________________ | - У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Приём «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Жёлтая. Позитивное мышление. Черная. Проблема. Красная. Эмоции. Зеленая. Творчество. Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя. Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы. Осуществляют исследование по инструкции. Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя. |
7. Первичное закрепление | -Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику. (По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик). -Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Как надо охранять полезные ископаемые? | Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик. Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
8. Рефлексия деятельности на уроке | - Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе? - Какие открытия для себя сделали? Напишите синквейн на тему «Ископаемые»: 1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка - описание темы (2 прилагательных); 3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме); 4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное). | Ископаемые. Полезные, нужные. Находят, добывают, используют. Необходимы челове-ку во все времена. Недра. |
9. Домашнее задание | - В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание: 1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе; 3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти; | |