Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о водоёмах Донецкой области.
Задачи:
а) образовательные: создать условия для накопления конкретных фактов и усвоения обучающимися знаний о разнообразии и видах водоёмов Донецкой области, о значении водоёмов Донецкой области в природе и в жизни человека, об экологических проблемах водоёмов и способах их решения;
б) развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, связной речи, умению анализировать, сравнивать, делать выводы на основании рассуждения;
в) воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к природе, умения работать в коллективе, формирования активной жизненной позиции, настойчивости в достижении цели, познавательной активности, чувства долга и ответственности перед природными богатствами, воспитания потребности в создании и использовании презентаций в обучении, интереса к предмету «Окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.
Ход урока
І. Организация класса
( Прием «эмоциональное вхождение в урок» )
Учитель:
Утром ранним кто - то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко - рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок
- Я вижу что у вас сегодня прекрасное настроение.
Вы справитесь с любым заданием.
Готовы ли вы сегодня на уроке окружающего мира отправиться в дальнее путешествие?
- Готовы!
- Каких результатов вы хотели бы сегодня достичь? Поствьте в «лист оценки» балл, который сможете сегодня получить.
Чтобы отправиться в путешествие – мы должны взять с собой в дорогу. как вы думаете что?. (ответы детей)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Водные богатства нашего края"»
План-конспект открытого урока по окружающему миру
Тема: Водные богатства нашего края
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создание условий для формирования у младших школьников представления о водоёмах Донецкой области.
Задачи:
а) образовательные: создать условия для накопления конкретных фактов и усвоения обучающимися знаний о разнообразии и видах водоёмов Донецкой области, о значении водоёмов Донецкой области в природе и в жизни человека, об экологических проблемах водоёмов и способах их решения;
б) развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, связной речи, умению анализировать, сравнивать, делать выводы на основании рассуждения;
в) воспитательные: создать условия для воспитания бережного отношения к природе, умения работать в коллективе, формирования активной жизненной позиции, настойчивости в достижении цели, познавательной активности, чувства долга и ответственности перед природными богатствами, воспитания потребности в создании и использовании презентаций в обучении, интереса к предмету «Окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая (физминутка, посадка во время работы).
Технология проблемного обучения (при определении темы урока).
Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление).
Информационно-коммуникационные технологии (презентация).
Оборудование: презентация MicrosoftPowerPoint «Водоёмы нашего края.», географическая карта Донецкой области, учебник А.Плешаков «Окружающий мир», часть 1, 4 класс, рабочая тетрадь, карточки для проверки домашнего задания, «капельки» для рефлексии, лист оценки
Ход урока
І.Организация класса
( Прием«эмоциональное вхождение в урок» )
Учитель:
Утром ранним кто - то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко - рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок
- Я вижу что у вас сегодня прекрасное настроение.
Вы справитесь с любым заданием.
Готовы ли вы сегодня на уроке окружающего мира отправиться в дальнее путешествие?
-Готовы!
- Каких результатов вы хотели бы сегодня достичь? Поствьте в «лист оценки» балл, который сможете сегодня получить.
Чтобы отправиться в путешествие – мы должны взять с собой в дорогу .. как вы думаете что?... (ответы детей)
- Вспомним, о каких формах земной поверхности мы узнали на прошлом уроке?
(Слайд. Самопроверка. Выставление балла в «лист оценки»)
2. Беседа:
- Как различить на карте горы и равнины?
-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались? (Сажают деревья и кустарники)
-Какая поверхность земли в нашей местности?(Равнина, но встречаются холмы и овраги)
В географии чертеж
На ковер большой похож.
И на нем моя страна
Из конца в конец видна. (Карта)
-Что вы знаете о карте?( Ответ ребенка:Карта – уменьшенное изображение всей земной поверхности или отдельных ее частей на плоскости.)
Эта лента голубая,
Не спокойная такая,
Меж лесами вьётся
И о берег бьётся.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То…. (Река.)
- Что вы знаете о реках?( Ответ ребенка: Река́ – это постоянно текущая вода.)
- Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! -
Это...(Озеро)
- Что вы знаете об озере?( Ответ: Озеро - естественный замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении, в котором вода не течет потоком.)
Волною бьет о берег...
- Что такое море? ( Ответ ребенка: Море- большое водное пространство, ограниченное с одной или нескольких сторон сушей)
- Молодцы! Ваши ответы понравились Капельке.
ІІІ. Работа над новой темой
1. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
“Планета должна называться …“Вода”?” Слайд
-Почему поэт предложил переименовать планету?( Потому что на нашей планетемы видим много воды.)
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем говорить о водоемах)
- Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах.
- Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?( Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле)
- Сформулируйте тему урока? (Тема нашего урока «Водные богатства нашего края») Слайд
- Какую цель поставим на урок?
- Какие вопросы можем задать?( -Какие водоемы есть в нашем крае? Как охранять водоемы?) Слайд
- Где можно найти информацию о водоемах? (В учебнике, спросить у взрослого, по телевизору, в Интернете)
2. Рассказ учителя
- Мы отправляемся в путешествие по водным просторам Донецкого края: по морям, рекам и озерам. И начинаем наше путешествие с рек.
