kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме: "Свойства предметов. Большие и маленькие".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. На данном уроке дети узнают об увеличении и уменьшении предметов по размеру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Свойства предметов. Большие и маленькие".»

Тема: «Свойства предметов. Большие и маленькие».

Основные цели:

  1. сформировать способность к фиксированию в речи и знаково изменения размеров предметов;

  2. повторить свойства, изучаемые в математике, изменение свойств, расположение предметов в таблице.

Мыслительные операции, которые используются на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) изображение Мишутки







2) 2 шага учебной деятельности;

3) эталон свойств предметов

4) изображение трёх чашек, тарелок, ложек разных размеров;

5) эталон изменения свойств предметов




6) эталон геометрических фигур













7) оборудование для демонстрации тени: экран, подсветка, объёмная геометрическая фигура (конус);

8) схема изменения формы предметов;




9) воздушный шарик;

10) схемы изменения размера предметов; 11) изображения гриба двух размеров;







12) схемы изменения размера гриба;




13) эталон изменения размера;






14) две таблички с названиями темы: Свойства предметов. Увеличение и уменьшение;

15) эталон выполнения самостоятельной работы:

1) № 2, стр. 6












2) № 3, стр. 7










Раздаточный материал:

1) геометрическое лото и стрелочки с прошлого урока;

2) надувные шарики;

3) чистые листы бумаги – половинки А–4;

4) листы бумаги, разделённые линией пополам.

Ход урока:

1 .Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) мотивация к учебной деятельности посредством яркого пятна;

2) определение содержательных рамок урока: свойства предметов;

30 актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске название темы прошлого урока: «Свойства предметов». Учитель показывает детям рисунок с персонажами сказки «Три медведя».

  • Из какой сказки эти персонажи? («Три медведя».)

  • Сегодня мы с вами совершим путешествие в эту сказку. У медведей проблема. Маша всё разбросала, всё перепутала. Они хотят навести порядок, но не знают, какое свойство предметов выбрать. А мы знаем? (Да, мы работали со свойствами.)

  • Тогда давайте поможем Мишутке и его родителям. Как вы думаете, для нас в чем будет польза такого путешествия? (Мы должны будем чему-то научиться и узнать что-то новое.)

  • Как мы узнаем новое? (Мы преодолеваем два шага учебной деятельности.)

Учитель фиксирует на доске или на стенде 2 шага учебной деятельности Д-2.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать представления о свойствах предметов, изменении свойств;

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогии;

3) зафиксировать в виде схем и символов: эталон свойств предметов, эталон геометрических фигур;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представлений о свойствах предметов и их изменении.

На доске: по три предмета разных размеров, чашки, стулья, ложки.
  • Каким свойством отличаются друг от друга медведи? (Размером.)

  • Значит, по какому свойству можно разделить все предметы для медведей? (По размеру.)

  • Разберите предметы по размеру.

Дети выходят по одному к доске и разбирают предметы на три группы.

  • Мишутка в восторге! Ему интересно, какие ещё свойства предметов вы знаете. Назовите их. (Цвет, форма, материал, назначение, размер, количество предметов в группе.)

На доске: эталон свойств предметов (Д–3).
  • Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, форма, размер, количество, положение, назначение.)

  • Какие свойства изучает математика? (Форма, размер, количество, положение.)

Учитель показывает схему изменения свойств предметов (Д–5).

  • Что обозначает эта стрелочка? (Она показывает изменение предметов.)

  • Как могут изменяться свойства? (Может поменяться форма, цвет, размер.)

  • Мишутке так всё интересно! Он научился разбирать предметы по размеру и хочет ещё чему-нибудь научиться. Давайте поиграем с ним в геометрическое лото. Прежде повторим, какие плоские геометрические фигуры вы знаете? (Треугольники, круги, квадраты, прямоугольники).

На доске: эталон геометрических фигур (Д–6).
  • Возьмите геометрическое лото, составьте ряд из фигур. Положите перед собой зелёный маленький круг.



