Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: "Свойства предметов. Большие и маленькие".»
Тема: «Свойства предметов. Большие и маленькие».
Основные цели:
сформировать способность к фиксированию в речи и знаково изменения размеров предметов;
повторить свойства, изучаемые в математике, изменение свойств, расположение предметов в таблице.
Мыслительные операции, которые используются на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) изображение Мишутки
2) 2 шага учебной деятельности;
3) эталон свойств предметов
4) изображение трёх чашек, тарелок, ложек разных размеров;
5) эталон изменения свойств предметов
6) эталон геометрических фигур
7) оборудование для демонстрации тени: экран, подсветка, объёмная геометрическая фигура (конус);
8) схема изменения формы предметов;
9) воздушный шарик;
10) схемы изменения размера предметов; 11) изображения гриба двух размеров;
12) схемы изменения размера гриба;
13) эталон изменения размера;
14) две таблички с названиями темы: Свойства предметов. Увеличение и уменьшение;
15) эталон выполнения самостоятельной работы:
1) № 2, стр. 6
2) № 3, стр. 7
Раздаточный материал:
1) геометрическое лото и стрелочки с прошлого урока;
2) надувные шарики;
3) чистые листы бумаги – половинки А–4;
4) листы бумаги, разделённые линией пополам.
Ход урока:
1 .Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивация к учебной деятельности посредством яркого пятна;
2) определение содержательных рамок урока: свойства предметов;
30 актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске название темы прошлого урока: «Свойства предметов». Учитель показывает детям рисунок с персонажами сказки «Три медведя».
Из какой сказки эти персонажи? («Три медведя».)
Сегодня мы с вами совершим путешествие в эту сказку. У медведей проблема. Маша всё разбросала, всё перепутала. Они хотят навести порядок, но не знают, какое свойство предметов выбрать. А мы знаем? (Да, мы работали со свойствами.)
Тогда давайте поможем Мишутке и его родителям. Как вы думаете, для нас в чем будет польза такого путешествия? (Мы должны будем чему-то научиться и узнать что-то новое.)
Как мы узнаем новое? (Мы преодолеваем два шага учебной деятельности.)
Учитель фиксирует на доске или на стенде 2 шага учебной деятельности Д-2.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления о свойствах предметов, изменении свойств;
3) зафиксировать в виде схем и символов: эталон свойств предметов, эталон геометрических фигур;
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представлений о свойствах предметов и их изменении.
На доске: по три предмета разных размеров, чашки, стулья, ложки.
Каким свойством отличаются друг от друга медведи? (Размером.)
Значит, по какому свойству можно разделить все предметы для медведей? (По размеру.)
Разберите предметы по размеру.
Дети выходят по одному к доске и разбирают предметы на три группы.
Мишутка в восторге! Ему интересно, какие ещё свойства предметов вы знаете. Назовите их. (Цвет, форма, материал, назначение, размер, количество предметов в группе.)
На доске: эталон свойств предметов (Д–3).
Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, форма, размер, количество, положение, назначение.)
Какие свойства изучает математика? (Форма, размер, количество, положение.)
Учитель показывает схему изменения свойств предметов (Д–5).
Что обозначает эта стрелочка? (Она показывает изменение предметов.)
Как могут изменяться свойства? (Может поменяться форма, цвет, размер.)
Мишутке так всё интересно! Он научился разбирать предметы по размеру и хочет ещё чему-нибудь научиться. Давайте поиграем с ним в геометрическое лото. Прежде повторим, какие плоские геометрические фигуры вы знаете? (Треугольники, круги, квадраты, прямоугольники).
На доске: эталон геометрических фигур (Д–6).
Возьмите геометрическое лото, составьте ряд из фигур. Положите перед собой зелёный маленький круг.
Справа от круга положите маленький зелёный квадрат. Чем он отличается от круга? (Формой.)
Положите справа от квадрата ещё один маленький синий квадрат. Чем отличаются квадраты друг от друга? (Цветом.)
Какую фигуру вы можете положить справа, чтобы она отличалась только формой? (Синий маленький круг, синий маленький треугольник, синий маленький прямоугольник.)
Молодцы! Но что-то Мишутка заскучал. Давайте покажем ему фокус.
2) Демонстрация изменения форм фигуры с помощью тени конуса.
Учитель показывает изменение формы конуса с помощью тени: дети видят тень от конуса сначала в виде треугольника, потом в виде круга.
Как вы расскажите о том, что сейчас видели? (Был треугольник, он превратился в круг, изменилась форма.)
Как можно об этом написать? Чем мы можем заменить слова? (Слова можно заменить фигурами, стрелкой. Можем составить схему.)