Основную часть запасов поверхностных вод Донецкой области составляют реки. Это 247 рек, из которых 47 имеют протяжённость более 25 км. И, хотя некоторые реки в засушливые периоды склонны к пересыханию, стабильное водоснабжение поддерживается за счет 20 водохранилищ. Большинство рек нашего края текут в сторону Азовского моря, и лишь немногие текут на запад в сторону Днепра. Хоть и говорят, что у нас воды очень мало, Донецкая область богата поверхностными и подземными водами. Только вблизи Донецка, в Ясиноватском районе, берут начало 3 больших реки: Волчья, Кривой Торец, которая потом впадает в Северский Донец, Кальмиус. Слайд
Река Северский Донец
Главная река Донецкой области – Северский Донец. «Донец» является словом скифского происхождения («Дон» на скифском языке означает «вода»). Часть названия «Северский» река получила потому, что начинала течение с Северской земли (земли северян – одного из восточнославянских племен, вошедших в состав Киевской Руси Свое начало Северский Донец берет не в Донецке, а в России в Курской области, затем он пересекает Харьковскую, Донецкую и Луганскую области и на территории России впадает в Дон. Длина всей реки составляет 1053 километра. В пределах Донецкой области его длина всего лишь 100 километров. Ширина русла реки от 60 до 80 метров, средняя глубина 1,5-2 метра, но на плесах она достигает даже 5-7 метров.
Северский Донец – это равнинная река с медленным и спокойным течением. Питание реки смешанное: дождевое и поземное. Берега реки покрыты густыми лесами, а сама она протекает в широкой долине. На Северском Донце построены водохранилища и водопроводы, призванные обеспечивать города и промышленность водой.
Долина Северского Донца разнообразна, так как обладает яркой асимметрией: правый берег преимущественно крутой, гористый, поросший кустарником или пойменными лесами, а левый низкий, с заливными лугами, озёрами, старицами и болотами. В реке вплоть до Лисичанска вода чистая для купания, и на берегах много песчаных пляжей, поэтому здесь популярен летний отдых и купание.
На территории Донецкой области в Северский Донец по левому берегу впадает река Жеребец и другие мелкие речушки, а по правому – Казенный Торец и Бахмут.
Река Бахмут (сообщение ученика)
Бахмут протекает на северо-востоке области. Его протяженность 88 километров. Река берет свое начало в глубокой балке возле станции Никитовка в Горловке, протекает мимо поселков Зайцево, Гольма, через Артемовск, и возле станции Дроновка впадает в Северский Донец. На Бахмуте расположен город Артёмовск, носивший до 1924 года одноименное с рекой название. Основной правый приток — Мокрая Плотва.
Возле места впадения в Северский Донец Бахмут очень живописен. Ранее река была судоходной, но в результате хозяйственной деятельности человека сильно обмелела.
…древнее название имеет и река Бахмут. По мнению ученых, татарское имя Магомед или Махмут (по-татарски оно звучит как «бахмед», «бахмуд») означает досточтимый. Другие ученые считают, что это название произошло от украинского слова «бахмат», означающего низкорослую породу лошадей – тарпанов, водившихся в древности в наших степях.
Река Кальмиус (сообщение ученика)
Название реки Кальмиус происходит от тюркского слова «кил» – «волос» и «миюс» – «рог», то есть «тонкий как волос и извилистый как рог».
Кальмиус — берет начало на южном склоне Донецкого кряжа на высоте 240 метров над уровнем моря, впадает в Азовское море. Длина его — 209 километров, площадь бассейна — 5070 квадратных километров. Ширина долины изменяется в пределах от 100 метров до 2,2 километра. На реке сооружено Верхнекальмиусское водохранилище.
Исток находится на южном склоне Донецкого кряжа в южной части города Ясиноватая. Протекает по территории Донбасса в пределах Ясиноватского, Старобешевского, Тельмановского и Новоазовского районов. Впадает в Азовское море в городе Мариуполь.
Используется в народном хозяйстве для орошения и водоснабжения. На Кальмиусе устроены 4 водохранилища (Верхнекальмиусское, Нижнекальмиусское, Старобешевское и Павлопольское). В Верхнекальмиусском водохранилище заканчивается канал Северский Донец — Донбасс, строительство которого было завершено в 1959 году в целях обеспечения питьевой водой Донбасс.
Рассказ учителя
- На карте Донецкой области не обозначено ни одного озера. И все же озерами у нас принято считать небольшие старицы в пойме Северского Донца. Рассыпаны они голубыми лоскутками среди хвойно-лиственных лесов Краснолиманского района. Одно из наиболее крупных озер Чернецкое. Ширина его до 100 метров, длина около трех километров.
В нашем крае есть удивительные озера естественного происхождения. Они находятся на северо-восточной окраине Славянска - соленые озера. Самые крупные из них – Репное, Слепное и Вейсово. Температура воды летом +22…+24°С. Вода в озерах солёная, что необычно для удалённого от моря. Дно покрыто отложениями грязи, которая имеет лечебные свойства. Эту грязь используют в лечебных целях санатории.
