Подход в преподовании и обучении:в зоне ближайшего развития уученик может быть активным обучающимся. который развивает своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подход в преподавании обучении (идея): в зоне ближайшего развития ученик может быть активным обучающимся, который развивает свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия (Л.Выготский), совершенствуя свое обучение через оценивание.
Цель : Расширить знания учащихся о воздухе в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности.
Задачи урока:
- образовательные: учиться работать с текстом, выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал;
- развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
- воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и наглядность: карточки для групповой работы, раздаточный материал для экспериментов (сундучок вопросов), учебник.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент(учащиеся стоят в круг и проговаривают хором слова).
Я желаю добра тебе и себе.
Я успеха желаю тебе и себе.
Если трудно будет тебе,
Я на помощь приду к тебе!
Приветствие
Здравствуйте.Сәліметсізбе.
Деление на группы
(возьмите шарик любого цвета)
На столах вы видите шарики разного цвета, рассядьтесь по цвету шарика, который вы взяли. Свои шарики покладите в коробочку.
(На столах прикреприны шарики различного цвета: красного, жёлтого, синего, зелёного. Дети расселись по группам)
- Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу, нашим гостям.
Правила работы в группе.
Прочитайте правила работы в группе, обсудите какое на ваш взгляд самое главное.
Проявляй активность, рассуждай, доказывай.
Слушай друга, не перебивая.
Говори спокойно и ясно, по очереди.
Говори только по делу.
Реагируй жестами и знаками.
Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Обращайся к другу вежливо, по имени.
Возьмите Лист личных достижений, подпишите оцените своё настроение в начале урока.
Отметьте знаком «+», оцените своё настроение
Моё настроение в начале урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Сейчас вы напишете небольшой тест по теме «Тела. Вещества. Явления природы».
Тем самым проверим домашнее задание.
Тест по теме «Тела. Вещества. Явления».
1. Изменения, происходящие в природе, называются:
А) явления природы
Б) развитие природы
В) ритмы природы
2. Телами называются:
А) все предметы и живые организмы
Б) предметы, сделанные руками человека
В) предметы живой природы
3. Тела, сделанные руками человека, называются:
А) природными
Б) искусственными
В) рукодельными
4. Тела природы это:
А) звёзды, камни, деревья
Б) здания, воздух, углекислый газ, стекло
В) газ, лёд, солнце, карта
5. Выберите вещество:
А) ключ
Б) железо
В) мост
6. Выбери тела:
А) шерсть
Б) пальто
В) камень
7. Найти лишнее:
Тела могут быть
А) твёрдыми
Б) мягкими
В) жидкими
Г) газообразными
III. Стадия «Вызов». Сообщение темы урока. Целеполагание.
1. Стартер
-Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый,
И все же, без него мы жить не можем.
(Воздух)
-А как вы определили, что это воздух?
А сейчас выполните Упражнение «Шар»
Сделайте глубокий вдох через нос. Медленно шар надувается, задержали дыхание, не дышим, хлопок – шар лопнул, воздух вышел из лёгких, воздух выходит изо рта.
-Закончите пожалуйста предложение:
Без пищи человек может прожить несколько месяцев.
Без воды несколько дней.
Без воздуха лишь несколько…( минут).
Итак назовите тему нашего урока.
Тема урока «Воздух».
- Какие цели поставите перед собой?
(Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, узнать новое про воздух, …)
Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать.
IV. Изучение нового материала.
Кластер
А сейчас обсудите в группе, что вы знаете о воздухе, и составьте кластер.
Выслушиваются ответы от представителя каждой группы, проводится оценивание.
-Что вы видите на этой картинке?
(воздушный шар)
-Что вы можете о нём рассказать, что помогает шару подниматься в воздух?
Сегодня воздушный шар поможет вам оценить вашу работу.
Возьмите картинку с изображением воздушного шара и закрасьте первую полоску зелёным цветом, если вы считаете, что ваша группа работала отлично; жёлтым цветом, если вы считаете, что ваша группа работала хорошо, и красным цветом, если вы считаете, что ваша группа работала не очень хорошо.
