Просмотр содержимого документа
«Конспект урока самопознания "Жизнерадостность и оптимизм"»
Урок – путешествие
«Жизнерадостность и оптимизм»
Оспанова Елена Муслимовна
Город Караганда
Учитель начальных классов
Средняя общеобразовательная школа № 17
Цель: создание условий для получения знаний и представлений о таких качествах человека, как жизнерадостность и оптимизм.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «жизнерадостный человек», «оптимист», «пессимист».
Развивать умение анализировать чувства и поступки.
Воспитывать позитивное отношение к жизни.
Ресурсы: 15 карточек со строчками стихотворений, 15 эмблем, 15 номеров, 15 билетов, 3 путевых листа, видео фильм «Ох и Ах», 3 таблицы, аудио записи, сундучок «Оптимизма».
Ход занятий.
Слайд 1.
Круг радости. Учащиеся приветствуют друг друга и читают стихотворение в указанной последовательности.
Начинается мой новый день
1.Начинается мой новый день,
2.Я с любовью встречаю его!
3.Вновь большой меня примет мир,
4.Он несет мне свет и тепло.
5.Здравствуй, мой одноклассник, мой друг!
6.Я спешу поделиться с тобой
7.Тем, что очень волнует меня,
8.Тем, что я становлюсь другой.
9.Мир объятья свои распахнет:
10.Сколько новых открытий вокруг!
11.С оптимизмом вперед я смотрю,
12.И друзей моих ширится круг.
13.Самый лучший - мой дружный класс!
14.И учиться мне радостно здесь.
15.Школа – я люблю тебя и настроен на успех!
Слайд 2.
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в страну Самопознания на поезде «Радости».
Слайд 3.
Мы узнаем много интересного о городе Жизнерадосности и Оптимизма.
- Отправятся в путешествие 3 команды:
Слайд 4.
«Улыбка» (дети встают и им аплодируют другие команды)
«Доброта»
«Бодрячки»
- Сегодня вместе с вами в путешествие отправятся и наши лучшие друзья. Как вы думаете кто это? (Наши родители). А встречать вас будут
-на станции №1 «Литературная» - Щербакова Наталья Викторовна
-на станции №2 «Театральная» - Пахомова Ирина Николаевна
-на станции №3 «Мультипликационная»- Бекибаева Алия Кайратовна.
Давайте поприветствуем наших оптимистов и активистов.
Слайд 5.
- Наш поезд прибудет в 13 часов. А пока мы находимся в зале ожиданий, давайте подумаем, что обозначает название нашего города Жизнерадост-ность и Оптимизм.(на доске висит это слово- дети высказывают свои ассоциации, учитель их записывает на лучиках солнца). Используя ассоциации, дайте определение этим словам.( Работа в группах. Капитаны, каждой команды зачитывают лучшее определение.)
Слайд 6.
- А словарь Ожегова говорит: «Жизнерадостный - не знающий уныния, радостный, бодрый», «Оптимизм - бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех».
Оптимист - жизнерадостный и уверенный в себе человек.
-Как вы думаете, а кто будет противоположным оптимисту? ( Грустный человек…Печальный, без настроения…Застенчивый….)…
Пессимист – человек, который мрачно воспринимает действительность.
-Нужно учиться видеть радость в каждом мгновении жизни.
- Позитивно-эмоциональный настрой, лежащий в основе мыслей и поступков, является проявлением оптимизма и жизнерадостности, способствует успешному решению многих вопросов, возникающих на жизненном пути.
Слайд 7.
Цитата урока
Учитель предлагает обратить внимание на изречение:
События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения.
Уолли Эймос
*Как вы понимаете смысл этого изречения? ( Когда хорошее настроение, все получается и становится радостно… Хорошее настроение помогает в жизни.)
*Как нужно воспринимать события и различные ситуации? (Радостно…)
*Что такое, по-вашему, оптимизм? (Восприятие мира весело и радостно…) *Кого называют оптимистом? ( Человек, который видит во всем только хорошее)
*Кого мы называем пессимистом? (Печального, грустного человека, который видит во всем только плохое…)
*Являются ли понятия «жизнерадостность» и «оптимизм» близкими по значению? (Да, это слова синонимы…)
Аудио запись.
- Уважаемые пассажиры поезд 17..3 «Б» отправляется в город «Жизнера-достности и Оптимизма» с первого пути. Пожалуйста, займите места сог-ласно купленным билетам.
Каждая команда получает свой путевой лист.
Слайд 8.
Команда «Улыбка» - станции №1, №2, №3.
Команда «Доброта» - станции №2, №3, №1.
Команда «Бодрячки» - станции №3, №1, №2.
-Каждая команда должна побывать на трех станциях:
Слайд 9.
№1 – Литературная станция
Слайд 10.
№2 – Театральная станция
Слайд 11.
№3 – Мультипликационная станция
-На каждой станции за выполнение заданий вы будите получать смайлики: за отличное выполнение – сердечко
за хорошее выполнение – звездочка
-Под ритмичную музыку вы будите ехать на поезде «Радости» к станции указанной в путевом листе. По одному сигналу вы будите начинать работу, если вы услышите два сигнала, то работу надо завершить. Время остановки на станции для выполнения заданий 9 минут.
-Вы готовы?(Да)
-В добрый путь! Удачи!
Звучит музыка.
Станция №1
Чтение рассказа
Учащиеся читают рассказ по ролям. Озвучиваются реплики следующих персонажей: Аленки, Тани, Пети Петухова, Демушки, Вани, а также слова автора.
Радости.
Ребята сидели на бревнышках под березами и разговаривали.
-У меня радость, - сказала Аленка, - у меня новая лента, смотрите какая – блестящая!
Она показала свою косу и новую ленту в косе.
-У меня тоже радость, - сказала Таня, - мне цветные карандаши купили.
-Подумаешь, радости! – сказал Петя Петухов. – У меня вот удочка есть. Сколько хочешь рыбы наловлю. А что там карандаши какие-то? Испишутся и все.
Тут Демушка захотел похвастаться.
-А у меня розовая рубашка, вот она,- сказал Демушка и растотырил руки, чтобы все видели, какая у него красивая рубашка.
Только Ваня слушал и ничего не говорил.
-А у Ванюшки никакой, хоть бы маленькой радости нет,- сказала Аленка.- Сидит и молчит.
- Нет, есть,- сказал Ваня, - Я цветы видел.
Все сразу стали спрашивать.
-Какие цветы?
-Где?
-В лесу видел. На полянке. Когда я заблудился. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.
Ребята засмеялись.
-Мало ли цветов в лесу! Тоже радость нашел!
-А еще я один раз зимой крыши видел, - сказал Ваня.
Ребята засмеялись еще громче.
-Значит, летом ты крыши не видишь?
-Вижу. Только зимой на крышах был снег. И солнце светило. С одной стороны крыша синяя, а с другой – розовая. И вся блестит.
- Вот еще!- сказала Аленка.- Как будто мы снег на крыше не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал.
- Да он это просто так, - сказал Петя Петухов, -он нарочно.
- Может у тебя еще какие-то радости есть? – спросила Таня.
- Есть, сказал Ваня. – Еще видел серебряных рыбок.
-Демушка встрепенулся.
- Где?
-Настоящих? Серебряных?- Петя Петухов даже вскочил. – В пруду? В речке?
-В луже, - сказал Ваня.
Тут все так и покатились со смеху.
А Петя Петухов проворчал:
- Я так и знал. Он же все нарочно.
-Нет, не нарочно,- сказал Ваня, - После дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в нее солнце светило. И ветер был. Вода дрожала, и в ней серебряные рыбки играли.
-Вот болтун, - сказала Аленка, - никакой у него радости нет, так он и придумывает.
Аленка смеялась. А Таня сказала задумчиво:
-Может, у него этих радостей побольше, чем у нас. Ведь он их, где хочешь найдет.
*Кого из героев рассказа можно назвать настоящим оптимистом? (Ваня)
*Умеете ли вы радоваться жизни? (Да, например…)
*Насколько близки понятия «жизнерадостность» и «оптимизм»? (Это слова синонимы)
Станция №2
Размышление над ситуацией
Ученики смотрят сценку о дне рождении братьев близнецов.
Близился день рождения братьев близнецов Аскара и Дастана. Ребята с нетерпением ждали, какие подарки приготовили им родные. И вот день рождения наступил. На тумбочке у кровати каждого из братьев лежал большой перевязанный лентой сверток.
Мальчики с радостью стали разворачивать содержимое подарков. Но один сверток был помещен в другой, предыдущий в следующий и так далее. Снимая хрустящие обертки, брать даже устали. И вот, наконец, у каждого из них в руках осталась по небольшой коробочке. Аскар и Дастан почти одновременно открыли и увидели игрушечные фигурки замечательных скакунов.
- Если бы конь был живой, - разочарованно протянул Аскар,- или хотя бы заводной…
-А я поставлю этого коня на свой стол и постараюсь представить, как когда-нибудь стану настоящим джигитом и буду скакать по степи на молодом и сильном жеребце, таком же красивом, как этот!- радостно сказал Дастан.
*Кого из братьев можно назвать оптимистом? (Дастана…)
*Как можно охарактеризовать Аскара? (Он пессимист…)
*Дайте определение словам «оптимист», «пессимист». (Ответы детей)
-Умеющий радоваться жизни человек и есть настоящий оптимист. Людей же, которые не умеют радоваться жизни, часто грустят и не верят в себя, называют пессимистами.
Станция №3
Ученики смотрят отрывок из мультфильма «Ох и Ах»
Упражнение
Учащимся предлагается прочитать, как воспринимает окружающий мир пессимист (карточка) и в соответствующих колонках написать, какого мнения придерживается оптимист.
Пессимист
Оптимист
Мне не нравится лето, потому что очень жарко и много комаров.
Летом здорово, потому что каникулы, тепло, много цветов, можно загорать и купаться.