Озеро Соледар (сообщение ученика)
Уникальное подземное озеро нашли дайверы в Соледаре. Вода в нем соленая и по свойствам похожа на воду Мертвого моря. Еще одна загадка для ученых - чем глубже, тем горячее становится вода в озере. На поверхности температура едва достигает 18 градусов, а с глубиной - поднимается до 35. Местные дайверы говорят, что такие температурные колебания им раньше не попадались. Они уже обследовали еще три озера вокруг, однако ни одно из них не имеет похожих свойств. На дне водоема подводные исследователи ожидают найти причины уникальности. Однако плотность воды мешает им спуститься ниже 6 метров. На этой глубине дайверов буквально выталкивает на поверхность.
Азовское море
Азо́вское мо́ре северо-восточный боковой бассейн Черного моря, с которым оно соединяется Керченским проливом. Азовское море относится к морям Атлантического океана. В Азовское море впадает много рек. Дно моря ровное, с общим уклоном к центральной части моря, покрыто песком, ракушечником и илом.
Азовское море самое мелководное на Земле. Средняя глубина его составляет 8,5 метра, максимальная — 14 метров.
- В нашем крае представлены и искусственные водоемы. Посмотрите на фотографии и попробуйте назвать их. Слайд
Водохранилища
Колоссальная масса драгоценной пресной воды, так необходимой человеку в его хозяйственной деятельности, проходит по территории Донбасса и сбрасывается в моря.
Для рационального использования пресных вод в руслах рек и понижениях земной поверхности создаются искусственные водоемы с огромным запасом воды — водохранилища.
К крупнейшим водохранилищам Донецкого бассейна относят Донецкое на Кальмиусе, Зуевское и Ханженковское на Крынке, Карловское и Кураховское на Волчьей, Старокрымское на Кальчике, Краматорское на Казенном Торце, Клебан-Быкское, Волынцевское, Константиновское и другие.
Водохранилища богаты рыбой. Здесь ведется промысловая ловля сазана, судака, карася (гибрида). Берега укрепляются зелеными насаждениями, которые делают их живописными уголками природы.
Каналы
Для переброски воды от рек к участкам ее потребления (населенным пунктам, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям) важное значение имеют искусственно вырытые русла — каналы.
Донбассу нужна пресная вода в огромнейшем количестве. Введенный в действие в 1959 году канал Северский Донец — Донбасс построен в короткий срок в условиях сильно пересеченной местности, бесперебойно несет воды водохранилищ, созданных на Северском Донце, по искусственному руслу протяженностью свыше 125 километров в крупные промышленные центры Донбасса.
Пруды
Пруд - искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей. Площадь обычно не более 1 кв. км.
Физкультминутка
Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Мы на пляже, Солнце жжет.
Побежим скорее в реку, Окунемся, поплывем. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ.Слайд
ІV. Закрепление и осмысление знаний
1. Роль водоемов в жизни человека.
- О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит, водоем — это место отдыха людей)
- А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоемы - это дом для растений и животных. Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики)
- Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. Люди всегда стремились селиться около водоемов, по их берегам.
- А всегда ли человек правильно обращается с водоемами? Прочитай об этом учебнике на с.146-147.
2. Работа с учебником
Объединиться в 3 группы. Учебник стр. 146-147 читать текст по цепочке в группах. Составить по содержанию текста по 2 вопроса для других групп.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Как звали…
Верно ли что…
Мог ли…
Было ли…
Объясните, почему…
Дайте объяснение, почему..
Почему вы считаете, что…
Предположите, что будет, если…
Почему вы думаете…
( Балл за работу в группах)
- Как взрослые так и дети должны охранять водоемы? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
V.Обобщение и систематизация знаний
1.Индивидуальная работа
Разделите эти водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
Запишем в тетрадях такую таблицу:
Водоёмы
Естественные
Искусственные
Река Озеро Море Океан Ручей Болото Родник
Пруд Водохранилище Канал Бассейн
- Взаимопроверка. ( Выставление балла в «лист оценки»)
-Как вы думаете, какие водоемы существуют в нашем крае? Отметьте в тетради.
2. Тестирование (Прием «Тест»)
VI. Итог урока. Рефлексия
- Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу.
Я узнал…
Я задумался…
Я удивился…
Капельки прикрепите к облачку и пусть добрым весенним дождиком они упадут на землю
( Учитель оценивает учащихся, дети подсчитывают итоговые оценки в листах)
- Кто достиг запланированного результата? Кто получил оценку ниже? В каких заданиях были ошибки?
Беседа:
- Что нового узнали?
- Какое значение в природе имеют водоемы?
- Где пригодятся эти знания?
Домашнее задание
И закончим урок словами французского писателя Экзюпери:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое
богатство на свете…»
Урок окончен. Спасибо за работу!
Приложение 1
Карточка.
Соедините стрелками предложение со словом, подходящим по смыслу:
1.Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку.
2.У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. Моя высота до 200 м.
3.Меня создал человек из отходов пустых пород, я распространяю тучи пыли и могу гореть.
4.Я - углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник.
5. Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. Мои склоны осыпаются.