Средствами урока воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
регулятивные,
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
познавательные,
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом;
коммуникативные,
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
личностные,
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;
---воспитание культуры общения и диалога, самостоятельности, аккуратности.
Предметные задачи.
1.Научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение.
2.Объяснять смысл названия произведения.
3.Находить слова, которые отражают характер героя.
Педагогические технологии.
Технология объяснительно-иллюстративного обучения.
Технология игрового обучения.
Технология проблемного обучения.
Развитие критического мышления через чтение.
Информационно-коммуникативные средства обучения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование:
компьютерная презентация по теме урока
тест
рассказ Н.М. Артюховой «Саша – дразнилка»
карточки – помощники
Ход урока
Орг. момент. Организация детей Слайд 1
Готовы вы к уроку? (да) На вас надеюсь я друзья. Вы хороший дружный класс, Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)
вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения. В конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
Актуализация знаний.
-Какой раздел мы с вами начали изучать?
(«И в шутку и всерьёз»).
-Какие рассказы и стихи мы прочитали в этом разделе? (можно перечислить)
-Что их объединяет? (Смешные и весёлые).
-Прочитаем стихотворение Ирины Токмаковой «Хохотушки» так, чтобы хотелось смеяться.
-Оцени своё чтение. Выслушай мнение других детей. Ты согласен?
-Прочитаем рассказ Якова Тайца «Волк». В шутку или всерьёз написана эта история?
-Прочитаем стих Георгия Кружкова, выделяя звук [р]. Оцени чтение.
-Для чего поэты сочиняют весёлые рассказы и стихи?
-Они сочиняют их не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды.
Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
-Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю:
- Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась беда – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей бедой!
-Возможно, это крик души не только этого класса.
- Что посоветуете?
(Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.)
- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.
-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Слайд № 3– Словарь настроения.
- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?
Обидно Возмущён
Стыдно Рассержен
Страшно Сердит
Тяжело Обижен
Неловко Печален
Неприятно Грустно
- Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (варианты детей)
Слайд 4 –Прочитайте правила дружбы и скажите, какие советы не были названы вами?
- Убери из речи плохие слова. - Клички используй только для животных. - Перестань обижаться. - Не дразнись сам. - Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
Определение темы и постановка целей урока.
- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
Слайд 5.
- Послушайте, я немного расскажу о писательнице:(Слайд 6)
Н. М.Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году.
Нина Михайловна была дочерью известного купца - книгоиздателя Мих. Ив. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о доброте, честности, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах, а так же есть замечательный сборник рассказов «Саша-дразнилка». Рассказ, который мы будем читать, так и называется «Саша - дразнилка».
- Итак, рассказ, с которым мы познакомимся сегодня, называется «Саша дразнилка» (Слайд 7)
Работа в парах
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
Словарная работа
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
Слайд 8
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.
Что общего между этими словами? (корень)
Как называются такие слова? (однокоренные)
Подберите синонимы к слову «дразнить». Слайд 9
Первичное восприятие
- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н. М.Артюховой “Саша-дразнилка”.
- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос: - Определите тему произведения
(О ком пойдет речь в произведении?)
- Тема произведения? (о детях)
Какое впечатление от прочитанного? Какие чувства вы испытали?
- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
Слайды
1. Как звали сестру Саши?
А) Лена Б) ЛюсяВ) Ляля
2. Какой совет дал папа дочке?
А) отойдиБ) не дразнисьВ) тоже дразнись
3.Ребята сидели за столом и …
А) завтракалиБ) обедали В) ужинали
4. Саша хотел подвесить куклу к …
А) кровати Б) форточкеВ) люстре
5.От удивления Саша …
А) захлебнулсяБ) поперхнулсяВ) раскрыл рот
6. По мнению Саши, девчонки …
А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксыВ) трусихи и плаксы
7. Мальчик считал. Что у него больше …
А) апельсинБ) мандарин В) яблоко
-Взаимопроверка
Восстановление последовательности событий.
- Укажите, в каком порядке происходили события?