Покажите Мишутке, как это делается, используя геометрическое лото.
Дети на партах, используя геометрическое лото и стрелочки с прошлого урока, составляют схему. Один проговаривает, что он делает. Учитель показывает схему на доске.
В конце работы эталон с геометрическими фигурами убирается, остаются только эталон со свойствами предметов и эталон изменения свойств предметов.
3) Увеличение и уменьшение предметов.
У Мишутки скоро День рождения. Давайте подарим ему наши шарики. Только надувать их он не умеет. Научим его?
Учитель и дети надувают шарики. Когда шарики надуты не до конца, но форма шара уже видна, учитель останавливает детей.
Посмотрите на ваши шарики. Какого они размера? (Они маленькие.)
Надуем ещё.
Дети надувают шарики ещё, когда они достаточно увеличились, учитель останавливает ребят.
Мишутка научился надувать шарики. Удобно ли ему будет нести домой шарики в таком виде? (Нет.)
Что вы предложите? (Сдуем шарики.)
Дети сдувают шарики.
Что происходило с вашими шариками? Какими они были, когда я вас остановила в первый раз? Какими стали? (Были маленькими, стали большими.)
Что изменилось? (Изменился размер.)
Как вы составите схему этого изменения? Составьте с помощью геометрического лото. Выберите фигуры такого же цвета как ваши шарики.
Дети составляют с помощью геометрического лото и стрелочек схему, проговаривая:
(При изменении размера маленький шарик стал большим.)
Что произошло с шариками, когда вы их стали сдувать? (Они были большими, а стали маленькими.)
Как обозначить это схематически?
Мишутка в лесу наблюдал за ростом грибов. Сначала гриб был такой, затем – вырос вот какой!
На доску последовательно вывешиваются карточки:
Зарисуйте изменение гриба у себя на листочке.
Дети рисуют на листочках, один ребёнок на доске за Мишутку, он объясняет:
(Сначала был маленький гриб. Я нарисовал маленький гриб. Потом он стал большим — нарисовал большой гриб, изменился размер, чтобы показать это изменение, я нарисовал стрелочку.)
Потом медведица засушила гриб, он стал таким:
Карточка с маленьким грибом переставляется.
Зарисуйте, как изменялся гриб во второй раз. Объясните.
Аналогично дети рисуют второе изменение. Способ комментирования может быть таким:
Сначала я нарисовал большой гриб потому, что он был большим, потом — маленький, потому, что гриб стал маленьким. Чтобы показать это изменение, я нарисовал стрелочку.
Что ещё может изменяться в размерах? (Например, человек растёт, яблоко на дереве растёт, лужа высыхает, кусочек мела становится меньше, когда пишут.)
Учитель вывешивает схемы:
Было ли во всех выполненных заданиях что-то новое для вас? (Нет, все это мы изучали на прошлых уроках.)
Что же вы сейчас повторили? (Мы повторили свойства предметов, свойства геометрических фигур, запись изменившихся свойств.)
Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором есть что-то новое.)
Как вы думаете, зачем я его предложу? (Чтобы мы сами увидели, что мы не знаем.)
Что общего во всех схемах? (Изменялся размер.)
Чем отличаются верхние схемы от нижних? (В верхних схемах маленькие предметы стали большими, а в нижних– большие стали маленькими; сначала предметы увеличивались, а потом – уменьшились и т.п.)
Попробуйте придумать общую схему, которая будет обозначать эти изменения для любых предметов.
Каждый ученик на своём листочке, разделённом линией пополам, рисует свою схему.
Посмотрим, что у вас получилось.
Учитель организует выставку из детских работ.
Посмотрите, как много у нас разных мнений. Если каждый будет использовать своё обозначение, мы друг друга поймём? (Нет.)
Что показало пробное действие? (Что мы не смогли придумать общую схему для обозначения этих свойств.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – нет согласованного способа для обозначения изменения по размеру;
Организация учебного процесса на этапе 3:
В чём заключалось задание? (Обозначить с помощью схемы изменения размера любого предмета.)
В чем у нас затруднение? (В выборе знаков.)
Почему возникло это затруднение? (Мы не договорились.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Итак, что мы должны сделать? (Договориться и выбрать знаки для обозначения свойств предметов.)
Что нам может помочь в выборе знака? Что мы с вами повторили в начале урока? (Эталоны с прошлых уроков.)
Как мы обозначаем в эталонах: предмет любой формы? (Облачком.)
Можем ли мы теперь приступить к построению схемы? (Да.)
5. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
1) построить эталон свойства – изменение размера;
2) зафиксировать названия «увеличение» и «уменьшение» в речи и с помощью схемы.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Построение схемы «Изменение размера».
Учитель вывешивает маленькое облачко:
Что происходило с предметами в первой схеме? (Они увеличивались.)
Как нам это показать в эталоне? (Нарисовать большое облако и стрелочку от маленького к большому.)
Как покажем изменение размера от большого к маленькому? (Нарисовать большое облако, маленькое и между ними стрелочку.)
Повесить на доске:
Мы выполнили поставленную задачу — обозначили изменение размеров в виде схемы? (Да.)
Учитель показывает на левую часть эталона.
Дети дают свои варианты ответов. Такой же вопрос задается для правой части эталона.
Вы предложили свои варианты для названия. Чтобы всем было понятно, о каком свойстве идёт речь, люди договорились между собой. А где мы можем с вами уточнить эти названия? (В учебнике.)
Откройте ваши учебники: на стр. 6, № 2. Посмотрите на первый столбик. Что происходит с грибочками? (Они становятся меньше.)
Прочитайте, как называется такое свойство предметов.
Читает «читающий» ученик или учитель. Если читать умеет большая часть класса, то читают хором: уменьшение. Учитель открывает это слово в эталоне.
Посмотрите на второй столбик, что происходит с мячиками? (Маленький мячик становится всё больше и больше.)
Прочитайте, как называется такое свойство предметов. (Увеличение.)
Увеличение
Уточните тему нашего урока: «Увеличение и уменьшение».
Табличку с уточненной темой можно повесить рядом с табличкой «Свойства предметов».
Удалось ли нам преодолеть затруднение? (Да.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать свойство предметов – увеличение и уменьшение (изменение размера) во внешней речи;
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Работа с учебником № 2, стр. 6.
Продолжим работу с № 2. Какой эталон подходит к первому столбику? (Эталон увеличения.)
Какой эталон подходит ко второму столбику? (Эталон уменьшения.)
Посмотрите на бабочек. Расскажите, как они изменялись. (Была большая бабочка, стала меньше, потом ещё меньше.)
Как одним словом назвать это изменение? (Уменьшение.)
Посмотрите на второй столбик. Как называется изменение размера в этом столбике? (Увеличение.)
Значит, как происходит изменение размера? (Маленький предмет становится всё больше и больше.)
Как мы расставим стрелочки между зонтиками? (От маленького зонтика к тому, что побольше, а от него к самому большому.)
Рассуждая также, расскажите друг другу, как изменяется размер цыплят и размер лягушат, и расставьте правильно стрелочки.
Дети работают в парах, один проговаривает изменение размера цыплят, а другой – лягушат.
Что-то мы засиделись, Мишутка предлагает вам подвигаться.
Физкультминутка:
Поднимите вверх левую ручку, отпустите, вытяните вперёд правую ручку, опустите, топните правой ножкой, согните в колене левую ножку, отпустите.
Посчитаем!
Ритмический счет через 2.
2) Работа с учебником № 3, стр. 6.
Что вы видите? (Таблицу.)
Это не просто таблица – это шкаф, куда Мишутка складывает свои игрушки. Он наводит в них порядок. А вы умеете наводить порядок в шкафах?
Поработаем с первой строкой. Если посмотреть слева направо, что произошло с мячом? (Он увеличился.)
Если посмотреть справа налево — что с ним произошло? (Он уменьшился.)
Посмотрите на вторую строчку. Какое яблоко мы нарисуем слева от данного? (Маленькое.)
Почему? (Потому, что справа налево предметы уменьшаются.)
Какое яблоко нарисуете справа? (Большое.)
Почему? (Потому, что слева направо предметы увеличиваются.)
Учитель на глазах у ребят переворачивает схему «уменьшение» в обратную сторону. На доске появляется «перевёрнутый» эталон «уменьшение» перед эталоном «увеличение».
Далее дети работают в парах.
Выполните задание с флажком аналогично и расскажите соседу по парте, что вы делаете и почему.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить своё умение выполнять действия по изменению размеров предметов.
Организация учебного процесса на этапе 7:
А сейчас Мишутка хочет проверить, как он всё понял. Попробуйте и вы выполнить похожие задания самостоятельно: сделайте последние строки заданий № 2 и № 3 стр. 6–7.
На самостоятельную работу отводится 2 минуты. В завершение, дети проверяют себя по образцу, который вывешивает учитель (Д–15).
Проверьте себя, у кого сделано по-другому, поставьте «?». В чем вы ошиблись?
