Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе " Жизнь крепостных крестьян".»
Тема: Крепостные и помещики
Цель: Создание условий для освоения детьми новыми понятиями через анализ и синтез учебного материала
Задачи: 1.Обобщить ранее полученные знания по теме: «Что создавалось трудом крестьянина» 2.Ознакомить с понятиями «крепостные», «помещики», «крепостное право». 3.Развивать анализировать прочитанное, вычленять главное из текста. 4. Воспитывать уважение к истории своей страны. Оборудование: карточки с тестом, таблички с терминами, индивидуальные листочки с текстом, листочки с началом фраз, презентация, интерактивная доска.
I. Организационный момент Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, садитесь. Желаю успехов в работе.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. У. Ребята, наш урок мы начнём с проверки домашнего задания. Тест 1.Отметьте главную культуру, которую выращивали крестьяне. А) пшеница Б) рожь В) гречиха Г) овес 2. Закончи народную мудрость «На всякое семя – свое ….» А) место Б)время В) дело 3. Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский? А) да Б) нет 4. Отметьте женскую работу в крестьянском хозяйстве. А) доить коров Б) пахать поле В) работать на огороде Г) плести лапти 5. Какая обувь у крестьян была основной в старину? А) лапти Б) башмаки В) сапоги Г) туфли
2.Фронтальный опрос. - Кто такой крестьянин? (Человек, который работает на земле, обрабатывает землю) - Расскажите, как в старину складывались народные приметы? - Какие культуры выращивались в крестьянском хозяйстве? Какая культура считалась главной и почему? - Кто занимался домашним хозяйством? Что делали женщины и девочки по хозяйству? - А какую работу выполняли мужчины и мальчики? - А сейчас посмотрите на орудия труда, вспомните, как они называются и что можно делать с их помощью? У меня всё перепутано. Восстановите порядок
- Ребята, мы вспомнили, что создавалось трудом крестьянина. Какими словами – прилагательными можно охарактеризовать крестьянский труд? ( тяжелый, трудный, непосильный, уважаемый, почитаемый, изнуряющий, изнурительный, губительный и т.д.)
- Жизнь крестьянина действительно не была легкой и не только из-за тяжелого труда, но и из-за того, что многие крестьяне были крепостными. Они принадлежали помещику (на доску прикрепить слова крепостные крестьяне, помещики) - Прочитайте тему урока: «Тяжёлый труд крепостных» 5 слайд - Какие вопросы возникли у вас после объявления темы урока? - Кто такие крепостные? Кто такие помещики? Это и будет нашей главной проблемой. В течение урока мы должны ответить на эти вопросы 6 слайд III. Совместное открытие нового знания. 1.Раскрытие понятий - Давайте будем выяснять, кто такие крепостные крестьяне. Слово крестьяне нам знакомо. Еще раз напомните, что оно значит. - А вот что значит крепостной? Как вы думаете?
- Крестьяне были как бы прикреплены к земле, которую они обрабатывали. Отсюда и происходит это название – крепостной. Крестьяне доставались помещику вместе с землей. А помещик получал землю за службу государству. В прошлом он мог быть военным офицером или нес государственную службу, т.е был чиновником. За хорошую службу государство в лице царя, императора давало ему, награждало землей вместе с крестьянами. Так свободные крестьяне становились крепостными.
Земля помещиков передавалась по наследству, т.е. если прадед получил землю от государства, то ее уже не отбирали, а она переходила то прадеда деду, от деда – отцу и так далее по родству. - Теперь посмотрим, как возникло слово «помещик». Какие однокоренные слова вы можете подобрать? Помещение, место. - Человеку давали землю – место, где он будет жить. Это место называли поместьем. Отсюда и название – помещик. - С происхождением слов понятно? 2.Социальный статус - Теперь давайте посмотрим, как же жилось крепостным и как жилось помещикам. -Чтение статьи с листочков.
«У Спаса на Песках на Арбате в 8 части № 28 продаётся мальчик 10 лет». Сто с лишним лет назад такие объявления никого особенно не удивляли. Тогда в России существовало крепостное право: крепостные крестьяне принадлежали помещику и работали на него. Крепостное право просуществовало в нашей стране с 15 по 19 век. Помещик был полновластным хозяином крепостного крестьянина. Закон разрешал помещику бить крепостного розгами, заковывать в кандалы, отправлять в тюрьму. Крестьян меняли на породистых собак, продавали целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. В изнурительной работе проводили всё свое время крепостные крестьяне. Почти все дни недели от зари до зари они работали на помещичьем поле. И только ночи да воскресенья оставались крестьянам для работы на своём небольшом участке земли, который их и кормил. Всё в хозяйстве помещика делалось руками крепостных, которым не надо было платить за работу. У него были плотники и портные, столяры и садовники, и даже крепостные художники, артисты. За малейшую провинность он мог жестоко расправиться с ними. Помещики же ,напротив, вели привольную, обеспеченную жизнь. Помещик со своей семьёй жил в просторном доме. А за воротами богатой усадьбы стояли ветхие, покосившие избы крестьян. На многих не сыщешь и трубы :весь дым шёл прямо в жильё. Вместо окна – бычий пузырь. Грубая деревянная и глиняная посуда. Одежда крестьян покрыта заплатами.