  • Справа от круга положите маленький зелёный квадрат. Чем он отличается от круга? (Формой.)



  • Положите справа от квадрата ещё один маленький синий квадрат. Чем отличаются квадраты друг от друга? (Цветом.)



  • Какую фигуру вы можете положить справа, чтобы она отличалась только формой? (Синий маленький круг, синий маленький треугольник, синий маленький прямоугольник.)

  • Молодцы! Но что-то Мишутка заскучал. Давайте покажем ему фокус.

2) Демонстрация изменения форм фигуры с помощью тени конуса.

Учитель показывает изменение формы конуса с помощью тени: дети видят тень от конуса сначала в виде треугольника, потом в виде круга.

  • Как вы расскажите о том, что сейчас видели? (Был треугольник, он превратился в круг, изменилась форма.)

  • Как можно об этом написать? Чем мы можем заменить слова? (Слова можно заменить фигурами, стрелкой. Можем составить схему.)

  • Покажите Мишутке, как это делается, используя геометрическое лото.

Дети на партах, используя геометрическое лото и стрелочки с прошлого урока, составляют схему. Один проговаривает, что он делает. Учитель показывает схему на доске.



В конце работы эталон с геометрическими фигурами убирается, остаются только эталон со свойствами предметов и эталон изменения свойств предметов.

3) Увеличение и уменьшение предметов.

  • У Мишутки скоро День рождения. Давайте подарим ему наши шарики. Только надувать их он не умеет. Научим его?

Учитель и дети надувают шарики. Когда шарики надуты не до конца, но форма шара уже видна, учитель останавливает детей.

  • Посмотрите на ваши шарики. Какого они размера? (Они маленькие.)

  • Надуем ещё.

Дети надувают шарики ещё, когда они достаточно увеличились, учитель останавливает ребят.

  • Мишутка научился надувать шарики. Удобно ли ему будет нести домой шарики в таком виде? (Нет.)

  • Что вы предложите? (Сдуем шарики.)

Дети сдувают шарики.

  • Что происходило с вашими шариками? Какими они были, когда я вас остановила в первый раз? Какими стали? (Были маленькими, стали большими.)

  • Что изменилось? (Изменился размер.)

  • Как вы составите схему этого изменения? Составьте с помощью геометрического лото. Выберите фигуры такого же цвета как ваши шарики.

Дети составляют с помощью геометрического лото и стрелочек схему, проговаривая:

(При изменении размера маленький шарик стал большим.)



  • Что произошло с шариками, когда вы их стали сдувать? (Они были большими, а стали маленькими.)

  • Как обозначить это схематически?



  • Мишутка в лесу наблюдал за ростом грибов. Сначала гриб был такой, затем – вырос вот какой!

На доску последовательно вывешиваются карточки:





  • Зарисуйте изменение гриба у себя на листочке.

Дети рисуют на листочках, один ребёнок на доске за Мишутку, он объясняет:

(Сначала был маленький гриб. Я нарисовал маленький гриб. Потом он стал большим — нарисовал большой гриб, изменился размер, чтобы показать это изменение, я нарисовал стрелочку.)

  • Потом медведица засушила гриб, он стал таким:



Карточка с маленьким грибом переставляется.

  • Зарисуйте, как изменялся гриб во второй раз. Объясните.

Аналогично дети рисуют второе изменение. Способ комментирования может быть таким:

  • Сначала я нарисовал большой гриб потому, что он был большим, потом — маленький, потому, что гриб стал маленьким. Чтобы показать это изменение, я нарисовал стрелочку.




  • Что ещё может изменяться в размерах? (Например, человек растёт, яблоко на дереве растёт, лужа высыхает, кусочек мела становится меньше, когда пишут.)

Учитель вывешивает схемы:









  • Было ли во всех выполненных заданиях что-то новое для вас? (Нет, все это мы изучали на прошлых уроках.)

  • Что же вы сейчас повторили? (Мы повторили свойства предметов, свойства геометрических фигур, запись изменившихся свойств.)

  • Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором есть что-то новое.)

  • Как вы думаете, зачем я его предложу? (Чтобы мы сами увидели, что мы не знаем.)

  • Что общего во всех схемах? (Изменялся размер.)

  • Чем отличаются верхние схемы от нижних? (В верхних схемах маленькие предметы стали большими, а в нижних– большие стали маленькими; сначала предметы увеличивались, а потом – уменьшились и т.п.)

  • Попробуйте придумать общую схему, которая будет обозначать эти изменения для любых предметов.

Каждый ученик на своём листочке, разделённом линией пополам, рисует свою схему.

  • Посмотрим, что у вас получилось.

Учитель организует выставку из детских работ.

  • Посмотрите, как много у нас разных мнений. Если каждый будет использовать своё обозначение, мы друг друга поймём? (Нет.)

  • Что показало пробное действие? (Что мы не смогли придумать общую схему для обозначения этих свойств.)

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – нет согласованного способа для обозначения изменения по размеру;

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • В чём заключалось задание? (Обозначить с помощью схемы изменения размера любого предмета.)

  • В чем у нас затруднение? (В выборе знаков.)

  • Почему возникло это затруднение? (Мы не договорились.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Итак, что мы должны сделать? (Договориться и выбрать знаки для обозначения свойств предметов.)

  • Что нам может помочь в выборе знака? Что мы с вами повторили в начале урока? (Эталоны с прошлых уроков.)

  • Как мы обозначаем в эталонах: предмет любой формы? (Облачком.)

  • Можем ли мы теперь приступить к построению схемы? (Да.)

5. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

1) построить эталон свойства – изменение размера;

2) зафиксировать названия «увеличение» и «уменьшение» в речи и с помощью схемы.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1) Построение схемы «Изменение размера».

Учитель вывешивает маленькое облачко:



  • Что происходило с предметами в первой схеме? (Они увеличивались.)

  • Как нам это показать в эталоне? (Нарисовать большое облако и стрелочку от маленького к большому.)





  • Как покажем изменение размера от большого к маленькому? (Нарисовать большое облако, маленькое и между ними стрелочку.)




Повесить на доске:





  • Мы выполнили поставленную задачу — обозначили изменение размеров в виде схемы? (Да.)

Учитель показывает на левую часть эталона.

Дети дают свои варианты ответов. Такой же вопрос задается для правой части эталона.

  • Вы предложили свои варианты для названия. Чтобы всем было понятно, о каком свойстве идёт речь, люди договорились между собой. А где мы можем с вами уточнить эти названия? (В учебнике.)

  • Откройте ваши учебники: на стр. 6, 2. Посмотрите на первый столбик. Что происходит с грибочками? (Они становятся меньше.)

  • Прочитайте, как называется такое свойство предметов.

Читает «читающий» ученик или учитель. Если читать умеет большая часть класса, то читают хором: уменьшение. Учитель открывает это слово в эталоне.

  • Посмотрите на второй столбик, что происходит с мячиками? (Маленький мячик становится всё больше и больше.)

  • Прочитайте, как называется такое свойство предметов. (Увеличение.)

Увеличение






  • Уточните тему нашего урока: «Увеличение и уменьшение».

Табличку с уточненной темой можно повесить рядом с табличкой «Свойства предметов».

  • Удалось ли нам преодолеть затруднение? (Да.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать свойство предметов – увеличение и уменьшение (изменение размера) во внешней речи;

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Работа с учебником 2, стр. 6.

  • Продолжим работу с 2. Какой эталон подходит к первому столбику? (Эталон увеличения.)

  • Какой эталон подходит ко второму столбику? (Эталон уменьшения.)

  • Посмотрите на бабочек. Расскажите, как они изменялись. (Была большая бабочка, стала меньше, потом ещё меньше.)

  • Как одним словом назвать это изменение? (Уменьшение.)

