Конспект урока по литературному чтению "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Детство"
Конспект урока по литературному чтению "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Детство"
Урок литературного чтения разработан на основе системно-деятельностного подхода. Знакомит учащихся с творчеством Л.Н. Толстого. Разработка урока может быть использована для учащихся 4 класса, обучающихся по программе "Школа России".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Детство"»
Учитель начальных классов Дальнезакорской средней школы
Дулова Наталья Николаевна
Разработка урока по литературному чтению 4 класс (УМК «Школа России»)
ТЕМА: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО. «ДЕТСТВО».
ЗАДАЧИ:
1) Познакомить с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого; формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, находить нужный отрывок в тексте, передавать интонацией настроение;
2) Развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся за счёт устаревшей и малоупотребляемой лексики, решать разнообразные коммуникативные задачи;
3) Воспитывать интерес к литературному чтению, внимательное отношение к близким людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из материалов учебника в совместной деятельности; оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации в книге, умения осмысливать структурные особенности текста, понимание основной мысли текста, ориентироваться в учебной и художественной книге;
Коммуникативные: Осмысление правил взаимодействия работы в паре и группе; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника;
Личностные: Проявление интереса к творчеству Л.Н.Толстого; формирование нравственных ценностей ( дружба, сочувствие, благородство и др.)
Учебные материалы: портрет Л.Н.Толстого, учебник «Литературное чтение» к УМП Л.Ф Климановой и др. ( «Школа России» ), выставка книг с произведения ми Л.Н.Толстого; иллюстрации художников к повести «Детство» Л.Н.Толстого, аудиоприложение к учебнику.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
У. – Дома вам было задано написать небольшое сочинение о маме.
(Прослушивание работ учащихся).
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА:
У. – Ребята, давайте попробуем определить произведения по первым строчкам:
«Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». ( «Котёнок» )
«Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». ( «Косточка»)
«Сын приехал из города к отцу в деревню». ( «Учёный сын» )
«В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». (Лев и собачка» )
«Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.» («Филипок» )
«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, Глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.» («Старый дед и внучек» )
У: - Подумайте, что объединяет все эти произведения?
- Сформулируйте тему нашего урока и его задачи.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.
У : Рассмотрите иллюстрации и фотографии в учебнике на с 112-113, вспомните всё, что вы знаете о писателе, расскажите. (Ответы учеников).
У: Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
НА ДОСКЕ:
1. О чём это произведение?
2. Какие мысли и чувства возникли у вас после его прочтения ?
У : Проведём небольшую исследовательскую работу после прочитанного.
Учащиеся делятся на группы:
- 1 гр. – эксперты-языковеды;
- 2 гр. – эксперты- психологи;
- 3 гр. – эксперты-историки.
Группа экспертов-языковедов даёт объяснения незнакомых слов. ( Например, трилогия, лелеять, наслаждение, умиление, добродетель и др., используя Толковый словарь).
Группа экспертов- психологов дают оценку взаимоотношений Николеньки и мамы, сокровенным воспоминаниям мальчика.
Группа экспертов- историков готовят сообщение о том, что нового узнали о жизни детей того времени.
Чтение текста детьми самостоятельно.
5. ЗАСЛУШИВАНИЕ ГРУПП-ЭКСПЕРТОВ.
6. Чтение произведения вслух цепочкой.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
У: Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале урока (записанные на доске). Заслушиваются ответы детей.
У : Сегодня мы прочитали отрывок из произведения Льва Николаевича. Всю жизнь Л.Н.Толстой изучал человека в самом себе.
Повесть «Детство» интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребёнка, передать его мысли, чувства.
Главный герой Николенька Иртеньев- прообраз самого автора. Он не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить их, даже исправить что-либо в своём поведении.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
У : Выберите задание по желанию:
- Сочинение о событии из своего детства.
- Чтение других глав из повести.
8. РЕФЛЕКСИЯ
У : - С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему?