Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку литературного чтения "Н. Артюхова "Саша - дразнилка"»
Тема урока: Н. Артюхова «Саша - дразнилка»
Цели: познакомить с произведением Н. Артюховой «Саша-дразнилка»; развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить работать с текстом, делить его на части; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд Готовы вы к уроку? (да) На вас надеюсь я друзья. Вы хороший дружный класс, Всё получится у вас!
Слайд
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
II. Проверка домашнего задания
Давайте вспомним произведения, которые изучали на прошлом уроке.
Ирина Петровна Токмакова «Мы играли в хохотушки»
-Во что играли ребята?
-С кем они себя сравнивают?
-Что они решили? Нашли ли они того, кто их перехохочет?
-Чего боялись дети?
-Сильно ли они смеялись? Какие слова это подтверждают?
2. Яков Моисеевич Тайц «Волк»
-Кто главный герой этого рассказа? Куда пошла девочка?
-Кого они увидела? Сразу ли она его узнала?
-Что они спросила первым делом? Что сделал волк?
-Что она спросила после? Что сделал волк?
-Что решила девочка? Почему она решила, что волку стыдно? Это происходило в реальности или в ее воображении?
III. Речевая разминка. Слайд
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою учись читать
Внимательно, серьезно.
Я так прошу тебя – учись читать,
Пока не поздно.
Р. Сеф
-С какой просьбой обращается автор к своим читателям?
-Каждая книга учит нас чему-то. На прошлом уроке вы получили вторую часть книги по литературному чтению и начали изучать новый раздел, который называется «И в шутку и в серьез». Не зря люди часто говоря, что в каждой шутке есть доля правды. Каждый смешной рассказ помогает нам со стороны посмотреть на себя, на плохие качества своего характера и что-то в себе исправить.
III. Актуализация знаний.
Внимательно посмотрите на доску, это качества человека. Одни отрицательные, а другие – положительные. Попробуйте разделить их на две группы по этим признакам, и объяснить их смысл .
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о качествах человека)
-Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одном качестве, подумаем, хорошее оно или плохое?
-А поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Нины Михайловны Артюховой, прочтем один из ее рассказов, определим характер главного героя произведения
IV. Работа по теме урока.
Биография автора Слайд
Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь - 89 лет. Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза», «Трудный вечер», «Саша – дразнилка» .
-Как вы думаете, какое из данных произведений, нам поможет узнать о человеческом качестве? («Саша-дразнилка»)
2. Словарная работа
- Как вы понимаете слово дразнилка?
- В толковом словаре это объясняется так:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
ДРАЗНИЛКА - человек, который дразнит другого.
- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?
-Какие чувства испытывает человек, когда его дразнят? Слайд
Ему обидно
Он рассержен
Он обижен
Он возмущён
Он печален
Ему грустно
- Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой?
3. Работа со словами из текста
- Перед тем как мы начнем читать произведение, предлагаю посмотреть на доску и зачитать сложные слова
Драз – нить – ся - дразниться
По – про – бо – ва- ла – попробовала
Зав – тра – ка- ли – завтракали
За – сме – я – лась – засмеялась
Дро – жа – щим – дрожащим
Про – го – во – рил – проговорил
По – прав – ляй – ся – поправляйся
Всхли – пы – ва – я – всхлипывая
О – би – жа – лась - обижалась
4. Чтение рассказа «Саша-дразнилка» учителем
Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Вопрос-ответ
1. Как звали главного героя рассказа? (Саша)
2. Как звали его сестру? (Ляля)
3. Что очень любил делать Саша? Что при этом делала его сестра?
4. Что спросил папа у девочки, когда увидел, что она расстроена?
5. Что ответила девочка? Какой совет дал папа дочке?
6. Что было дальше?
7. Что захотел сделать Саша с куклой сестры? Что ответила ему на это сестра?
8.Чем пригрозил Саша сестре? Что ему на это ответила сестра?
9. Какими Саша назвал всех девчонок? Что ему ответила Ляля?
10. Саша посмотрел кругом и думал, что же еще сказать… Что он тогда увидел?
11. Что сказал ему Леля?
12. Кто вошел в комнату? Что увидела мама? Что она спросила у сына?
13. Что ответил ей на это Саша?
14. Можно ли называть это произведение «Папин совет» или «Не дразнись»?
2.Определите последовательность данных фраз в тексте. Слайд
Я её дразню, а она не дразнится.
Ребята сидели за столом и завтракали.
Меня Саша дразнит.
3. Чтение текста «по цепочке»
4. Определение характеристики героев
Леля – обидчивая, грамотная
Саша- обидчивый, вредный, сердитый
5. Работа над иллюстрацией к рассказу Слайд
1 гр. – Как художник нарисовал маму и кошку? Чему они удивлены?
2 гр. – Как выглядит Саша?
3 гр. – Какая на иллюстрации Ляля?
6. Правила дружбы
- Кто кого обидел первым?
-Он меня -Нет, он меня
-Кто кого ударил первым?
-Он меня, -Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили
-Я дружил -И я дружил
-Что же вы не поделили?
-Я забыл -И я забыл
Чтобы не случалось таких ситуаций предлагаю вам прочитать правила дружбы. Слайд
Убери из речи плохие слова.
Клички используй только для животных.
Перестань обижаться.
Не дразнись сам.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
V. Рефлексия
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!