  • Посмотрите на второй столбик. Как называется изменение размера в этом столбике? (Увеличение.)

  • Значит, как происходит изменение размера? (Маленький предмет становится всё больше и больше.)

  • Как мы расставим стрелочки между зонтиками? (От маленького зонтика к тому, что побольше, а от него к самому большому.)

  • Рассуждая также, расскажите друг другу, как изменяется размер цыплят и размер лягушат, и расставьте правильно стрелочки.

Дети работают в парах, один проговаривает изменение размера цыплят, а другой – лягушат.

  • Что-то мы засиделись, Мишутка предлагает вам подвигаться.

Физкультминутка:

  • Поднимите вверх левую ручку, отпустите, вытяните вперёд правую ручку, опустите, топните правой ножкой, согните в колене левую ножку, отпустите.

  • Посчитаем!

Ритмический счет через 2.

2) Работа с учебником 3, стр. 6.

  • Что вы видите? (Таблицу.)

  • Это не просто таблица – это шкаф, куда Мишутка складывает свои игрушки. Он наводит в них порядок. А вы умеете наводить порядок в шкафах?

  • Поработаем с первой строкой. Если посмотреть слева направо, что произошло с мячом? (Он увеличился.)

  • Если посмотреть справа налево — что с ним произошло? (Он уменьшился.)

  • Посмотрите на вторую строчку. Какое яблоко мы нарисуем слева от данного? (Маленькое.)

  • Почему? (Потому, что справа налево предметы уменьшаются.)

  • Какое яблоко нарисуете справа? (Большое.)

  • Почему? (Потому, что слева направо предметы увеличиваются.)

Учитель на глазах у ребят переворачивает схему «уменьшение» в обратную сторону. На доске появляется «перевёрнутый» эталон «уменьшение» перед эталоном «увеличение».

Далее дети работают в парах.

  • Выполните задание с флажком аналогично и расскажите соседу по парте, что вы делаете и почему.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить своё умение выполнять действия по изменению размеров предметов.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • А сейчас Мишутка хочет проверить, как он всё понял. Попробуйте и вы выполнить похожие задания самостоятельно: сделайте последние строки заданий 2 и 3 стр. 6–7.

На самостоятельную работу отводится 2 минуты. В завершение, дети проверяют себя по образцу, который вывешивает учитель (Д–15).

  • Проверьте себя, у кого сделано по-другому, поставьте «?». В чем вы ошиблись?

К доске на каждое задание выходят по одному ученику, допустившему ошибку, и рассказывает, как надо рассуждать, остальные учащиеся помогают ему.

1) – Как должен изменяться размер листочков? (Уменьшаться.)

  • Почему? (Потому, что они находятся в столбике «уменьшение».)

  • Что значит уменьшение? (Уменьшение — это изменение размера от большого к маленькому.)

  • Значит, как надо было поставить стрелки? (Стрелки надо было проставить от самого большого листочка к тому, что поменьше, а потом к самому маленькому.)

Аналогично проводится работа со вторым рисунком.

2) – Как изменяется размер, если посмотреть справа налево? (Уменьшается.)

  • Значит, какую ёлочку надо было нарисовать слева? (Маленькую.)

  • Как изменяется размер, если посмотреть направо? (Увеличивается.)

  • Значит, какую ёлочку надо было нарисовать справа? (Большую.)

  • У кого есть ошибки, исправьте их.

  • У кого сделано так, как у меня — поставьте «+».

  • Вы все молодцы! Не печальтесь те, у кого что-то не получилось! Главное чтобы были исправлены ошибки! И тогда на следующем уроке вам легче будет сделать задание правильно.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать способность к использованию терминов «увеличение» и «уменьшение» для решения задач;

2) тренировать способность к работе по клеточкам, моторику мелких мышц руки.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) 4, стр. 5.

  • Мишутка предлагает вам поиграть в игру «Что изменилось?». Вы называете: что было, что стало и что изменилось?