Работа с текстом - Все ли понятно в прочитанном тексте? Непонятные слова? Вопросы по тексту? - Тогда давайте вернемся к вопросу нашего урока: кто такие крепостные крестьяне? Кто из вас может дать ответ на этот вопрос?
7 слайд
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "КРЕПОСТНОЙ" Тот, кто является собственностью помещика-крепостника. - Значит, крепостной крестьянин – крестьянин, который является собственность помещика ( вывешиваю на доску). - Кто такой помещик? 8 слайд Помещик – землевладелец в России начала 15 – 20 веков (из Большой советской энциклопедии) -Итак, помещик – землевладелец, который владеет крепостными крестьянами. ( на доске) - В тексте есть подчеркнутые слова, кто нашел? Прочтите их. ( На доску вывешивается крепостное право) - Кто может объяснить, что такое крепостное право? Как вы поняли? (на доске) Крепостное право – уклад жизни, при котором крестьяне полностью зависят от помещика – крепостника. Крепостное право - право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.
IV.Физкультминутка.
V. Расширение нового знания. 1.Сообщение по теме.(раздается текст каждому)
Иван Ковалев работал у помещика кузнецом. Жила семья в деревушке, вокруг леса да пашни. В избе стены темные, вечерами жгли лучину, а окна светлые оттого, что родные места славились мастерами по дереву. Украшали избы резными наличниками – все веселее жить. Часов в деревне не было. Вставали по солнышку и шли в поле работать на барина. Со стариками и старухами, с малолетними детьми. Садилось солнышко – возвращались домой. Когда праздник и не надо работать, мать весело звала своих дочерей в дальний лес. В руки – лукошки плетеные, на ноги – лапти липовые, и – в дорогу. Там на воле, на просторе, возле любимого клена начинали петь. Низким грудным голосом запевала мама – Матрена Ивановна, дочери Прасковья и Матрена начинали ей подпевать. Паша брала высоко и тонко, а мать низко. Красиво звучала песня! Колокольчиком называла дочку мать и обнимала ее. Однажды приехал управляющий, велел показать детей, которые к пению и танцам расположены. Увидев Парашу, приказал петь. Управляющему понравилось пение девочки. Он приказал собираться. “Веселить надобно графа. Кто господину услужить должен? Слуги его! Вы есть собственность графа Шереметева, как эта скамейка или деревня” – сказал он. Родители Паши долго просили и умоляли управляющего не забирать их любимую дочь. Вечером Иван Ковалев пришел из кузнецы почерневший, злой, совсем сгорбившийся. Он знал свое крепостное, зависимое положение, знал, что “приписан” к графу и ни паспорта, ни права куда-нибудь уехать или пожаловаться не имел. Так девочка семи лет, Прасковья Ковалева, была взята в барский дом и определена к “театру”. В 1779 году в небольшой роли, в возрасте одиннадцати лет, впервые выступила на сцене подмосковного театра Шереметевых. Около пятидесяти оперных партий исполнила актриса. Сыграла десятки ролей. Среди ее героинь – бедные воспитанницы, барышни, госпожи. Особенно удавались актрисе бытовые роли девушек-крестьянок. Прасковья всегда скучала по своим родным, но покинуть барский дом не имела права. Граф Шереметев занимался театральным делом всерьез, бывал горяч, требовал полного повиновения от крепостных актеров, ему и голову не приходило, что крепостные могли его ослушаться. Графу понравилась застенчивая черноглазая девушка. Он дал Прасковье звучную фамилию – Жемчугова. Ковалева – Жемчугова выступала на сцене до 1797 года. Лишь в1798 году получила “вольную”.
2.Обсуждение картины слайд 9 -Ребята, посмотрите на иллюстрацию с картины Неврева, которая называется «Торг. Сцена из крепостного быта». Картина написана в 1866 году – это конец 19 века. - Как вы думаете, почему она так называется? - Кого продают? Как к этому относятся окружающие? Может ли девушка отказаться? Можно ли торговать людьми, как вещами? VI.Самостоятельное применение знаний Составление кластера
- Сейчас я предлагаю вам составить схему, на которой отразим все, что мы знаем о крепостных крестьянах. (учитель – на доске, а ребята – на листочках) Запрещали уходить от помещика Не имели земли
Могли проиграть, продать Могли избить, отправить в тюрьму
Работали на помещика Не было никаких прав
- Составим схему, в которой покажем все, что знаем о помещиках. Владели землей
Пользовались трудом крепостных Распоряжались судьбой крепостных
Имели богатый дом
VII.Домашнее задание. На уроках литературы мы с вами читали произведения русских писателей о крестьянах. Вспомните поэму Н.Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ А.П.Чехова «Ванька». Дома подумайте и решите, были ли они крепостными или нет и почему
Итог урока. Рефлексия. - Ребята, как вы поняли, кто такие крепостные крестьяне? Помещик? - Какой уклад называли крепостным правом? В каких веках в России существовало крепостное право? - Как вы думаете, а вам надо знать об этих событиях? Почему? - Каждый человек, любящий свою страну, свой народ должен знать историю, корни, потому что без прошлого не бывает настоящего и будущего. - Вы хорошо, активно работали на уроке. …. - А сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Выскажитесь одним предложением об уроке, выбирая начало фразы с листочка.
- сегодня я узнал… - было интересно… - было трудно… - я понял, что… - я почувствовал, что… - меня удивило… - урок дал мне для жизни… - мне захотелось…