kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы технологии развития критического мышления как средство повышения качества знаний обучающихся на занятиях в д/о «Созвездия слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлены статья об использовании приемов технологии развития критического мышления  на занятиях по культуре речи и  конспект занятия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии развития критического мышления как средство повышения качества знаний обучающихся на занятиях в д/о «Созвездия слов»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»


















Приемы технологии развития критического мышления как средство повышения качества знаний обучающихся на занятиях в д/о «Созвездия слов»















Составитель:

Жураховская Людмила Юрьевна,

методист,

педагог дополнительного образования













Бийск 2024

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, отвечающего насущным потребностям современной жизни. Основная задача каждого педагога - раскрыть способности каждого обучающегося, воспитать человека, готового жить в конкурентном мире высоких технологий. Поэтому в профессиональной деятельности педагогов необходимо использование новых методик и современных образовательных технологий.

Целью педагогических технологий является повышение эффективности учебного процесса, обеспечение достижения ожидаемых результатов обучения. Основная задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на личности обучающегося, поскольку технология обучения - это набор ресурсов, методов и процессов, необходимых для ожидаемого воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования образовательного уровня личности.
Педагоги имеют возможность выбирать методики обучения, которые, по их мнению, являются наиболее оптимальными для построения и проектирования учебного процесса.
Из всех существующих образовательных технологий, на мой взгляд, наиболее рациональной является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Технология развития критического мышления делает занятие более интересным и полезным. Обучающиеся не получают готовых запоминающихся выводов, но учатся творчески работать с источниками информации для самостоятельного приобретения знаний.

В настоящее время предлагается множество различных методов, приемов и ресурсов для улучшения умственной деятельности учащихся. Я выделила несколько эффективных приёмов для своих занятий и использую их, учитывая возраст и индивидуальные особенности обучающихся, уровень подготовки группы, содержание учебных материалов и свои собственные навыки. За четыре года работы над внедрением TРКM в образовательный процесс моего детского объединения я разработала свою систему использования некоторых приемов этой технологии на каждом этапе занятия.

На стадии вызова я часто использую следующие приемы: «Кластер», «Корзина идей», «Верные-неверные утверждения», «Что я знаю».

Прием «Что я знаю»

Это техника организации индивидуальной и групповой работы на начальном этапе занятия, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет узнать все, что учащиеся знают по обсуждаемой теме.

Алгоритм работы:

- Каждый обучающийся вспоминает и записывает в тетрадь всё, что знает по теме, (индивидуальная работа длится 1-2 минуты).

- Обмен информацией парами или группами.

- Кроме того, каждая группа называет информацию или факт, не повторяя сказанного ранее.

- Вся информация кратко записывается на доске, даже если она неверна.

- Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Например:
Педагог определяет задачу обучающимся:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о нормах русского литературного языка (о стилях русского литературного языка; о средствах выражения языка; о фразеологизмах и т.д.).

- Обмен информацией в группах.

– Запись информации на доске.
– Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод.  

Приём «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер –  это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Обучающийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях занятия. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

  Приёмов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать занятия насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.



Список использованных источников:

1.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение- 1986.- с.234

2.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47

3.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4

4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

5.Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы. М.: Просвещение - 1985.

6.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.

7.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. - 2009 .

8. http://metodisty.ru/download_file/7756.doc

9.http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf

10.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333

11. Материалы из Интернета





















Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»


















Конспект занятия

«Жемчужины русской речи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Экология речи»

Дисциплина: культура речи

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Год обучения: 2 год










Составитель:

Жураховская Людмила Юрьевна,

методист,

педагог дополнительного образования













Бийск 2024

Эпиграф к сегодняшнему занятию станут слова И. Ефремова:

«Фразеологизмы – перлы, самородки и самоцветы родного языка». Сегодня

на уроке мы сможем в этом убедиться.

Давайте сформулируем цель нашего урока: Обобщить и системат

Эпиграф к сегодняшнему занятию станут слова И. Ефремова:

«Фразеологизмы – перлы, самородки и самоцветы родного языка». Сегодня

на уроке мы сможем в этом убедиться.

Давайте сформулируем цель нашего урока: Обобщить и система

Пояснительная записка


Овладение фразеологическим богатством русского языка, проникновение в сущность фразеологических оборотов, знакомство с их рождением в большей мере способствует повышению культуры речи учащихся, развивает их лингвистическое мышление, обостряет языковое чутьё.
Обучающиеся активно используют сравнительно небольшое число фразеологических оборотов. Многие фразеологизмы, особенно книжные, учащимся подчас неизвестны, другие дети знают понаслышке, но объяснить их значение затрудняются. Поэтому обучающиеся часто предпочитают обходиться без фразеологизмов, что заметно обедняет их речь.
Для того, чтобы фразеологизмы вошли в активный словарь обучающихся, необходима настоящая работа как на уроках русского языка, так и во время занятий по культуре речи в детском объединении «Созвездия слов». Система занятий по теме «Фразеологическое богатство речи» способствует формированию у обучающихся базовых знаний о грамматическом строении и лексическом значении фразеологизмов, обогащению словарного запаса, расширению кругозора, привитию чувства любви и уважения к русскому языку.

Чтобы активизировать словарь обучающихся, помочь им чаще использовать в своей речи фразеологизмы, выполняем с ними следующие упражнения: составляем тексты с предложенными фразеологизмами, выбираем устойчивые фразы на заданную тему, находить их в текстах и в словарях.

