- адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
Форма работы: индивидуальная работа, групповая работа, поисковая работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
толковые словари;
презентация;
компьютер, мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
карточки;
лист с рисунком дома;
«Чудо-дерево»;
экспонаты из музея;
шпажки для эксперимента;
музыкальное сопровождение.
Ход урока:
I. Организационно - мотивационный момент
Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.
- Доброе утро, ребята. Для начала урока предлагаю о. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.
— А с каким настроением вы пришли на урок?
Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем наших гостей.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся.
- Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке, посмотрите на доску…
-Что вы видите?
(на доске изображение дома)
-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение
У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я!
-Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
- Почему вы так решили?
- Совершенно верно. Мы изучаем раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Тепло родного очага».
- А как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать?
III. Формирование новых знаний и умений.
Загадки (слова отгадки прикрепляем в виде облачков)
Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет? Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет, В ванной утром кто поет? Кто в машине за рулем? На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
8. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
(ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)
2. Словарная работа. (Работа в группах)
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.
-Будем работать по группам. В каждой группе есть ЗНАТОК. Каждая группа получит слово, которое вам нужно собрать из букв и найти его значение в словаре.
1 группа. Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.
2 группа. Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.
3 группа. Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Прошу ЗНАТОКОВ назвать слово и зачитать его значение.
IV. Первичное закрепление.
Работа с интерактивной доской.
А) Определи, что такое семья.
На доске фразы: группа посторонних людей, группа родственников, мама папа бабушка дедушка брат и я, я и кот Мурзик, это я и мои подруги.
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого возьмите стопку белых листов. На них написаны предложения. Выберите те, которые подходят для признаков семьи.
1 группа
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
Вместе занимаются домашним хозяйством.
Живут в одной квартире.
Вместе распределяют деньги на покупки.
Уважают каждого члена семьи.
2 группа
Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
Члены семьи любят и не обижают друг друга.
Каждый член семьи отдыхает отдельно.
Договариваются и распределяют обязанности по дому.
Хотят жить дружно и все вместе.
3 группа
Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
У каждого свой кошелек.
У каждого члена свои обязанности.
Совместные праздники и поездки.
Забота и любовь друг к другу.
По 1 человеку от каждой команды выходят к доске и прикрепляют карточки.
- Молодцы!
Г) Собери пословицу. (На интерактивной доске)
- Задание: из слов надо собрать пословицу. Как понимаете пословицы?
Хоть тесно, да лучше вместе.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В чем общий смысл этих пословиц?
Д) Эксперимент.
- А сейчас проведём небольшой эксперимент, опыт (прутики и связанный пучок прутиков):
Вывод: Семья – это единое целое, она сильна, когда все вместе.
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
А) Знакомство с семьями одноклассников.
- Когда в доме все друг другу помогают, он наполнен улыбками, в нем тепло и уютно всем. Несколько учеников подготовили рассказы о своей семье, давайте посмотрим и послушаем их.
Выступление Родина Михаила и Иванова Станислава с презентациями о семье.
– У вас у всех замечательные дружные семьи.
Б) Семейные традиции.
- Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами. В семье все заботятся друг о друге. В дружной семье эти заботы делятся между всеми членами, многие домашние работы члены семьи делают сообща. Каждая семья имеет свои обычаи и традиции. В некоторых семьях – это празднование Нового года, дней рождений в кругу семьи, в других – совместные поездки. К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.
- Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы напишете о традициях своей семьи, а потом мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода
Индивидуальная работа.
На доске яблоня. Дети прикрепляют яблочки с традициями к дереву.
- Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать?
В каждой семье есть предметы, которые бережно хранят, о которых рассказывают детям, внукам. Эти предметы напоминают о чем-то или о ком-то дорогом… Это семейные реликвии.
В детстве с мальчиком Петей был случай. Когда они с братом нашли бабушкин альбом, они разрезали несколько фотографий. Петя до сих пор помнит, как бабушка плакала, потом она рассказала, что это были единственные фотографии ее убитого на войне брата.
- В каждой семье есть свои реликвии. Учащиеся нашего класса подготовили рассказы о своих семейных реликвиях.
Рассказ 2 учеников о семейных реликвиях.
Маминов Тимофей и Карп Игорь.
- Конечно самые ценные реликвии – это ордена и медали, полученные нашими дедушка и бабушками, прадедушками и прабабушками во времена войны. Но есть еще реликвии, которые имеют духовную ценность. Посмотрите на выставку. Это только часть предметов.
(представление выставки)
Эти предметы мы взяли на время в школьном музее. Мы с вами были в нём. Какое впечатление он у вас оставил? Что вы там увидели?
Приходилось ли вам видеть в старых альбомах фотографии? Во многих семьях реликвиями являются фотографии. Фотография – только Запечатленный миг. Они немые свидетели. Но они видели и помнят, смотрят и рассказывают. Нам. Сейчас. О том, что было, судьбу, историю… Чью-то радость, печаль …Память –это всегда урок .И они учат нас .Учат, как надо жить дальше.
Глиняный горшок, ложки - не просто предметы быта, это память, которую вам оставили прабабушки и прадедушки. Хрупкая память, которая нуждается в защите. Представьте, как много - много лет назад ваша прабабушка наливала в него парное молоко. М-м-м-м…Я вижу ваши улыбки. А она от воспоминаний и представлений. Вот она ценность.
