1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).
2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Понимать информацию, представленную в неявном виде.
5. Интерпретировать и обобщать информацию.
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
I . Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своей любви, тепла и радости. - И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. | Учащиеся выполняют команды Снимают с доски по одному сердечку разного цвета и в зависимости от цвета занимают места в группах. |
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. – Сегодня, ребята, нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. – Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость). – Сейчас для вас ребята инсценируют притчу, слушайте внимательно ее содержание, постарайтесь определить тему притчи, т.е. о чем в ней говорится? сценка «Притча о Счастье» Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: – Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: – Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат, подойдя к яме, наклонился: – А Тебе, что нужно? – спросило Счастье. – Что нужно Тебе? – переспросил брат. – Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним... – Как вы думаете, о чём говорится в этой притче? (эта притча о счастье) – Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата? - А как вы понимаете, что такое счастье? – На какой же вопрос нам предстоит сегодня найти ответ? (что такое счастье ) - Тема нашего урока «счастье и смысл жизни» человека. | Слайд Слайд |
Работа с текстом на с. 30 до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию. Какие чувства испытывает мальчик? (Радость, счастье, восторг.) – А почему? Какой момент изобразил художник? (Победу мальчика в соревнованиях по бегу.) – Прочитаем текст на с. 30 по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. За автора будет читает -… за Антошку – … за Анюту – … за Илюшу – … за Рустама – … за Мишу – … за Дандара - … Работа с текстом на с. 30 после чтения. – О чём спорили дети? (Для чего они занимаются разными делами.) – Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку? (Мальчики играли для удовольствия, а Анюта читала, потому что так было нужно, из чувства долга.) – Над каким вопросом задумались ребята? (Слайд) Мнения детей заслушиваются без обсуждения. – Давайте сравним ваш вопрос с авторским. Откройте учебник на странице 75 (Ради чего человек совершает те или иные поступки?) | Слайд Слайд |
III. Актуализация знаний – Поступки могут быть разными. Что ты можешь рассказать о понятиях добро и зло, мораль и нравственность, честь и достоинство? Я предлагаю вспомнить об этих понятиях с помощью игры «Окружая мудреца». Учитель заранее выбирает «мудрецов», основываясь на работе детей на предыдущих уроках. Дети-«мудрецы» получают большую карточку с понятием, которое нужно повторить на уроке. Задача «мудреца» выслушать мнения детей по предложенной теме, обобщить их, подвести к коллективному выводу. После работы в группах «мудрец» сообщают всем вывод, полученный в ходе работы группы. Добро – мысли, слова, дела которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни Зло – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни. Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злые. Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали Честь – доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны. Достоинство - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь. – Всегда ли можно сказать, что ты счастлив совершив какой либо поступок? (– Только от правильных, нужных окружающим его людям, достойных поступков человек получает удовлетворение, ощущение полноты жизни.) | Вспомнить правила работы в группах |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. Работа с текстом «Счастье – это когда...» до чтения. Авторы учебника подготовили для нас текст с названием «Счастье – это когда…» – Как вы думаете, почему они так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.) – А что об этом сказано в тексте? Работа с текстом «Счастье – это когда...» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста. Обычно человек начинает что-либо делать ради достижения какой-то цели. Цель может быть близкой: «Хочу успеть домой, чтобы посмотреть интересную телепередачу». А может быть далёкой: «Хочу научиться кататься на коньках, стать спортсменом и выиграть чемпионат мира». (Трудно, правда?!) Цель может быть совсем простая и направленная только на себя: (То есть связанная только с собственными потребностями.) «Хочу съесть вон то яблоко». А может касаться других: «Хочу сделать так, чтобы моя мама никогда не плакала». Среди многих стремлений человека выделяются мечты. (Есть у вас мечты? Учитель задаёт этот вопрос только для размышления во время чтения и оставляет без ответа.) Это наиболее желаемые, но труднодостижимые цели. То, чего очень-очень хочется, но не знаешь, как этого добиться, и не всегда веришь, что это возможно. Один мечтает избавиться от двоек, а другой – научиться подтягиваться на перекладине. Мечта одного – стать крупным бизнесменом, а другого – известным музыкантом. Человек может обдумывать свои цели, представлять себе свои мечты. А может не называть их словами и даже не задумываться, почему он что-то делает. Например, однажды, проснувшись рано утром, он увидит необыкновенно красивый рассвет. Первые лучи солнца словно роняют на листья и крыши домов золотистую пыльцу, а лужи и стёкла загораются волшебным светом. В этот миг человек может не заметить, как подходит к окну и глядит, не отрываясь, на рассвет, забыв об утренних делах. (Бывало с вами такое?) Представь, что ты добился того, к чему долго стремился. (Представляете, что чувствует в этот момент человек?) Или неожиданно сбылась твоя заветная мечта. В этот момент тебя охватывает чувство высшей радости, необычайного душевного подъёма, которое мы называем счастьем. Счастье бывает разное. Бывает – летящее в виде футбольного мяча. (Это чьё счастье?) Бывает – ароматное, горячее, очень вкусное! (А это?) А бывает – такое пушистое, тёплое и мурлыкающее! (Поднимите руку у кого есть такое счастье?) Главное, твоё счастье всегда особенное, не похожее на чьё-то ещё. Потому что у каждого человека свои мечты! Работа с текстом «Счастье – это когда...» после чтения. - Что же такое счастье? (счастье – это чувство высшей радости.) – Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние? – Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время.) – Как в тексте объясняется, что такое мечты? – Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты. – Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.) – Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей. – С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему? Работа с иллюстрацией на с. 31. – Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чём сейчас мечтает девочка? (О новогоднем хороводе вместе с друзьями.) – А о чём мечтаете вы? Расскажите о своих мечтах. -Можем уже ответить на вопрос «Ради чего человек совершает те или иные поступки?» | Слайд слайд |
