Данный урок проводится после ознакомления детей с содержанием рассказа. Учащиеся будут работать над композицией текста, учиться находить в тексте нужные отрывки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 4 класс»
Тема: О.Генри «Вождь Краснокожих» (II урок)
Цели: способствовать развитию скорого выразительного правильного чтения, учить анализировать произведение с построением композиции через определение жанра и выделение его основных частей; развивать речь, память, воображение. Чувство юмора; воспитывать чувство отвественности за свои поступки.
Оборудование: портрет писателя, рисунки детей, учебник, отрывок из х/ф «Вождь Краснокожих».
Ход урока:
Оргмомент.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (О,Генри «Вождь краснокожих»)
- Какое получили домашнее задание? (нарисовать главных героев рассказа)
- Сегодня мы продолжим работу над рассказом: построим композицию сюжета, составим портретные характеристики главных героев, определим жанр и главную мысль. Но сначала интересную информацию об авторе, которой нет в учебнике, нам расскажут несколько учеников, им слово.
2. Сведения о писателе, о создании рассказа. (Из книги «Я познаю мир»)
3. Построение композиции с выборочным чтением.
- О.Генри – признанный мастер короткого рассказа. Его новеллы необыкновенно занимательны и остроумны. Он не знает себе равных в мастерстве построить острый сюжет и в умении создать неожиданную развязку.
- Вспомните, что называется композицией? Из каких частей она состоит?
- Примерно назовите, какая часть рассказа «Вождь Краснокожих» является
кульминационной?
- Что в рассказе относится к экспозиции, прочитайте подходящий отрывок.( Со слов «Но погодите, дайте я вам сначала расскажу…»)
Далее в сюжете следует завязка, т.е. событие, с которого всё начинается. Прочитайте отрывок рассказа, который является завязкой.( Со слов «Однажды вечером…»)
- В тексте встретилось непонятное слово шарабан. Объясните значение слова.
Шараба́н (фр.— повозка с деревянными скамьями) — тип открытой повозки.
- Что следует после завязки? Что вы можете сказать об этой части сюжета? (Ответы детей)
- Попробуйте разбить эту часть на смысловые эпизоды:
А) ужин в пещере
Б) тревожный сон
В) на рассвете
Г) в городе
-А теперь проследите по тексту, как развивались события.
-Наконец, мы подошли к кульминационному моменту. Почему вы решили, что это эпизод, в котором рассказывается об ответном письме Эбензера Дорсета? (Тут события имеют самую напряжённую окраску)
Учащиеся читают отрывок из текста.
- И последняя часть включает в себя исход событий, как она называется? (Развязка)
- Прочитайте какой конец у этой истории.
-А сейчас предлагаю посмотреть отрывок из одноимённого фильма и определить, к какой сюжетной линии он относится.
(Учащиеся приходят к выводу, что на экране разыграна сцена похищения мальчика.)
4. Составление портретных характеристик.
-Назовите главных героев произведения
(Вождь Краснокожих, похитители Билл и Соглядатай, отец мальчика)
Сейчас вам предстоит работа в группах. Так как героев меньше, чем наших групп, то кому-то придётся описывать одного персонажа. Зато будет возможность сравнить ваше видение и выполненные вами рисунки.
На групповую работу отводится 5-7 минут. После чего к доске выходит 1 человек с составленным всеми портретом. Все остальные дают оценку услышанному и говорят, какие можно поставить отметки группе.( Показ своих рисунков к портретным характеристикам)
5. Работа над определением идейного смысла произведения.
-Определите жанр рассказа. (юмористический)
Какие эпизоды вас рассмешили?
-Почему, читая о похищении ребёнка, о «жестоких» играх мальчишки, мы смеёмся? Поняв юмор О.Генри, мы поймём главную мысль рассказа.
В новелле автор пародирует отвратительное бесчеловечное явление, которое получило в наши дни название терроризм. Это похищение детей, а теперь и взрослых, с целью выкупа. Здесь смех писателя поистине разит наповал. Два злоумышленника не только не получили выкупа, но и вынуждены сами заплатить деньги его отцу, чтобы тот забрал сына обратно. Всё дело в том, что мальчишка ведёт себя естественно, не принимая навязываемой ему роли жертвы. Он нисколько не боится похитителей, и это сбивает их с толку. Невольно они сами начинают вести себя как нормальные люди, т.е. терпя выходки маленького хулигана, они сами неспособны применить к нему насилие.
6. Итог урока.
-Наш урок подходит к завершению. Вы хорошо поработали, все сегодня получили оценки за творческую работу.