Инсерт (использование двух знаков)
А сейчас вы прочитаете текст из учебника о «Воздухе» и отметите, то, что вы знали и записали в кластере «галочкой»- «v», то что новое для вас «+».
Воздух – это то, чем дышит всё живое на Земле. Воздух- это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей: водяные пары, микробы, частицы пыли, дыма, соли, пыльца растений.
Воздух окутывает Землю, заполняет всё пространство. Воздушная оболочка Земли называется атмосферой. Атмосфера не дает Земле перегреваться. Ещё она, защищает нас от метеоритов, от губительных космических лучей и космического холода, словно толстое одеяло.
Воздух есть везде, в почве, в воде, в организме человека. Воздух бесцветный, он легко пропускает солнечные лучи и не нагревается. Нагревается поверхность Земли, а от нагретой Земли нагревается воздух.
Тёплый воздух лёгкий, он поднимается вверх, а на его место поступает прохладный воздух.
В природе воздух перемещается постоянно, с различной силой и в разных направлениях. Движение воздуха на поверхности Земли называется ветер.
Доработайте кластер, запишите, то что вы узнали новое о «воздухе».
Выслушиваются ответы от представителя каждой группы, проводится оценивание.
Стадия «Осмысление»
«Сундучок вопросов»
- Обратите внимание, перед вами «Сундучок вопросов». В нём находятся задания для каждой группы, которое необходимо выполнить в течение 2 минут:
1 группа – покажите как с помощью этих предметов (стакан с водой, соломинка, губка) можно увидеть воздух.
-Какой вывод можно сделать, проведя этот опыт.
(Мы увидели воздух не смотря на то, что воздух бесцветный и прозрачный и так как пузырьки воздуха поднимаются вверх, это говорит о том, что воздух легче воды)
Какое свойство вы записали в листах достижения? (прозрачный , бесцветный)
2 группа - покажите как с помощью этих предметов (стакан, чашка с водой, земля, кусочек сахара) можно увидеть воздух.
-Какой вывод можно сделать, проведя этот опыт. Что за невидимка сидел в стакане?
(Этот опыт доказывает, что воздух есть везде, воздух легче воды)
Во время опыта вы бросали землю в воду и выясняли, что в земле тоже есть воздух.
Докажите, кому в земле нужен воздух. (подземным жителям, например дождевым червям, когда идёт дождь они вылазиют на поверхность земли, потому что им не чем дышать)
3 группа - покажите как с помощью этих предметов (шарик, мешочек) можно увидеть воздух и потрогать.
-Какой вывод можно сделать, проведя этот опыт.
(Воздух не имеет формы, он принимает форму любого предмета, если сжать шарик или пакет можно сказать, что воздух упругий)
-Покажите с помощью шарика, как можно услышать воздух? (отпустить шарик)
4 группа - покажите как с помощью этих предметов (линейка, лист бумаги) можно услышать воздух.
-Какой вывод можно сделать, проведя этот опыт.
(что воздух хоть и невидим, но с помощью некоторых предметов его можно услышать, увидеть, когда мы машем бумагой мы можем осязать воздух)
- С помощью чего ещё можно увидеть воздух? (шторы, свеча, деревья, травы и т.д.)
- Предложите варианты, как и где мы можем услышать воздух в жизни? (ветер завывает за окном, листья шелестят на ветках деревьев)
Вывод: (воздух находится в движение)
А как называется перемещение воздуха? (ветер)
Какой бывает ветер, когда мы слышим прогноз погоды?(с,ю,з,в и т.д.)
А ещё какой? (сильный, слабый)
Как называют очень сильный ветер, который все сносит на своём пути? (ураган)
Силу и направление ветра измеряют прибором – флюгером.
Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.
Мир вокруг нас заполнен воздухом. Воздух прозрачен, поэтому мы его не видим. Кажется, что нас окружает пустота. Но с помощью опытов воздух легко обнаружить: увидеть, услышать, почувствовать.
Оцените работу своей группы во время проведения опыта
ФИЗМИНУТКА
Ветер веет над полями, И качается трава. Облака плывут над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём.
5. Опыт
- Сейчас я вам предлагаю провести опыт.
ОСТОРОЖНО!!! Этот опыт проводить можно только с родителями!
Перед вами 3 одинаковые горящие свечи. Как вы думаете, что с ними произойдёт, если свеча №1 не будет ничем накрыта, свеча №2 будет накрыта стаканом, а свеча №3 накрыта банкой?
(свои предположения каждая группа записывает в верхнюю строку таблицы)
Свеча №1
Свеча №2
Свеча №3
Предположения:
Результат опыта:
Проведение опыта – наблюдение – фиксирование результата опыта – сравнение с предположением.
- Объясните почему первой потухла свеча №2, второй - свеча №3, а свеча №1 – продолжает гореть?
Вывод: В воздухе содержится кислород, который поддерживает горение.
Итак, для чего нужен кислород? (для дыхания и горения)
-А какой газ выделяется в воздухе во время горения? (углекислый газ)
Заполнение схемы «СОСТАВ ВОЗДУХА» ???
Опредилите, какую часть занимает кислород, азот, углекислый газ.
Проверим себя, провильно ли вы заполнили схему.
-Какой воздух самый гдавный? (кислород)-Почему?
«Прими верное решение»
Следующее задание – «Прими верное решение»
На карточках записаны ситуации и предложены варианты её решения. Дети в группе советуются, находят правильный ответ. Один представитель от группы объясняет выбор.
Произошло возгарание в комнате.
Твои действия:
а) открыть окно
б) накинуть плед и затоптать огонь
в) залить огонь водой
Вывод: Необходимо ограничить доступ воздуха к огню (верный ответ «б»). Также рассматриваются случаи в вариантах «а» и «в». Рассказывается об опсности данных действий.
Такие действия вы можете совершить при пожаре, когда возгорание небольшое.
Но самое первое при пожаре, что вам нужно сделать? (позвонить 101)
Потушить, если небольшое возгорание.
Покинуть квартиру, если пожара нет в подъезде.
Оцените работу своей группы во время проведения опыта
Игра «Верное или неверное утверждение»
Я буду читать утверждения, а вы сигнализируете большим пальцем, если согласны палец вверх, не согласны палец вниз.
Воздух – это смесь газов, пыли и пара.
Всостав воздуха входят азот, кислород, углекислый газ и различные примеси
Для дыхания и горения необходим углекислый газ
При дыхание человек выделяет кислород
Воздух бесцветный, прозрачный, безвкусный, без запаха.
К концу урока в классе будет больше кислорода
Воздух нужно загрязнять
(нет его нужно очищать и охранять)
-Почему?
(потому что нам для дыхания нужен чистый воздух)
Отчего загрязняется воздух?
А что мы с вами можем, сделать , чтобы воздух стал чище?
(посадить деревья, не разжигать костры, создавать очистительные сооружения на заводах и фабриках и т.д.)
Рефлексия. 1 и 3 группа составляют сиквейн по теме воздух, а 2 и 4 напишут сочинение-эссе от имени ВОЗДУХА с обращением к людям.
Зачитываю свои работы
Оценивание работы
Отметьте знаком «+», оцените своё настроение
Моё настроение в конце урока.
Прикрепите свои воздушные шары на доску мы посмотрим, как вы оценили свою работу.
Домашнее задание
Стр. 47-50. Прочитать, ответить на вопросы, выполнить задание.
В сундучке для вас остался ещё один сюрприз. Отгадайте, что это?
У меня шары с собой,
Жёлтый, красный, голубой.
Каждый шар меняет цвет,
Словно радуги привет!
Вместе с птицами летают,
В синиве небесной тают.
(мыльные пузыри)
Пусть для вас общение с людьми будет таким же лёгким, радостным, а настроение радужным.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(214) "конспект урока познания мира по теме "Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека". "
["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka-obzh-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "126475"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415184909"
}
}