kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. А.П. Чехов " Ванька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение  4 класс. УМК " Перспектиная начальная  школа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 4 класс. А.П. Чехов " Ванька"»

МБОУ « Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока по литературному чтению.

(Учебник Н.А.Чураковой, ПШН , 4 класс)

Автор: Гузь Марина Александровна


Тема: А.П. Чехов. Ванька.

Цель: воспитывать эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора и собственному суждению о произведении, учить размышлять над прочитанным, составлять сравнительную характеристику героев, формировать навык сознательного выразительного чтения, воспитывать чувство сострадания.

Оборудование: рисунки (картинный план), керосиновая лампа, икона, ручка-перо, свеча, картины В. Маковского «Свидание», портрет А.П. Чехова, толковые словари.

Ход урока.

  1. Работа по динамическому чтению.

*Чтение слов по ориентирам (таблица).

  1. Проверка домашнего задания.

- Какие проблемы были у Петьки?

3. Постановка учебной задачи.

* Упражнение на развитие ассоциативного мышления.

Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас.

- Определите по первым буквам автора и название произведения, которое будем читать.

*Сообщение темы урока.

(портрет А.П. Чехова)

-Какие произведения А.П. Чехова читали?

*Чтение рассказа «Ванька» (Читает учитель – от автора, Ванька – подготовленный ученик )

- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

*Словарная работа.

- Некоторые слова в этом рассказе мне не понятны. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем.

(Каждая группа ищет слова в толковых словарях. 1гр. заутреня, колодка,; 2гр. –людская, тулуп, 3гр. - иезуитское, ледник, горничная; 4гр.- подпасок, кучер, ямщик ).

(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви,

людская- помещение для слуг в барском доме, тулуп – долгополая меховая шуба; иезуитское – лживое, лицемерное; ледник – погреб; колотушка- устройство из дощечек для постукивания; горничная – работница для уборки комнат; подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер)

*Повторное чтение «про себя».

*1 группа – какие общие проблемы у Петьки и Ваньки?

(Общими проблемами являются бесправие и скука. И того, и другого по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того и другого неоправданно обижают. И тот и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства.)

*2 группа - составить портрет Ваньки Жукова. Подтвердить примерами из текста.

(Он наблюдательный и сообразительный, активный и находчивый.)

*3 группа – составить сравнительный анализ Петьки и Ваньки.

(Ваньку бьют, он недоедает, недосыпает. Ваньке влетает и за чужие грехи и за свои, он не утрачивает живого интереса к жизни.

Петька спит много, у него не было до поездки на дачу никакого жизненного стимула, не было ярких свежих впечатлений.

У Ваньки и Петьки есть своя мечта.)

- Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька?

(Ваньку выучили читать и писать, танцевать кадриль. Ванька получил то развитие, которое не получил Петька. Он более развит и менее забит. В нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам, он не менее впечатлителен, чем Петька, но более активный, шустрый и жизнеспособный)

- Какая мечта у Петьки и Ваньки?

*4 группа - как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости?

( Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)

- Почему же Ванька так промахнулся с адресом?

( Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

(Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

-_Какая часть письма Ваньки кажется вам наиболее драматичной?

  • Как построен рассказ?

(Чередуется текст от 3-его лица – от имени автора и от первого – от имени Ваньки.)

- Почему? Как относится автор к Ваньке? С каким чувством он пишет о Ваньке?


- Представьте, что вы можете встретиться с Алёхиным. Что бы вы ему сказали? Попробуйте предсказать реакцию на ваши слова.

*Составьте фразу из этого рассказа, которая стала крылатой.

Небо, астра, дым, енот, рама, ельник, вышка, нож, юность, декабрь, ералаш, дракон, удочка, шапка, кольцо, единство.

-Что обозначает данная крылатая фраза? ( Неизвестно куда)

*Картинный план.

- Расположите рисунки в последовательности происходящих событий.

*Составьте цитатный план.(1группа)

  1. Он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

  2. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка.

  3. А вчерась мне была выволочка.

  4. А Москва город большой.

  5. Срубленную елку тащили в дом.

  6. Он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу.

*Составьте план рассказа. (2 группа)

*Подготовить краткий пересказ по картинному плану. (3 группа)

*Составить мимический план. (4 группа)

*Работа по картине..

- Внимательно рассмотрите картину В. Маковского «Свидание». Этот художник был современником А.П. Чехова.

- Как вы понимаете слово «современник»?

(Тот, кто живет в одно время с кем-нибудь)

- О чем рассказывает картина?

( Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому – то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику ). Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.)

Итог.

- Что объединяет рассказ А.П. Чехова и картину В.Маковского?

Дом. задание по выбору.

- Выберите задание, которое ваше душа захочет.

  1. Пересказ.

  2. Описание Москвы наизусть.

  3. Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. А.П. Чехов " Ванька"

Автор: Гузь Марина Александровна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок литературного чтения А.П.Чехов "Каштанка""
    ["seo_title"] => string(53) "urok-litieraturnogho-chtieniia-a-p-chiekhov-kashtanka"
    ["file_id"] => string(6) "289685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454851686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока по литературному чтению "Два мира Ваньки Жукова" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dva-mira-van-ki-zhukova"
    ["file_id"] => string(6) "118767"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413227962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока и разработка урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-i-razrabotka-uroka-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "250766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447138871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства