Предварительная работа: подготовить иллюстрации, конверт с вопросами, термометр, глобус.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение
Технологии формирования УУД
1) проблемно-диалогическая технология
2) организация учебного сотрудничества
3) технология оценки образовательных достижений
4) информационно-коммуникативные технологии
Методы:
метод проблемного изложения в обучении
частично-поисковый метод обучения
исследовательский метод обучения
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа
Время реализации урока: 40 минут
Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/
закрепят/ обучающиеся в ходе урока:
Предметные универсальные действия
- знать и правильно употреблять термины и понятия темы;
- научиться характеризовать свойства огня;
- понимать значение огня в жизни людей;
- отрабатывать правила пожарной безопасности.
Обучающийся научится:
- правилам поведения по предотвращению пожара и действий при пожаре;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– интерес к заданиям урока;
– представление об основных нормах поведения в жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– оценки жизненных ситуаций с точки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях, способности отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
–оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
– адекватно воспринимать оценки своей работы учителями;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Познавательные УУД
-отвечать на простые вопросы учителя,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить доказательства, практические действия
Коммуникативные УУД
- умение формулировать высказывание;
- умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим; умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.
Книга «Какая завтра погода?» (авт. М. Кривич, 0. Ольгин)
Музыкальное сопровождение
Сообщение по теме
Рисунки детей, сотовый телефон.
Карточки с заданиями для работы в парах, групповой работы.
Список учебной и дополнительной литературы:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 к учебнику для 2 класса “Окружающий мир”. М.: Просвещение, 2011 г.
Ход урока окружающего мира во 2 классе
1. Актуализация знаний
- Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.
Через поля, через луга
Стоит нарядная дуга.
(Радуга)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель)
По вертикали:
Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
(Град)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним - прочь бегут.
(Дождь)
Басовитый и серьёзный,
У него характер крут:
Заворчит он очень грозно —
Все сейчас же убегут!
(Гром)
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)
Нет колёс у меня —
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету,
Всю Москву замету.
(Вьюга)
Чему был посвящен кроссворд? Прочитайте ещё раз все отгадки, Предметы какой природы они называют?
Что такое явления природы? Какие явления называют сезонными? Приведите примеры.
Что такое термометр? Какие термометры вы знаете? Покажите их. Из чего состоит термометр? Для чего нужен этот прибор? Как изменяется температура отлета к осени? Температура +10 градусов. В какое время года это может быть? Температура воздуха 20 градусов ниже нуля. Может ли это быть летом? При какой температуре теплее: -7; 0; +2? При какой температуре холоднее: 0; +4; +6?
2. Мотивация учебной деятельности
Когда мы слышим слова «температура воздуха», мы сразу понимаем, что речь идёт о погоде.
Что же такое погода? Об этом будет разговор сегодня на уроке.
Как вы можете ответить на вопрос: что такое погода? Выслушиваются ответы детей. Для дальнейшего бъяснения учитель может использовать рассказ «Что такое погода» из книги М. Кривич и 0. Ольгина «Какая завтра: погода?»
Мы живём на планете Земля, которая вращается вокруг Солнца. Солнечные лучи несут нам тепло и свет, они дают жизнь растениям, животным, людям.
Однако дело не только в солнечных лучах. В чём же ещё? В воздухе. В том самом воздухе, которым все мы дышим.
Наша Земля окружена воздушной оболочкой. Этот невидимый воздушный океан, в котором мы живём, называется атмосферой. Воздух очень лёгкий. Но не забывайте, что мы живём на самом дне воздушного океана. И весь воздух, который у нас над головой, нас давит. Поэтому и говорят: атмосферное давление.
Мы атмосферного давления обычно не замечаем, потому что внутри каждой клетки нашего тела точно такое же давление, что и снаружи, но измерить его можно, для этого есть приборы — барометры. Они показывают, что давление всё время меняется. Это причина, по которой возникают ветры.
В первом классе мы с вами говорили о том, как появляется ветер. Вспомните это.
В атмосферном океане появляются воздушные реки и ручейки, которые несут с собой тепло и холод, дожди и засуху. Откуда в воздухе появляется вода? С поверхности океанов, морей, озёр и рек. Она испаряется и поднимается вверх, в атмосферу. Вспомните, как образуется дождь?
Что же такое погода? Прочитайте статью в учебнике на странице 28 и определите, из чего складывается погода. (Сочетание температуры воздyxa, облачности, осадков, ветра — это и есть погода.)