Кукла - Таких игрушек сейчас нет, а раньше лет сто назад, деревенские девочки и мальчики сами шили себе таких кукол, наряжали и рисовали им глазки, ротик, носик. Правда, красивая кукла?
Письмо – таит огромное количество тайн. Они могут быть и о любви, а могут быть известием от дальнего близкого родственника, или же с фронта. Каким бы оно не было, оно очень ценно.
Намоленные старые иконы Давно висят в родительском дому. Пред ними прадед мой творил поклоны, Молясь усердно за свою семью…
- У кого дома есть старинные иконы? Знаете ли вы, откуда у вас в доме появилась эта икона? Задумывались ли вы, тепло, чьих рук хранит эта икона? Возможно, она – святая частичка, то, что должно оберегать вас и поддерживать в трудную минуту.
В доме самовар был признаком достатка. Его берегли и даже передавали по наследству из поколения в поколение. Самовар – это соединение всей семьи за чаепитием.
Это не просто нужная вещь, но и украшение жилища. Причем самовар использовался не, только для кипячения воды. Во-первых, в избе утром печь не топили, и у кипящего самовара можно было согреться. Кроме того, на самоваре можно было разогреть баранки. И, наконец, многие хозяюшки варили в самоваре на пару куриные яйца, предварительно уложив их на марлю.
Сейчас мы пьем чай наскоро, а раньше чаепитие было неспешным.
В старину чай подавали так: во главе чайного стола сидела хозяйка или ее старшая дочь. По одну сторону от хозяйки находился кипящий самовар, по другую – 12 чайных полотенец. Добропорядочные гости выпивали не одну чашечку чая, и наверняка им становилось жарко. Мужчины вешали себе полотенца на шею, а женщины утирались передниками. Чайные полотенца были особой гордостью в каждом доме. Вышивали их дочь, хозяйка или невестка. Девушки в приданое готовили 6-12 чайных полотенец, на которых вышивали метки. Одни полотенца украшали красный угол (возле икон), другие во время праздничных чаепитий вешали рядом с самоваром для красоты. В каждой семье был свой узор вышивки полотенец, который передавался по наследству.
Прямо перед хозяйкой стояла полоскательница. Раньше, прежде чем налить вторую чашку чая, следовало сначала ополоснуть ее. Итак, хозяйка за столом наливала чай, споласкивала чашки. Но главная ее задача состояла в том, чтобы она умела направлять беседу, чтобы присутствующим было не скучно.
На столе стояла разная посуда. Из стаканов с подстаканниками пили чай мужчины, а из чашек с блюдцами – женщины. Для гостей заранее готовилось угощение.
У каждой семьи – своя уникальная история, свои традиции. Ребёнок с первых дней жизни вписывает новые страницы в домашнюю летопись. А ведь из мелочей, из крохотных жизненных сюжетов складывается, как мозаика, картина жизни. И вы можете принять участие в сборе и сохранении для себя коллекции драгоценных воспоминаний и вещей.
Несомненно, большое место в собрании семейных реликвий будет отведено рисункам и фотографиям. Выбирая фотографии, отдавайте предпочтения портретам и тем снимкам, на которых хорошо видны действующие лица сюжета.
Ещё более живую картину позволяет сохранить видеосъёмка. Снимайте всё, что считаете важным и интересным, что спустя много лет вы будете смотреть с огромным удовольствием.
Сохраните записи стихи, песни, рисунки в исполнении членов своей семьи.
При создании коллекции семейных реликвий у вас наверняка появится множество собственных идей, и спустя годы вы все вместе не раз будете перелистывать памятные страницы и брать в руки памятные вещи, радуясь тому, что сохранили эти замечательные воспоминания.
VI. Рефлексия.
- О чем заставил задуматься сегодняшний урок?
- Изменится ли теперь ваше отношение к предметам, бережно хранимым вашими близкими?
Если вы считаете, что важно хранить семейные реликвии, то возьмите и прикрепите зеленый листок к дому, если считаете, что помнить о прошлом не важно – желтый к подножью дома.
Дети крепят листики под песню «Три желания»
- Ребята посмотрите, дом наш оказалось зеленым, а значит для вас важно, чтобы вы помнили о прошлом. У человека, как и у дерева, есть корни - это наши предки . И пока вы будете помнить о них, древо вашего рода будет расти, ваши дети тоже с благодарностью и любовью вспомнят о вас.
-Знатоки, вам слово.
Знаток: Сегодня мы ходим подарить музею нашу классную реликвию. Мы хотим, чтобы спустя годы о нас помнили и знали.
Помещают реликвию на стол.
- Обязательно поместим ее в музей, вместе с нашими экспонатами, которые были у нас сегодня в гостях.
VII. Домашнее задание.
Список используемой литературы
С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва 2003 год.
В. И. Даль «Иллюстративный толковый словарь русского языка» Москва 2007 год.
В, Соловьев «История России для детей и взрослых» Белый город 2003 год
Н. М. Ланковая «Работа со школьниками в краеведческом музее» издательство «Владос» 2001 год.
М. Аленов, Е. Аленова, Ю. Астахов «Мастера русской живописи» «Белый город» 2007 год.