V. Выполнение продуктивных заданий по теме. А ещё на урок я пригласила гостью. Из какого она произведения, как её зовут? - Кто автор произведения? (В.Катаев) - Что за цветок у неё в руках? (ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. -Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. | Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Облети вокруг Земли Быть по-моему вели. | -Какие желания загадывала Женя?( баранки, склеить вазу, попасть на северный полюс, вернуться домой, игрушки, вернула игрушки в магазин, помогла мальчику) - Какое из желаний Жени вы считаете важным, полезным? Почему? ( она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить) - Стал ли мальчик счастлив после этого? (Мальчик стал счастлив ) - Что для мальчика счастье? ( Для него счастье – это здоровье.) - Скажите, а когда по-настоящему была счастлива Женя? После какого желания? - Значит для Жени, что является счастьем? – Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Подумайте и напишите на лепестке, что для вас является счастьем? - Что для вас является счастьем? - Почему счастье у вас у всех разное? – Для каждого человека, это что-то своё. То, какие цели стоят перед ним в данный момент жизни. Для некоторых людей счастье это – здоровье, для других помощь другим людям,… У каждого человека счастье свое. Понятие счастья непостоянно, оно переменчиво. -Какое определение понятия «счастье» предлагает нам учебник, давайте найдём и прочитаем в словарях. на стр. 78 Работа с высказываниями. – Скажите, кто бы мог произнести такие слова: «Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама, детский доктор.) «Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.) «Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.) «Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.) «Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.) Работа в группах со стихами. -Прочитайте стихи. Какие разные обстоятельства привели героев стихотворений в состояние счастья? В семейном кругу В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. 2 группа Мы с приятелем Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём! Мы такие с ним друзья - Куда он, Туда и я! Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка, Две больших стеклянных пробки, Двух жуков в одной коробке, Два тяжёлых пятачка. Мы живём в одной квартире, Все соседи знают нас. Только мне звонить - четыре, А ему - двенадцать раз. (Дружба, позитивное общение.)
3 группа Он весел и счастлив От пят до макушки, Ему удалось Убежать от лягушки. Она не успела Схватить за бока И съесть под кустом Золотого жука. Бежит он сквозь чашу, Поводит усами, И чаща встречает Его голосами (Счастье от осознания спасения своей жизни.) - Мы ещё раз убедились, что у каждого человека счастье свое. | Слайд Слайд |
VI.Выражение решения проблемы -Счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни. - Давайте подумаем, что такое смысл жизни? Мнения детей заслушиваются без обсуждения. – Рассмотрите рисунки на с. 32. Можно ли по ним объяснить смысл жизни этих персонажей? (Доктор Айболит лечит зверей; Лев, Страшила, Железный Дровосек, Элли и Тотошка помогают друг другу.) - Авторы учебника предлагают прочитать нам текст «Ради чего живёт человек» и сделать ещё один вывод по проблеме нашего урока.(Слайд) – Как вы понимаете значение выражения «смысл жизни»? (это то, ради чего человек живёт) - Смысл жизни у всех людей одинаковый? Почему? – Какой вывод мы можем сделать? Один из возможных ответов таков: «Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты». – Давайте сравним свой вывод с авторским. («Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».) - Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. | Слайд Слайд слайд |
VII. Итог урока. Рефлексия. Блицопрос, обобщение. – Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания: «Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.) «Девочка хочет получить пятёрку за урок. Это какая цель?» (Близкая.) «Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далёкая.) «Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.) «Учёный работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.) «Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя». (Смысл жизни.) Рефлексия. – Какие выводы вы сделали в ходе урока? – Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы читали сегодня? Заставляют ли они о чём-то задуматься? - Счастье бывает маленьким и большим. Большое счастье – это когда нет войны. Маленькое счастье мы получаем каждый день. Солнце светит – счастье, получил пятёрку – счастье, купили игрушку, которую очень хотел – тоже счастье. И вообще жить на Земле – огромное счастье! Очень хочется, ребята, чтобы после сегодняшнего урока вы задумались над тем, счастливы ли вы и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и вашим родным, и окружающим вас людям. - У каждого из вас есть листочек цветика – семицветика. Он не закрашен. Закрасьте его сами. Кому было легко рассуждать о счастье и смысле жизни, закрасьте лепесток красным, кто испытывал затруднения – зелёным, а если вы считаете, что так и не смогли найти ответ – синим. | слайд |
VIII. Домашнее задание. – Выберите один из вариантов домашнего задания или составьте своё по теме урока. 1) Написать мини - сочинение «Счастливый человек - это я». 2) Изготовить книжку-раскладушку «Счастливые минутки моей семьи». 3) Журнал для детей «Счастливые минутки». | Слайд |