В рабочих тетрадях допишите определение того, что такое погода с. 12 №1.
Подчеркните слова, которыми можно охарактеризовать погоду 12 N" 2).
Ученики выполняют задание, затем обмениваются тетрадями для проверки работы.
Погода может быть тёплой или холодной, сухой или дождливой, ветреной или спокойной. Все эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, окружающего землю, его нагреванием или охлаждением. Погода играет важную роль в жизни человека: она может задержать отправление поездов и самолётов, уничтожить урожай и многое другое.
С помощью чего мы измеряем температуру воздуха?
Что такое облачность? Какими знаками обозначается это явление в дневниках наблюдений?
(Ученики открывают «Мой научный дневник» на странице 2 (середина рабочей тетради) и по ходу урока знакомятся с условными обозначениями различных явлений погоды. Учитель объясняет, как оформляются наблюдения за погодой.
Облако - скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда. Облака бывают разных форм и расцветок. Некоторые похожи на клочки ваты, а другие покрывают всё небо. Перистые облака плывут высоко в небе, а кучевые ползут низко над Землей. Когда небо чистое солнечное, без облаков, то говорят — ясная погода. Когда небо частично закрыто облаками, то говорят— облачная погода. Когда небо все полностью затянуто облаками и нет просветов, то говорят-пасмурная погода.
Какие осадки кроме дождя и снега вы знаете?
Град очень похож на дождь, только вместо капель воды с неба падают твёрдые округлые кусочки льда — градины. Обычно они невелики по размеру, но изредка попадаются градины, которые больше теннисного мяча.
Зафиксирован случай выпадения неимоверно крупного града. Это произошло в Москве 24 июня 1904 года. Вес градин, выпавших тогда, достигал 400 граммов и более. Они имели острые шипы. Град падал c такой силой, что стёкла теплиц были словно прострелены ядрами, в почве градины выбивали углубления до 6 сантиметров.
Мы уже вспомнили о том, как образуется ветер. Он может превратить жаркий день в прохладный, а может рассеять дождевые облака, так что вновь будет светить солнце. Ветер может быть лёгким дуновением, а может вырывать с корнем деревья и разрушать дома. Что это за ветры?
Торнадо-так называют в Северной Америке смерч гигантской, разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё. Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос, который всё, что встречается ему на пути, затягивает в воронку.
Бывают такие смерчи и у нас в стране. Откуда они появляются?
Когда над согретой землёй нависают холодные тучи, тёплый воздух поднимается вверх. Чем больше разница между температурами, тем быстрее поднимается поток воздуха. При очень большой разнице температур поток поднимается по спирали. Он закручивается против часовой стрелки и превращается в воронкообразный вихрь, всасывающий в себя воду и встречающиеся на пути предметы, поднимает их вверх и переносит на большие расстояния. Часто последствия смерча трагически-разрушаются постройки, гибнут люди.
Рассмотрите рисунки на с. 29 и назовите явления природы, изображенные здесь.
Можно ли предсказать погоду? Кто это делает?
(Ученики читают текст «Как предсказывают погоду» на странице ____ учебника.)
Метеорологи - это учёные, наблюдающие за погодой.
Учёные, которые предсказывают погоду, — синоптики.
Раньше не было приборов, помогающих определить погоду. Люди ориентировались на народные приметы. Подмечали форму облаков, цвет неба, поведение животных и растений. Таких примет-огромное количество.
- Знаете ли вы какие-нибудь приметы, по которым можно предсказать погоду?
Дети знакомятся с некоторыми народными приметами на странице ____.
Но бывают ситуации, когда на долгие размышления просто нет времени. Это происходит тогда, когда людям грозят стихийные бедствия. Если приближается шторм, землетрясение, ураган или наводнение, людей предупреждают об этом немедленно, так как существует угроза их жизни. Поэтому работа метеорологов и синоптиков очень важна.
4. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
- Раньше хорошую, солнечную погоду без ветра называли «вёдро». Когда шёл дождь, мела метель или шёл снег, говорили — «непогода, ненастье». Что под названием «погода» понимают сейчас?
- Какие осадки вам известны?
- Какая может бы облачность?
- Как называется наука о погоде? Проверим, как вы запомнили условные знаки.
(Учитель показывает изображения знаков, а дети называют, что с их помощью обозначается.)
- Какие цели стояли перед нами в начале урока? Со всем ли мы справились? Какие трудности возникли? Ответьте на вопросы для самопроверки.
Дома ученики выполняют задание 3 на странице 12 в рабочей тетради.