К доске на каждое задание выходят по одному ученику, допустившему ошибку, и рассказывает, как надо рассуждать, остальные учащиеся помогают ему.
1) – Как должен изменяться размер листочков? (Уменьшаться.)
Почему? (Потому, что они находятся в столбике «уменьшение».)
Что значит уменьшение? (Уменьшение — это изменение размера от большого к маленькому.)
Значит, как надо было поставить стрелки? (Стрелки надо было проставить от самого большого листочка к тому, что поменьше, а потом к самому маленькому.)
Аналогично проводится работа со вторым рисунком.
2) – Как изменяется размер, если посмотреть справа налево? (Уменьшается.)
Значит, какую ёлочку надо было нарисовать слева? (Маленькую.)
Как изменяется размер, если посмотреть направо? (Увеличивается.)
Значит, какую ёлочку надо было нарисовать справа? (Большую.)
У кого есть ошибки, исправьте их.
У кого сделано так, как у меня — поставьте «+».
Вы все молодцы! Не печальтесь те, у кого что-то не получилось! Главное чтобы были исправлены ошибки! И тогда на следующем уроке вам легче будет сделать задание правильно.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к использованию терминов «увеличение» и «уменьшение» для решения задач;
2) тренировать способность к работе по клеточкам, моторику мелких мышц руки.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) № 4, стр. 5.
Мишутка предлагает вам поиграть в игру «Что изменилось?». Вы называете: что было, что стало и что изменилось?
Первый рисунок анализируется вместе с учителем:
а) – Что было? (Был маленький жёлтый флажок.)
Что стало? (Стал большой жёлтый флажок.)
Что изменилось? (Изменился размер.)
Как называется такое изменение размера? (Увеличение.)
Сколько свойств изменилось? (Одно.)
Дальше дети отвечают самостоятельно:
б) – Была маленькая зелёная чашка, стала большая синяя чашка, изменился размер — чашка увеличилась, цвет. Всего изменилось два свойства.
в) – Был маленький зелёный берёзовый листочек, стал большой красный кленовый листочек. Изменился размер – он увеличился, цвет, форма. Всего изменились три свойства.)
2) № 5, стр. 7.
Вы знаете, что задания по рисункам может придумывать не только учитель, но и вы сами. Придумайте задание для Мишутки по рисунку № 5. Скажите, что вы видите. (Один гномик несёт бусы, другой везёт бусы в тележке.)
Составляя задание, помните, цвет бус у обоих гномиков был одинаковым.
Дети придумывают задание, задают его всем. По возможности выслушать всех желающих.
Научите Мишутку выполнять придуманное вами задание. Как вы будете рассуждать?
(У первого гномика две бусины голубые. У второго гномика три бусины раскрашены, а две нет. Т.к. бусы должны быть одинаковыми, значит, эти бусины будут голубыми.
У первого гномика не раскрашены три бусины. Они должны быть как у второго. Значит, они будут жёлтого, зелёного и красного цветов.)
Известно, в каком порядке будут размещаться бусины определённого цвета? (Нет.)
Чему научились вы с Мишуткой, выполняя это задание? (Составлять одинаковые наборы бус.)
3) Работа в «Прописи».
Объём работы в «Прописи» учитель выбирает в зависимости от оставшегося времени.
Мишутка хочет поработать в прописи. О чём он должен помнить, выполняя это задание? (Что надо соблюдать закономерность и писать красиво и аккуратно.)
Какую закономерность вы видите в первом узоре? (Шло чередование: одна наклонная линия, точка, две наклонные линии, точка.)
Как идёт наклонная линия? (От правого верхнего угла до середины нижней стороны клетки.)
Где стоит точка? (Посередине клетки.)
Учитель демонстрирует расположение палочек и точек на доске.
Обведите то, что написано серым цветом, и продолжайте дальше.
Проверим.
Работа со вторым и третьим узором проводится аналогично.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников за помощь;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Заканчивается наш урок. Нам пора прощаться с Мишуткой. Повторим ещё раз, как назвать такое изменение одним словом. Посмотрите: в № 1, стр. 6 — портреты трёх медведей. Чем они отличаются? (Размером.).
Если посмотреть слева направо, как изменяется размер медведей? (Он увеличивается.)
Удалось ли нам в этом путешествии побывать в учебной деятельности? Докажите.
Кого из ребят вы поблагодарите за помощь на уроке?
Молодцы!
Домашнее задание:
1) Расскажите родителям, что нового вы с Мишуткой узнали на нашем уроке.
☺ 2) Нарисуйте в подарок Мишутке рисунок, чтобы любой предмет на нем изменился в размере (увеличивался или уменьшался.)