Методы и формы проведения урока: беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой.
Ход урока
I.Включение в учебную деятельность. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.
II.Работа над развитием речевого аппарата.
1. Упражнения для артикуляции.
а) «пятачок» «улыбка» – учащиеся вытягивают губы трубочкой и растягивают их в улыбке, лошадка, варенье.
б) чистоговорка: Слайд № 1
ар-ар-ар – кипит наш самовар
ор-ор-ор – созрел наш помидор
арь-арь-арь – на стене висит фонарь
ир-ир-ир - мой папа командир
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.
-Прочитайте и отгадайте загадку:
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит.
Ты кричал – оно молчало.
Ты молчал – оно кричало.
Что это? (Эхо). Слайд № 2,3
- А что такое эхо? (Ответы детей.)
Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.
- Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)
- Как оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только последний слог в названном слове.)
Игра. - Давайте и мы поиграем в эхо.
Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.
Каток (ток), король (роль), пока (ка), рыбак (бак), крот (крот).
IV.Постановка целей урока и определение темы урока.
- Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]).
- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой, узнаем место в ленте.)
V. Организация познавательной деятельности.
1). Знакомство со звуком [э]. - Давайте протяжно произнесем самый I звук в
слове эхо ([э]).
- Как он произносится?
(Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).
Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный). Слайд №5
- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)
- Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова.
Откройте Азбуку на с. 57 и рассмотрите на полях схему к слову «эхо». В слове
эхо 2 слога, потому что 2 гласных звука: э, а. Ударный первый слог. В первом
слоге 1 звук – [э] – он гласный, на схеме обозначен красным квадратом. Во
втором слоге - 2 звука [ха] – это твердое слияние. 1 звук – согласный, глухой,
твердый, на схеме обозначен синим треугольником. 2 звук – гласный, на схеме
обозначен красным треугольником.
2). Место нового звука в слове.
- Попробуем определить место нового звука в слове.
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само
Что же это? (Эскимо).
- Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В начале слова.)
- Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)
3). Знакомство с буквами Э, э.
- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э].
4). Конструирование буквы Э, э.(работа в парах) слайд № 6
На что похожа эта буква? (Ответы детей.)
Это – Э с открытым ртом
И большущим языком.
- Сравните строчную букву э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются
размерами.) - Почему 2 буквы? (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой буквой – нарицательные имена).