Слайд 15
Я её дразню, а она не дразнится.
Ребята сидели за столом и завтракали.
Меня Саша дразнит.
- Прежде чем начать выполнять следующее задание, давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Вторичный синтез. Работа с учебником
- Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9.
- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
- Первую часть прочитайте по цепочке и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (Брат дразнит сестру)
- А какой совет дал папа Ляле? (А ты не дразнись)
Словарная работа
- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.
I в. – читает по слогам орфографически,
II в. – читает плавно орфоэпически
Слайд 16.
Завт-ра-ка-ли - завтракалиПо-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)Нас-морк - насморкДро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)Поп-рав-ляй-ся - поправляйся
- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.
(Чтение второй части учащимися)
- Понравилось чтение? (да)
- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)
- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:
-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)
-Почему заплакал Саша? (было обидно)
-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)
Физминутка. Эмоциональная окраска
- А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.
- Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…
- Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…
- У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…
- У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)
- Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.
Слайд 17 (работа с заголовком)
- Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.
Не дразнись.
Брат и сестра.
Папин совет.
Трусиха и плакса.
Работа над иллюстрацией. Работа в группах
- Вы попытались изобразить, как дразнился Саша,
а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию
на стр. 11:Слайд 18
Слайд 19.
1 гр. ответит на вопрос: - Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?
2 гр – Как художник нарисовал маму? (ответы детей)
– Как выглядит Саша? (ответы детей)
3 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)
– Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)
Домашнее заданиеСлайд 20
- На стр. 10 внизу есть две пословицы, дома вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”? На следующем уроке чтения ответите.
I в. – Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
II в. – Смеётся тот, кто смеётся последним. (Говорится эта пословица тому участнику спора, кто высмеивает, критикует другого, а сам может оказаться неправ).
- А чтобы ответить на вопросы вам надо будет ещё раз перечитать текст.
Итог урока.
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н. М.Артюхова)
- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно)
-Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.) - Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?
- Бывают случаи, когда вы похожи на Сашу-дразнилку. - Прочитав данный рассказ, какой ответ можно дать авторам письма? (выбор советов)
- Почему данный рассказ помещён в разделе «И в шутку и всерьёз»?
-Что в нём юмористического? Серьёзного?
Рефлексия. Слайд 21.
- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.
Слайд 22 Продолжи : Я хочу поделиться своими мыслями:
- на уроке я узнал (а)…
- на уроке я учился (лась)…
- на уроке мне понравилось…
Слайд 23
Поступать хорошо, делать другим добро – самое ценное в человеке» Лихачёв Д.С
Самоанализ урока литературного чтения в 1 классе.
Тема урока:
Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка».
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Данный урок является вторым уроком литературного чтения раздела «И в шутку и всерьез». Эта тема легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся.
Цели урока следующие: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, активизировать “вдумчивое чтение”, учиться работать с текстом, делить его на части, развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление, средствами урока воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Анализ организации учебного процесса урока.
Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.
На уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому. Система предлагаемых вопросов и заданий позволила самим детям делать выводы. Выполнялись гигиенические, эстетические требования к уроку. Время урока использовалось рационально.
Анализ дидактической и методической деятельности.
С целью осознания учащимися учебного материала проводилась словарная работа.
Для формирования ключевых компетенций на уроке использовались технологии объяснительно-иллюстративного обучения, технология проблемного обучения, развитие критического мышления через чтение.
На уроке у учащихся развивалось умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Имела место парная, групповая и фронтальная формы работы учащихся.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке литературного чтения сочетались словесно- наглядные способы деятельности учащихся. Проблемные ситуации разрешались путём проблемного объяснения совместно с учителем. Выбранные методы обучения и способы соответствуют уровню учащихся 1 класса. Высокая активность и работоспособность учащихся на уроке достигнута методикой развивающего обучения нацеленной на воспитание навыков культурного поведения, уважения и внимательного отношения к другим людям. Учащиеся показали хорошие навыки чтения, умение организовать свою деятельность.