Просмотр содержимого документа
««конспект занятия по теме" народные игры о птицах"»
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ" НАРОДНЫЕ ИГРЫ О ПТИЦАХ"»
Цель: Формирование интереса к традициям русского народа через знакомство с народными играми про птиц
Задачи:
Формирование представлений о богатстве и разнообразии животного мира Коми края и России;
Формирование новых знаний о народных обычаях и обогащение словарного запаса;
Получение первичного опыта в самостоятельном проведении игр среди учащихся своей группы;
Развитие творческих способности детей, способствовать общению и всестороннему развитию учащихся;
Реквизит: вырезанные и раскрашенные заранее картонные птички (их привязывают к ветке),колокольчик ,жетоны.
Музыкальное сопровождение: русская народная игровая мелодия, песни о весне (заклички), трели лесного жаворонка.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Добрый день, дорогие ребята! Вот и настала долгожданная весна и последняя четверть вашего 1 не только школьного года, но и года изучения народных игр, в которых различные сюжеты, герои и предметы…
- А какие предметы чаще всего нам встречались в играх? (мячи, палочки, платочки, кубики, тарелочки)
Молодцы, ребята, а теперь предлагаю устроить небольшой конкурс знатоков народных игр. Согласны?
У меня в руках вы видите волшебный мешок, а в нем предметы, которые можно использовать в играх.
Сейчас, пока звучит музыка, будем передавать его по рукам, как музыка остановится, нужно достать что-нибудь из этого мешка и вспомнить игру, в которой он может быть использован.
Звучит музыка.
Дети вспоминают игры.
Наградить самого активного
- Молодцы, а можно ли играть без предметов, т.е без реквизита?
- Ребята, а есть ли в народных играх, которые вы перечислили (или из тех, которые еще не успели назвать) какие-нибудь главные герои? (олени, медведи, зайцы)
- А почему чаще всего героями игр становятся лесные жители?
Да, ребята, героями сказок, игр становятся, конечно, те животные, которые окружают людей того или иного народа, того района, где они проживают и того времени года, который идет.
- А какое время года уже наступило? (весна) Предлагаю перечислить признаки этого времени года. Я вам бросаю мячик, а вы называете эти признаки
(тает снег, идет дождь…прилетают птицы)
2. Новый материал
Спасибо, ребята, в ваших приметах прозвучала одна примета, которая послужит нам сегодня темой урока – «Народные игры о птицах».
Совсем недавно был праздник Птиц, это 22 марта – день прилета птиц. В народной традиции этот день носит название «Сороки». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.
По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
СЛАЙД (изображение жаворонка)
Музыка (трель жаворонка)
Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.
Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел, Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве, Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Дети бегут в разные стороны к колокольчику, кто первый хватает –тот жаворонок.
3. Рефлексия после игры.
Почему именно жаворонок стал героем этой игры?
- Посмотрите, какие народные поговорки и пословицы народ говорил о весне и об этой птице.
-Как вы понимаете эти пословицы? Постарайтесь объяснить.
СЛАЙД (пословицы)
На Сороки день с ночью меряются.
Сколько проталинков – столько и жаворонков.
(ПРОТАЛИНА— Толковый словарь Ожегова
ПРОТАЛИНА. ПРОТА́ЛИНА, -ы, жен. Место, где стаял снег и открылась земля. Весенние проталины. | уменьш. проталинка, -и, жен. )
- Ребята, давайте вспомним, кто изображен на гербе нашего города? (медведь)
СЛАЙД (герб Сыктывкара)
- А знаете ли вы, что (или кто) изображен на гербе нашей республики? (птица)
- Предлагаю вам собрать наш герб из этих пазлов
- Что у нас получилось?
СЛАЙД (герб РК)
Герб Республики Коми является государственным символом Республики Коми. Принят 6 июня 1994 года. Зарегистрирован под № 153 в Геральдическом регистре РФ.
Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.
В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.
Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. В современной общественно-политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти.
В представлении древних людей (финно-угров) водоплавающие птицы имели особые сверхъестественные способности, потому что могли свободно существовать в трех отличных друг от друга стихиях: вода, земля и воздух. Не случайно, что именно с водоплавающей птицей, имеющей такие способности, связан финно-угорский миф о сотворении суши и всего мира. Умение летать в мифологическом восприятии превращало птицу в существо, которое обладало божественным даром общаться с небесами, быть связующим звеном между богами и человеком. По причине того, что магическая сила птиц (особенно водоплавающих) была огромна, к ним относились уважительно и бережно, чтобы не навлечь беду. (По бескрайнему океану плыла Утка. Утка снесла яйцо и из него вылупился Ен – лось, первый дух, первый бог, отец всех людей. Ен увидел себя в отражении, и вот из рогов образовался небесный свод - верхний мир, обитель богов и душ. Скорлупа яйца, из которого появился Ен, стала землею, средним миром. Из осколков скорлупы Ен сотворил многих древних духов (Версу – лешего, Вакулю- водяного, Йому – чудь лесную).
- А каких водоплавающих птиц знаете вы?
СЛАЙД (утка, селезень)
ИГРА «Селезень»
Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:
Селезень утку догонял
Молодой утку загонял:
«Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!»
Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки». Поймав «Уточку» , Селезень приводит ее в круг и целует в щеку.
Рефлексия после игры.
- Почему именно птица изображена на гербе РК?
- Кто является согласно легенде божеством у коми народа, благодаря которому появился мир? (птица - утка)
Да, действительно, в сказках, легендах, мифах и даже играх многих народов мы часто встречаем различных птиц.
- А про каких птиц мы сегодня с вами говорили и даже проиграли?
- А как вы думаете, есть ли еще игры про птиц? Может кто-то из вас их назовет?
Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам, сделать так, чтобы к нам побыстрее пришла весна. Перед вами лежат трафареты птичек и ниточки, привяжите их к птичкам и развесьте на этом деревце. (вариант, вырезать самим). А теперь встанем все в хоровод и произнесем весеннюю закличку.
Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!
Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну – красну на своем хвосту!
Спасибо, дорогие ребята, на этом занятие наше закончено, я очень надеюсь, что благодаря вашим играм веселым птицы быстрее с юга домой вернутся, а, значит, и весна придет.