Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа 1 сентября»
РАЗРАБОТКА
Единого Всекубанского классного часа
Тема: «80 лет краю: история и современность».
Классный руководитель 5 классаМБОУ СОШ № 4 ст.Крыловской Ленинградского района Радькова М.В.
2017
Цель: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края; формирование умений прослеживать историческую взаимосвязь между событиями и явлениями прошлого и настоящего Кубани.
Оформление кабинета: символы Краснодарского края ( герб, флаг, гимн),подсолнух,колоски, презентация.
Оборудование: мультимедийная доска.
Ход занятия.
1.Орг.момент
Здравствуйте, дети. Все школьники нашего края сегодня собрались на свой первый классный час.Что у меня в руках? Подсолнух.С чем ассоциируется это растение?
С Кубанью, солнышком, теплом, плодородием наших земель.
Я подсолнушек кубанский
Яркий, спелый золотой.
Но сегодня я несчастный
И растерянный такой
Я немножко провинился,
Я без спроса убежал
И случайно заблудился,
И на праздник к вам попал.
Мне так хочется вернуться,
На местечко в поле встать,
Но я в школе не учился, Не умею я считать…
Вы, ребята, помогите, Сжальтесь, детки, надо мной…
Коль задачки вы решите,
Я смогу попасть домой.
Слушайте внимательно, ребята!
У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (8)
Я оранжевый овал На листе нарисовал. У него большая роль, Так как это цифра … (0)
Молодцы, ребята! А теперь давайте составим рядом эти две цифры и скажем, сколько лет исполняется Краснодарскому краю? Наш классный час посвящен 80-летию Краснодарского края.
2.Основная часть
Если бы говорили о человеке, то можно было бы сказать, что для 80-летнего человека это уже весьма солидный возраст. 80 лет примерно может быть вашим прабабушкам, которые много прожили и много видели. А для края это очень мало. Можно даже сказать, что наш край еще совсем юный. Кубань – это наша с вами малая родина, место, где мы родились, выросли и теперь живём.
Учитель: С чего начинается Родина для каждого из нас?
Ученик: Краснодарский край начинается с золотых полей и тенистых лесов и рощ, с морского прибоя и степных рек, с семейных традиций и казачьих обрядов , с рассказов казаков-старожилов о том, как они обживали это благодатное место - Кубань…
Родину, как и родителей, не выбирают. Их любят за то, что они - родители. Нельзя выбрать и страну, в которой ты родился.
Мы начинаем заочное путешествие по нашему краю, побываем в прошлом, побудем в настоящем и заглянем в будущее с помощью ваших знаний о Кубани, вашего личного участия в уроке. «Игровая ситуация»:
Мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре.Разобьёмся на 3 команды. «Голубой шар», «Малиновый шар», «Зелёный шар». В каждой команде выбирается спикер. После озвучивание заданий учителем, члены команды совещаются. Спикер каждой команды оглашает общее решение. За каждый правильный ответ команда получает колосок.
Вопрос № 1.Договори слова из стихотворения В. Подкопаева «Край наш тополиный…»
( стихотворение изучалось по программе «Кубановедение» 2 кл.)
Даль степей …, Гор размах …. Сторона …, Край наш ….!
Ты весной …, Летом щедр, как в ….. Край хлебов и …. Край наш ….! Край наш тополиный»
Даль степей сквозная, Гор размах орлиный- Сторона родная, Край наш тополиный! Ты весной чудесен, Цветами щедр, как в сказке, Край хлебов и песен – Край наш Краснодарский.
Вопрос № 2. Дата образования Краснодарского края –… сентября 19.. г.
Ответ: 13 сентября 1937 г.
Вопрос № 3. Столица Краснодарского края – г. …., он основан в 179 .. г.
Ответ: город Краснодар, он основан в 1793 г.
Учитель: Сведения о территории края и населении.Территория Краснодарского края – 76 тыс. кв. км. Население края составляет 5141,9 тыс. человек .В крае насчитывается 426 муниципальных образований в т. ч.: муниципальных районов – 37, городских округов – 11, городских поселений – 26,сельских поселений – 352 .
Вопрос № 4.Кто является губернатором Краснодарского края?
Ответ. Кондратьев Вениамин Иванович Вопрос № 5.Назови главные символы Краснодарского края –…, …, …. .Ответ. флаг, герб, гимн.
Вопрос № 6. Какими морями омывается Краснодарский край с юга-запада и с северо- запада ?
Ответ. Краснодарский край расположен на юге России; омывается с юго-запада Черным морем,с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит: на севере – с Ростовской областью,на востоке – со Ставропольским краем,на юго-востоке – с Карачаево-Черкесской республикой, на юге – с Абхазией. Краснодарский край имеет также внутренние границы с Республикой Адыгея.Керченский пролив отделяет Краснодарский край от Украины. Ученик:
Отчий край! Вишневые рассветы, Двух морей и неба синева.
Для тебя кубанские поэт
Сохранили лучшие слова.
Учитель: КУБАНЬ - красивый и богатый край. Край высоких гор, глубоких пещер и ущелий,широких степей и лугов, озёр и быстрых рек.Главная река нашего края называется (дети отвечают хором) КУБАНЬ. По её названию наш край и называют Кубанью. Берёт начало высоко в горах и впадает в Азовское море.
Вопрос №7. Какой кошевой атаман возглавил переселение черноморцев на Кубань?
Ответ. Слайд 10.Кошевой атаман Захарий Чепега возглавил переселение черноморцев на Кубань и сказал: «Быть здесь граду!».«Войсковой град» получил название Екатеринодар. Казаки соорудили настоящую военную крепость. Внутри крепости казаки построили курени из камыша, брёвен и глины. А в центре площади поставили походную Свято - Троицкую церковь.
Вопрос №8. Какая историческая личность пожаловала грамоту Черноморскому войску и дала осваивать казакам земли по правую сторону реки Кубани ? Где установлен памятник?
Ответ. Слайд11. Это памятник императрице Екатерине II.
8 сентября 2006 г.в Краснодаре установили памятник императрице Екатерине II, которая пожаловала грамоту Черноморскому войску и дала осваивать казакам земли по правую сторону реки Кубани.
В 18 веке нашей эры императрица Екатерина Великая, заключила мир с казаками для защиты южных рубежей от набегов врагов. Этот договор был подписан в 1792 году, ровно 215 лет назад. Екатерина 2 даровала казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу. В честь Екатерины город получил название Екатеринодар. В декабре 1920 г Екатеринодар был переименован в - Краснодар.
Учитель. По бескрайним степям раскинулись казачьи курени, а со временем они превратились в станицы. Сохранили свои названия и : Пашковская, Сергиевская, Динская, Крыловская, Кущевская, Каневская, Дятьковская.
Вопрос № 9. Какой станицы нет на карте, потому что это уникальный музей, построенный в традициях первых казачьих поселений на Кубани?
Ответ.Станица Атамань - этническое поселение Атамань. Этой станицы нет на карте, потому что это уникальный музей и находится он рядом со станицей Тамань. Станица Атамань раскинулась на 20 гектаров, а в ее строительстве принимал участие каждый из районов Краснодарского края. Экспонаты для подворий собирались по всей Кубани, а подворий немало: есть подворья ткача, пожарного, винодела, пекаря, сапожника, цирюльника, гончара, хаты простых сельчан и пример всем - подворье атамана. Наш Кореновский район построил хату писаря.Идея создания станицы Атамань принадлежит губернатору нашего края Александру Николаевичу Ткачёву. Это шаг к возрождению казачьих традиций, укреплению православия на Кубани.
Видео об Атамани
Вопрос № 10.Что изображено на этом слайде? (слайд 7) (Кубанский казачий хор)
Вопрос № 11Кто уже 42 года руководит Кубанским казачьим хором?
Виктор Гаврилович Захарченко.Фольклорист, хоровой дирижер, общественный деятель. Народный артист Р.Ф. С 1974 года – руководитель Кубанского казачьего хора. Награжден множеством наград.
Домашнее задание(выступление представителей команд):
Учитель:Каждое лето на полях Кубани восходит и расцветает замечательная культура – подсолнечник. Она не только радует глаз но и является источником столь необходимого продукта – масла.Кто выводит разные сорта подсолнечника?
