Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения В.Ю. Драгунский "Тайное становится явным"»
3 класс
Тема урока: рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным»
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации обучения: работа в группах
Цель: воспринять и осмыслить рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Способствовать развитию представлений о способах изображения персонажей, о роле изобразительных средств; формирование читательских и речевых умений.
Знать:
Ф. И. О. автора рассказа «Тайное становится явным»
Название произведения Виктора Юзефовича Драгунского а именно «Тайное становится явным»
Понимать:
Почему рассказ назван «Тайное становится явным»
Основную идею рассказа
Применять:
Уметь передавать основную идею рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Уметь выстраивать композицию собственного высказывания
Уметь целостно воспринимать образ персонажа
Уметь устанавливать причинно следственные связи
Уметь раскрывать авторский замысел
Уметь соблюдать основную мысль высказывания
Анализ:
Художественного средства, такого как сравнение
Анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Анализ пословиц
Синтез:
Написание синквейна со словами: ложь, тайна, правда
Составление мини сочинения в письменном круглом столе
Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Оценка:
Поступка главного героя и идеи произведения для воспитания нравственных качеств личности: честность, справедливость
Аффективная область
Внимательно слушать членов группы, комментарии учителя;
Выполнять самостоятельно, предложенные учителем, задания;
Принимать активное участие в обсуждении вопросов, возникающих в группе, классе;
Анализировать различные точки зрения;
Выполнять правила поведения и работы в группе;
Проявлять добросовестность, интерес;
Нести ответственность за своё поведение.
План урока:
I Фаза вызова
1. Вступительное слово учителя
2. Чтение составленных рассказов с использованием слов: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.
II Фаза реализации смысла
1. Знакомство с оригиналом – первичное чтение учителем
Проверка читательского восприятия
2. Постановка учебной задачи анализа
3. Вторичное чтение и анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» (учащиеся самостоятельно читают рассказ)
4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя
5. Работа с пословицами
III Фаза рефлексии
1. Письменный круглый стол
2. Объяснение и запись домашнего задания (составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна)
Ход урока
I Фаза вызова
1. Вступительное слово учителя
Мотивация к учебной деятельности
Создание «ситуации успеха».
Начинается урок с притчи.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
.
-Вспомните, какой раздел мы изучаем?
-А какие произведения мы уже читали?
-А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?
Ребята, в детстве я прочла один очень интересный рассказ, и настолько он был поучительным, что я помню его до сих пор. Сегодня мы вместе с вами его прочитаем.
В этом рассказе нам встретятся слова: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя. Сейчас вам необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте предположить, что произошло в рассказе. (Работа в группах)
2. Чтение составленных рассказов
Знакомство с оригиналом
Ребята, а сейчас следующее задание. Вам надо найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию и вы узнаете, кто написал это произведение.(слайд)
Д
Б
Р
А
В
Г
Е
У
Н
С
К
Ж
Е
И
В
Й
Ж
З
Б
З
-Какая фамилия у вас получилась?
-Совершенно верно.
- Поднимите руки, кто уже слышал фамилию этого писателя?
- Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?
- Верно рассказы.
- А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?
- Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе)
- Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?
Первичное чтение учителем.
Проверка читательского восприятия
Вопросы:
Понравился ли рассказ?
Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Сравним составленные вами рассказы с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?
Понравился ли вам главный герой? Почему?
Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
Как вы понимаете эту фразу?
2. Постановка учебной задачи анализа
Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».
Словарная работа.
Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.
Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”
- Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы
Следующее выражение …..
Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Следующее слово клевета – что оно обозначает?
Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
-Подберите синонимы к этому слову.
-Какие слова мы называем синонимами? ложь, враньё, выдумка, наговор
Деление детей на 3 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.
Работа в группах.
Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:
Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)
- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
План:
Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
Завтрак.
Предложение мамы.
Мучения с кашей и избавление от неё.
Возмущённый милиционер.
Пострадавший дяденька.
Рассерженная мама.
Урок на всю жизнь.
Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
Шляпа Каша на шляпе Рассердилась Почистить Правильно Запомним
Третья группа - придумывает вопросы к рассказу.
- Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Предположительно возможные вопросы:
- Что однажды услышал Денис от мамы?
- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
- Почему Дениска не хотел есть кашу?
- Как мама уговорила сына?
- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
- Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?
- Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?
- Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
- Как выглядел пострадавший дяденька?
- Рассердилась мама на Дениса?
- Какой урок получил Денис?
3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.
- Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.
У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:
первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.
Работа с пословицами
Учащимся предлагаются пословицы для обсуждения в группах:
Шило в мешке не утаишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Обсудите пословицы и решите, какая из них больше всего подходит к данному рассказу.
После обсуждения, группы презентуют свой вариант.
Рефлексия:
Анализ полученной информации.
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно….
- Теперь я могу…
- Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?
Домашнее задание:
Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.
Перекрестная дискуссия по вопросам учителя
Для 3 групп учащихся предлагаются 3 вопроса, по одному для каждой.
Почему рассказ назван именно так? Как бы вы по-другому назвали его? Почему?
Как вы думаете, Дениска действительно старается выполнить условие: съесть кашу или же просто шалит?
Как вы думаете, действительно ли Дениска запомнил слова мамы на всю жизнь? Почему вы так думаете?
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(292) "Конспект урока по литературному чтению для обучающихся по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении по теме:«Тайное становится явным».В.Драгунский"
["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_dlia_obuchaiushchikhsia_po_proghramm"
["file_id"] => string(6) "452893"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1517060395"
}
}