-что объединяет остальные слова? ( имя существительное, ед, число, неодуш., нариц.)
-что такое имя существительное?
-можно ли установить связь между этими словам?
Б) зд…ровье – как понимаете это слово?
( словарь В. Даля- состояние животного тела, когда все жизненные функции в полном порядке, отсутствует недуг, болезни)
- назовите безударную гласную, можно ли ее проверить?
( Из истории. Здорово прыгает, т. е. хватает здоровья; здорово живет, т. е. хорошо, богато, благополучно).
В) образуйте глаголы, используя приставки «ВЫ, О»
(здороветь- выздороветь, оздоровиться)
Так что такое глагол?
Прогнозирование темы и цели урока:
- как вы считаете, какова тема нашего урока?
- какие задачи мы должны решить на уроке?
Изучение нового материала:
какой смысл имеют эти глаголы: положительный или отрицательный? Почему?
Я хочу прочитать вам сказку: « Жил-был глагол. Всю жизнь он работал, что-то делал. А к нему бесконечно приставали с вопросами: что делал? что делаешь? что будешь делать? Однажды глагол обиделся: « У существительного есть и предлоги, и приставки. А у меня сына-предлога нет, одни только дочки-приставки».
Подумала Грамматика, предлоги она уже все раздала, приставки у Глагола есть, разве что частицу НЕ ему дать. Глагол возмутился: « Да ведь и она девчонка! Води ее за руку».
« Нет, -подала голос ЧАСТИЦА.-Я сама пойду».
Как вы думаете, почему она так сказала?
Давайте посмотрим ( подставляю частицу НЕ к образованным глаголам).
Какой смысл приобрели глаголы?
Что вы можете сказать про частицу НЕ? ( придает отрицательный смысл, пишется отдельно).
Почему? ( это служебная часть речи).
Понятно ли теперь, почему так ответила частица НЕ?
сделайте вывод об услышанном и увиденном ( частица НЕ придает глаголу отрицательный смысл, с глаголом пишется отдельно, это орфограмма).
Молодцы! Проверьте по учебнику, так ли это: с.222.
Физкультминутка:
на глагол с частицей НЕ- наклоны вправо-влево, на глаголы без частицы- два приседа ( не болею, закаляюсь, прыгаю, не забываю, обливаюсь, не лежу, обтираюсь, не тужу).
Молодцы! Замечательно!
Закрепление полученных знаний.
- Может быть, мы закончим урок, п. ч. с орфограммой познакомились, находить глаголы умеем?
1)пословицы о здоровье:
-согласны ли вы? Чего здесь не хватает?
Тот здоровья ….знает, кто болен ….бывает.
Здоровье …. купишь.
Здоровый уроков…… боится.
От здоровья……лечатся.
Написать любую пословицу в тетрадь. Объяснить написание частицы НЕ.
2) Устно: исключить - Не болеет, кричали, зарядка, не удалили, не вымыли, не
почистили
- Что бы вы сделали? (орфограммы, лишнее слово)
- Назови слова с изученной орфограммой.
3) Что нужно для того, чтобы быть здоровым?
(труд, спорт, закаливание, правильное питание)
Упражнения для глаз.
4) Работа по уровням на карточках.
1уровень: определи орфограмму, раскрой скобки.
Под л…жачий камень в…да (не) т…чет.
Умелые руки (не) знают скуки.
2 уровень: вставь подходящий по смыслу глагол, определи орфограмму.
(Без) труда -----------------и ры…ку (из) пруда.
(На) ч…жую р…боту глядя, сыт----------------- .
3 уровень: из данных слов составь пословицы.
Кто, работает, тот, не, ест, не.
После, ходят, дела, советом, не, за.
5) Проверка, оценка. О чем пословицы? Оказывает ли труд благотворное влияние на здоровье?
6). Правила питания.
Наши друзья: Зелибоба, Бусинка и Кубик решили нас проверить, знаем ли мы правила питания. Прочитайте, согласны ли вы с такими правилами?
Перед едой не мой руки. Фрукты и овощи надо хорошо мыть. Торопись. Ешь
большими кусками. Во время еды разговаривай и чавкай. Не переедай. Ешь в меру.
-Зачитайте правильно правила.
- Назовите глаголы, относящиеся к теме урока.
- Запишите те правила, которые на ваш взгляд даны не верно.
Работа над предложением.
Дружба крепкая (не) сл…мается.
( На) б…ре…ке яблочки ( не) растут.
Друг (в) б…де (не) бросит.
(Не) жди ( с) осинки апельсинки.
-Разделите предложения на 2 группы.
-Запишите предложение к указанной схеме.
.
-Ученик у доски работает с орфограммами.
-Проверка задания.
8. Д. з. (по выбору):
1) с.57, упр. 119.
2).составить правила поведения в лесу, употребляя частицу «НЕ»;
3) используя книгу « Две недели в лагере здоровья», составь предложения о том, что не нужно есть, если ты занимаешься спортом.
9. Рефлексия: трудно вам было на уроке? Что сегодня для тебя было новым, увлекательным, интересным? Поаплодируйте друг другу.