Первый рисунок анализируется вместе с учителем:

а) – Что было? (Был маленький жёлтый флажок.)

  • Что стало? (Стал большой жёлтый флажок.)

  • Что изменилось? (Изменился размер.)

  • Как называется такое изменение размера? (Увеличение.)

  • Сколько свойств изменилось? (Одно.)

Дальше дети отвечают самостоятельно:

б) – Была маленькая зелёная чашка, стала большая синяя чашка, изменился размер — чашка увеличилась, цвет. Всего изменилось два свойства.

в) – Был маленький зелёный берёзовый листочек, стал большой красный кленовый листочек. Изменился размер – он увеличился, цвет, форма. Всего изменились три свойства.)

2) 5, стр. 7.

  • Вы знаете, что задания по рисункам может придумывать не только учитель, но и вы сами. Придумайте задание для Мишутки по рисунку 5. Скажите, что вы видите. (Один гномик несёт бусы, другой везёт бусы в тележке.)

  • Составляя задание, помните, цвет бус у обоих гномиков был одинаковым.

  • Дети придумывают задание, задают его всем. По возможности выслушать всех желающих.

  • Научите Мишутку выполнять придуманное вами задание. Как вы будете рассуждать?

  • (У первого гномика две бусины голубые. У второго гномика три бусины раскрашены, а две нет. Т.к. бусы должны быть одинаковыми, значит, эти бусины будут голубыми.

  • У первого гномика не раскрашены три бусины. Они должны быть как у второго. Значит, они будут жёлтого, зелёного и красного цветов.)

  • Известно, в каком порядке будут размещаться бусины определённого цвета? (Нет.)

  • Чему научились вы с Мишуткой, выполняя это задание? (Составлять одинаковые наборы бус.)

3) Работа в «Прописи».

Объём работы в «Прописи» учитель выбирает в зависимости от оставшегося времени.

  • Мишутка хочет поработать в прописи. О чём он должен помнить, выполняя это задание? (Что надо соблюдать закономерность и писать красиво и аккуратно.)

  • Какую закономерность вы видите в первом узоре? (Шло чередование: одна наклонная линия, точка, две наклонные линии, точка.)

  • Как идёт наклонная линия? (От правого верхнего угла до середины нижней стороны клетки.)

  • Где стоит точка? (Посередине клетки.)

Учитель демонстрирует расположение палочек и точек на доске.

  • Обведите то, что написано серым цветом, и продолжайте дальше.

  • Проверим.

Работа со вторым и третьим узором проводится аналогично.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) поблагодарить одноклассников за помощь;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Заканчивается наш урок. Нам пора прощаться с Мишуткой. Повторим ещё раз, как назвать такое изменение одним словом. Посмотрите: в 1, стр. 6 — портреты трёх медведей. Чем они отличаются? (Размером.).

  • Если посмотреть слева направо, как изменяется размер медведей? (Он увеличивается.)

  • Удалось ли нам в этом путешествии побывать в учебной деятельности? Докажите.

  • Кого из ребят вы поблагодарите за помощь на уроке?

  • Молодцы!

    Домашнее задание:

     1) Расскажите родителям, что нового вы с Мишуткой узнали на нашем уроке.

    ☺ 2) Нарисуйте в подарок Мишутке рисунок, чтобы любой предмет на нем изменился в размере (увеличивался или уменьшался.)

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики по теме: "Свойства предметов. Большие и маленькие".

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 08.09.2017

Номер свидетельства: 427625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока математики на тему :" Повторение" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "144498"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418738155"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Конспект  урока математики "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-matiematiki-2"
    ["file_id"] => string(6) "113042"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409074024"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока на тему "Состав числа 9" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostav-chisla-9"
    ["file_id"] => string(6) "189632"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426991394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока математики для учащихся 1 класса "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-uchashchikhsia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169961"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423488741"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме:" Прямоугольник и квадрат" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-priamoughol-nik-i-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "150989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420616916"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства