10 мин. | II. Проверка пройденного материала.. Отгадайте загадку: Они бывают разные: Полезные, опасные, Красивые, пахучие, С листьями, колючие. Лекарства заменяют, И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят. Земли они творения, Зовём мы их … Работа в группах по вопросам: 1 группа: - На какие группы делятся все растения? - К какой природе, живой или неживой относятся растения? 2 группа: - Чем дышит растение? Какую пользу приносят растения? 3 группа: - Откуда растение берет питание, при помощи какого органа? Что необходимо для роста растений? 4 группа: -Сколько органов имеет растение? Из чего образуется плод? 5 группа: - Что придаёт листьям зелёный цвет? Почему осенью опадают листья? | Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.
В группах отвечают на вопросы, связанные с повторением. | Карточки с вопросами
По методу «Снежный ком» |
20 мин.
8 мин. | III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала - Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. -Какое значение для человека имеют растения? - Чем похожи и чем отличаются эти растения? ? | ? | Томат | Одуванчик | Крыжовник | Орешник | яблоня | Береза |
(Похожи тем, что яблоня и берёза деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды Отличаются тем, что берёза растет в лесу, а яблоня в саду. За яблоней ухаживает человек, а за берёзой нет. Яблоню человек сажает, а берёза растёт сам) - Аналогично сравните крыжовник и орешник, томат и одуванчик. - Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке? (О растениях, которые растут сами по себе и о тех, которые выращивает человек. -А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения) -Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек) -Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает) Физминутка -Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой(второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. ( Дикорастущие, культурные) ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком. КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие. (Выступление ученика) Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли. Игра «Найди пару» -Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». На доске - карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс. -Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. -Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. -Такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника) -Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде, -Такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.) -Лен, хлопок. Из них делают ткань. -Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок. -Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. -Они называются декоративными растениями. Приведите свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус) Вывод: растения можно поделить группы: Культурные растения Овощные плодовые зерновые прядильные декоративные
Закрепление урока. Предлагает ученикам тест. По методу «Мозговой штурм» закрепляет урок.
1.Какое плодовое культурное растение человек использует? 1.Ель; 2.Яблоня; 3.Тополь. 2.Какой цветок является дикорастущим? 1.Астра; 2.Василёк; 3.Георгин. -
3.Какие прядильные культурные растения человек использует для получения тканей? 1.Хлопок; 2.Пшеница; 3. Лён; 4.Овёс. 4.Подчеркни зерновые культуры? Рожь, картофель, ячмень, огурец, пшеница, горох, тыква, овёс. 5.Установи соответствие:
|
Обсуждение в группа
Работают в парах
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
|
Словарь С.И. Ожегова
Тест по теме |