1 команда
Василий Степанович Пустовойт
Селекционер, вывел 34 сорта подсолнечника, занимался так же агротехникой пшеницы и кукурузы. Поставил целью создать такой сорт подсолнечника, чтобы он отличался высокой масличностью. И достиг этого. Первый такой сорт «Первенец»
Учитель:
Наши современники и сейчас умножают славу Кубани.
Вот они наши Герои Олимпиады 2016 в Рио-де-Жанейро. Уроженцы Краснодарского края. Всего же на Олимпиаде в Рио выступали 25 спортсменов, так или иначе представляющих кубанский спорт. Кубанские спортсмены завоевали 11 наград, из них восемь золотых медалей, одна серебряная и две бронзовые.
2 команда:
Сообщение учащихся о спортсменах.
Беслан Мудранов. Г. Армавир Чемпион дзюдо
Евгений Тищенко. Ст. Каневская Чемпион по боксу
Елена Веснина. Г. Сочи(начинала заниматься) чемпионка по теннису
Аниуар Гедуев. Выступает за Краснодарский край. Серебро в дисциплине борьба вольным стилем.
Стефания Елфутина. Учится в г. Краснодаре. Бронза в парусном спорте.
Сергей Семенов. Бронза в греко-римской борьбе)
Российская сборная по гандболу. Золотая медаль.
Марина Судакова выступает за клуб «Кубань»
Бобровникова Владлена, Анна Сень, Ирина Близнова – уроженки города Краснодара.
Кто из вас посещает спортивные секции? Спорт-здоровье.Мы будем участвовать в спортивных соревнованиях и получать медали.
Учитель:
Шумит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в желтом океане
Зеленый парус тополей.
(Иван Федорович Варавва)
Как вы считаете ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Что в представлении автора «желтый океан» и «зеленый парус тополей»?
(Ребята высказывают свое мнение)
Имя Ивана Федоровича Вараввы известно нам всем, но давайте сейчас немного вспомним о жизни и творчестве этого Кубанского поэта.
3 команда:
(Ученица выступает с краткой презентацией о И.Ф.Варавва)
Кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара. Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском С Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Награжден орденами Отечественной войны II и I степени , Красной Звезды, медалями «За отвагу» , «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы» , «За взятие Берлина» , медалью «Герой труда Кубани» Умер Иван Федорович 13 апреля 2005 года в возрасте 80 лет.
Учитель:
Краснодарский край называют житницей России, потому что здесь собирают самые большие урожаи зерна, в том числе и пшеницы. Хлеборобы много труда вкладывают в его выращивание. Сеют, рыхлят, поливают, а потом собирают урожаи комбайнами. Кроме этого много энергии колосок получает от теплого кубанского солнышка, много питательных веществ получает он от земли. Потом колосок попадает в руки мукомолов, которые превращают зерно в муки, и уже потом пекари и кондитеры из муки выпекают и изготавливают различные продукты и изделия.
Какие продукты и изделия из хлеба вы можете назвать?
А теперь представьте, что каждый из вас стал колоском. Вас греют и оберегают заботливые родители, бабушки и дедушки, ваши замечательные воспитатели в детских садах обучали вас лепить, рисовать и другим полезным делам, все воспитывали вас замечательными людьми. Вы превратились в колоски и пришли в школу. Теперь я и другие учителя будем давать вам знания.
Один колосок не смог бы выжить на сильном ветру. Одинокому человеку тоже живется очень трудно. Я хочу, чтобы вы все подружились друг с другом, всегда все делали вместе и дружно. В дружбе ваша сила. Все вместе вы добьетесь многого и вырастите замечательными людьми.
Практическое задание.
Напишите на колоске ваши пожелания Кубани.
Ребята именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли, ее истории культуры всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам нужно бережно хранить щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о защитниках Кубани. Вам преумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.
Итог.Рефлексия.
Я верю, что каждый из вас принесет пользу нашей Родине. А сейчас вам нужно хорошо учиться, изучать историю Кубани, заниматься спортом.
Вот и закончился наш урок.
Какое настроение оставил он у вас?
Что вам особенно запомнилось?
Список источников:
1.Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа «Краснодарскому краю-80 лет: история и современность.