Когда идет дождь, у меня плохое настроение, потому что сыро пасмурно и грустно.
Я не люблю ходить босиком по траве: трава колется, букашки кусаются. Это плохо для здоровья.
Меня не радует утро, потому что утром надо рано просыпаться. Не понимаю людей, которые по утрам улыбаются.
-Хорошо быть в жизни оптимистом, жизнерадостным человеком. Оптимист всегда найдет выход из любой ситуации.
- Внимание! Внимание! Поезд «Радости» 17.3 «Б» прибывает на первый путь! Просьба прибывших пассажиров пройти в зал ожидания.
Слайд 12.
Домашнее задание
-На рисунках в тетради по самопознанию на странице 41 выполнить задание 1, где изображены персонажи мультфильма «Ох и Ах». Дома внимательно рассмотрите рисунки и определите, кто из героев оптимист, а кто - пессимист. Необходимо убедительно аргументировать свою позицию, а также раскрасить рисунки.
- Напишите небольшое сочинение о человеке, которого считаете оптимис-том.
Слайд 13.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель приглашает учеников обменяться впечатлениями об уроке.
*Был ли полезен урок? Чем? (Я узнал на уроке кто такой оптимист и пессимист…)
*Что понравилось на уроке? (Мне понравился мультфильм «Ох и Ах»…)
Что не понравилось? (Мало времени, хотелось бы еще попутешествовать…)
*Ваши пожелания учителю, друзьям, самому себе…
-Быть в жизни оптимистом помогают тебе друзья, которые выручат в трудную минуту, придут на помощь, с которыми весело и интересно.
Дети поют песню «Мир похож на цветной луг».
Слайд 14.
-В подарок за хорошую работу я вам приготовила сундучок «Оптимизма».
Дети открывают его и получают на память об уроке в подарок Счастливый билет.
09.01.2013
ПОЕЗД «РАДОСТИ»
ГОРОД ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ И
ОПТИМИЗМА.
№7
17.3 «Б»
Счастливый билет
На обратной стороне цитата:
Солнце – это радость,
Радость – это дети,
Дети – это МЫ !!!
Слайд 15 Молодцы!!!
Аудио запись: аплодисменты
Урок окончен. Всем спасибо.
Начинается мой новый день
1.Начинается мой новый день,
2.Я с любовью встречаю его!
3.Вновь большой меня примет мир,
4.Он несет мне свет и тепло.
5.Здравствуй, мой одноклассник, мой друг!
6.Я спешу поделиться с тобой
7.Тем, что очень волнует меня,
8.Тем, что я становлюсь другой.
9.Мир объятья свои распахнет:
10.Сколько новых открытий вокруг!
11.С оптимизмом вперед я смотрю,
12.И друзей моих ширится круг.
13.Самый лучший - мой дружный класс!
14.И учиться мне радостно здесь.
15.Школа – я люблю тебя и настроен на успех!
Пессимист
Оптимист
Мне не нравится лето, потому что очень жарко и много комаров.
Летом здорово, потому что каникулы, тепло, много цветов, можно загорать и купаться.
Когда идет дождь, у меня плохое настроение, потому что сыро пасмурно и грустно.
Я не люблю ходить босиком по траве: трава колется, букашки кусаются. Это плохо для здоровья.
Меня не радует утро, потому что утром надо рано просыпаться. Не понимаю людей, которые по утрам улыбаются.
-Умеющий радоваться жизни человек и есть настоящий оптимист. Людей же, которые не умеют радоваться жизни, часто грустят и не верят в себя, называют пессимистами.
Станция «Мультипликационная»
-Хорошо быть в жизни оптимистом, жизнерадостным человеком. Оптимист всегда найдет выход из любой ситуации.
*Был ли полезен урок? Чем? (Я узнал на уроке кто такой оптимист и пессимист…)
*Что понравилось на уроке? (Мне понравился мультфильм «Ох и Ах»…)
Что не понравилось? (Мало времени, хотелось бы еще попутешествовать…)
*Ваши пожелания учителю, друзьям, самому себе…
-Быть в жизни оптимистом помогают тебе друзья, которые выручат в трудную минуту, придут на помощь, с которыми весело и интересно.
*Как вы понимаете смысл этого изречения? ( Когда хорошее настроение, все получается и становится радостно… Хорошее настроение помогает в жизни.)
*Как нужно воспринимать события и различные ситуации? (Радостно…)
*Что такое, по-вашему, оптимизм? (Восприятие мира весело и радостно…) *Кого называют оптимистом? ( Человек, который видит во всем только хорошее)
*Кого мы называем пессимистом? (Печального, грустного человека, который видит во всем только плохое…)
*Являются ли понятия «жизнерадостность» и «оптимизм» близкими по значению? (Да, это слова синонимы…)
-Нужно учиться видеть радость в каждом мгновении жизни.
- Позитивно-эмоциональный настрой, лежащий в основе мыслей и поступков, является проявлением оптимизма и жизнерадостности, способствует успешному решению многих вопросов, возникающих на жизненном пути.