«У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Перепёлочка ходит по клетке и насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке. Как настоящая курица.
Но самое удивительное вот что: как только зажжём мы вечером настольную лампу, перепёлка сразу начинает насвистывать свою любимую песенку:
- Фить-пирю! Фить-пирю!
- Что такое она говорит? – спрашивает Никита.
- Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»
Так у нас и повелось.
Чуть засвистит беспокойная птица своё «фить-пирю!», Никита ложится в мягкую кроватку.»
Дети читают словосочетания, объясняют написание окончаний прилагательных и определяют падеж.
б) Упражнение «Определите падеж прилагательных».
БЕСПЕЧНУЮ КУКУШКУ, ШУСТРОЙ СИНИЧКИ, О ПУГЛИВОЙ ПЕНОЧКЕ, ЗАБОТЛИВОЙ ЛАСТОЧКОЙ, СЕРЕБРИСОЙ ЧАЙКЕ, ГОЛУБАЯ СОЙКА, О ГОЛОДНОЙ ВОРОНЕ, МОЛОДОМУ СТРИЖУ.
( В.п., Р.п., П.п., Т.п., Д.п., И.п., П.п., Р.п.)
- Какое прилагательное здесь лишнее? В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?
в) Запись текста с комментированием. Вставить пропущенные окончания прилагательных, объяснить написание.
ПРИШЛА ДРУЖН… ВЕСНА. ПОБ…ЖАЛИ ПО ДОРОГАМ
В… СЁЛ… ГОВОРЛИВ… РУЧЕЙКИ. НАДУЛИСЬ НА ДЕРЕВЬЯХ П…ХУЧ… ПОЧКИ. УЖЕ ПРИЛ…ТЕЛИ ИЗ ТЁПЛ… КРАЁВ ГРАЧИ. ЖДУТ Р…БЯТА В…СЁЛ… Г…СТЕЙ – СКВ…РЦОВ.