Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс»
Русский язык
Класс 4
Тема: Имя существительное. Повторение
Цель: повторить грамматические признаки имени существительного, закрепить правописание падежных окончаний.
Задачи:
1.Закрепить основные орфографические правила правописания в русском языке; учить выделять и объяснять орфограммы в словах; обогащать словарный запас учащихся. 2. Развивать речь учащихся; развивать интерес к слову. 3. Воспитывать чувство сотрудничества и коллективизма; воспитывать внимательность
(закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи; воспитывать любовь к родной природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.)
Тип урока: урок повторения знаний, закрепления умений;
Ход урока:
1 Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок Начинаем наш урок Все друг к другу повернитесь
Мило, дружно улыбнитесь
Улыбнитесь мне. гостям
И садитесь по местам.
- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного.
Урок наш начнем с прекрасной пословицы:
Мир освещается солнцем, а человек – знанием. (1слайд)
Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.
- Сегодня мы с вами закрепляем большую тему.
- А вот как она называется, вы узнаете, разгадав загадку:
«Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». (2 слайд)
– К какой части речи относятся эти строки?
- Правильно.
- Какая тема нашего урока - «Имя существительное как часть речи».
Каллиграфическая минутка
2 Словарная работа. (Работа в тетради)
Упражнение «Запишите одним словом»
Край земли около воды (берег)
Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)
Надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (адрес)
Большая станция в путях сообщения (вокзал)
Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
- Митрофанушка не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен.
(Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку)
Правдин (взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна, да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?
- А какое определение дадим мы имени существительному?
(дети дают определение) (4 слайд)
-Имя существительное – самая важная и представительная часть речи.
- По наблюдению ученых (Имя существительное является ведущей частью речи, каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. В русском языке на каждые 9 тысяч слов приходится 4 тысячи имен существительных, что составляет 44 процента.
Следовательно, это самая часто произносимая и самостоятельной часть речи. Уже от них образуются прилагательные.
3 Работа по теме урока
- Какие признаки есть у существительных? (постоянные и непостоянные)
- Какие признаки относятся к постоянным?
«Допишите слово»
РЕКА-РЫБА, НЕБО-ПТИЦА
ОБЕЗЬЯНА- БАНАН, ЗАЯЦ- МОРКОВЬ
ВЕТЕРИНАР-ЖИВОТНОЕ, ВРАЧ-ЧЕЛОВЕК
СВЕКЛА-ОВОЩ, ЗЕМЛЯНИКА-ЯГОДА
Самопроверка по слайду
- На какие две группы можно разделить слова (одушевленные и неодушевленные)
-Какие существительные называются одушевленными?
-Какие называются неодушевленными?
-Что мы должны знать о собственных именах существительных?
-Сейчас мы прослушаем припев песни «Мой Казахстан» (6 слайд)
- Выпишите какие имена собственные вы услышали в песне
Звучит песня
– Разгадайте ребусы, определите у существительных род.
(глобус) (береза) (число) (7 слайд)
4 Физкультминутка
6 Работа в группах
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
1 группа
Из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы. Найти имена существительные. Указать склонение имен существительных. Объяснить значение пословиц.
1) Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью. 2) Вежливость не купишь на базар.. . 3) Не в сил.. сила, а в правд.. .
4 группа
Исправить ошибки; указать падежи и склонение существительных
В залатыеасенние дни готовились к отлёту журовли. Покружылисьани над рикой, над балотом. Вот потинулисьжуровлиные стаи в дальние страны
5 группа
Составит словосочетания, поставив существительные в нужный падежи склонение. Указать падеж существительного.
Готовились к (отлет), вышел из (лес), кусочек (пирог), остался без (работа), крепость из (песок), плыли по (река), тетрадь (сестра), добежали до (дом).
Выступление представителя от каждой группы.
(Каждая группа рассказывает о проделанной работе) Проверка.
Работа по учебнику, выполнение упражнения 250 с. 119
- Выписать существительные в два столбика.
Взаимопроверка
Проведем морфологический разбор. 2 ученика у доски