В организации практической деятельности на данном занятии мною были выбраны наиболее оптимальные приёмы ТРКМ, использование которых на определённых этапах занятия способствует развитию у обучающихся коммуникативности, критического мышления, рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков), креативности, мобильности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Прием «Верные и неверные утверждения» применён в начале занятия (на стадии ВЫЗОВА), когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации. На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на занятии, нужно и заинтересовать их, мотивировать. В то же время с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Обучающиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям. К утверждениям, оставшимся без ответа или не в полной мере осмысленным обучающимися, возвращаемся на итоговом этапе, завершаем работу над изучаемым материалом.

Самый популярный приём, применяемый мною на занятии, – составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение. Этот прием позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Несомненно, знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Материал с фразеологическими оборотами можно предлагать параллельно с основными темами, включая и в задания. Этот материал позволит не только закрепить пройденную тему, но и возбудить у обучающихся интерес к занятию, создаст условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством.

Цель занятия: организация деятельности обучающихся по формированию у них представления о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;

  • способствовать умению опознавать фразеологические обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов;

  • сформировать у обучающихся умение находить фразеологизмы в текстах, фразеологических словарях;

  • содействовать обогащению словарного запаса обучающихся;

развивающие:

  • совершенствовать навыки использования устойчивых словосочетаний в речи; способствовать совершенствованию навыков монологической и диалогической речи;

воспитательные:

  • содействовать формированию у обучающихся любви к русскому языку, его красоте и богатству;

  • воспитывать стремление совершенствовать речевое мастерство,  повышать  речевую культуру.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения: групповое учебное занятие.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, метод практико-ориентированной деятельности.

Оснащение занятия: ТСО: компьютер, проектор для демонстрации презентации к занятию, слайдовая презентация, раздаточный материал.


Структура занятия

1. Организационный этап – 1 мин.

2. Актуализация знаний – 5 мин.

3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности – 3 мин.

4. Основной этап – 26 мин.

а). Первичное усвоение новых знаний - 10 мин.

Физкультминутка – 2 мин.

б). Первичное закрепление. Самостоятельная работа - 8 мин.

в) Творческая мастерская. Составление синквейна – 6 мин.

5. Итоговый этап – 5 мин.

Содержание занятия

1.Организационный этап (1 мин.)

Цель: создание условий для организации внимания и делового настроя обучающихся, создание благоприятной психологической обстановки.

Методы: объяснительно-иллюстративный


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Приветствие педагога.

Приветствие обучающихся:

- Очень добрый день, ребята! Я вижу, вы встали ни свет ни заря, примчались сюда сломя голову. Надеюсь, слушая меня, вы будете держать ушки на макушке. Работать будете засучив рукава. Не будете бить баклуши. Боже, о чём это я? А впрочем, об этом поговорим позже.

Сегодняшнее занятие я хочу начать со слов французского писателя и философа Жана Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» Итак, вперёд, в мир знаний!

С лайд 2


2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель: актуализация ранее изученного материала, который будет востребован на занятии; подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание













Обучающиеся анализируют предложенные утверждения, обосновывая свой ответ, исправляя неверные варианты.


  1. Нет

  2. Нет

  3. Да

  4. Да

  5. Да

  6. Да

  7. Нет

  8. Да

  9. Нет

  10. Нет















Обучающиеся отвечают:

- Диалектология изучает речь жителей той или иной местности.



На десятое утверждение, отметив его неверным, обучающиеся затрудняются дать правильный ответ.


Обучающиеся отвечают, что ещё не изучали тему устойчивых сочетаний слов, поэтому не знают ответа на вопрос.

- Мы с вами уже несколько занятий посвятили одному из главных коммуникативных качеств речи – её богатству. Под этим качеством понимается лексическое, семантическое, стилистическое богатство речи; словарный запас и источники его пополнения.

Давайте повторим основные изученные определения.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Педагог зачитывает верные и неверные утверждения.

1.Омонимы – это разные значения одного и того же слова.

2. Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.

3. Для создания антитезы в художественном произведении используются антонимы

4. Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.

5. Девчонке, прибежавшей с мороза, можно сказать: «Как пылают твои ланиты!»

6. Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.

7. Лексическое значение слова можно узнать в орфографическом словаре.

8. Архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка.

9. К слову можно подобрать только один синоним.

10. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу, называется диалектологией.


- Молодцы, ребята, быстро разобрались с этим заданием.

Давайте остановимся на десятом утверждении, которое вы обозначили неверным, но правильного термина не вспомнили.

- Что изучает диалектология?


-Всё верно, диалектология - это раздел языкознания, который занимается изучением местных, территориальных разновидностей языка, диалектов.

- А каким должен быть правильный ответ в последнем определении? 




- Почему, легко справившись с предыдущими вопросами, последнее определение у вас осталось без ответа?



- Верно, этот материал пока вам незнаком.











Слайд 3









Слайд 4













Слайд 5








3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (3 мин.)

Цель: побуждение обучающихся к самостоятельному формулированию темы и цели занятия, определение шагов, необходимых для достижения цели.

Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристический


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание


Обучающиеся читают текст.




Обучающиеся отвечают:

- Это фразеологизмы.


Обучающиеся пытаются сформулировать определение фразеологизмов, но полного ответа, точной формулировки нет ни у кого.

Обучающиеся озвучивают тему: «Фразеологизмы» и формулируют цель: познакомиться с фразеологическими оборотами, узнать как можно больше об этих сочетаниях слов.






- Ребята, тему занятия вы должны будете сформулировать сами. Перед вами текст, давайте прочитаем его и обратим внимание на выделенные словосочетания.

- Итак, кто-нибудь догадался, что за словосочетания выделены в тексте?

- Что такое фразеологизмы?


- Как видим, правильного ответа никто не дал. Все ваши реплики можно охарактеризовать фразой: «Слышали звон, да не знаем, где он».

- Что ж, попробуйте определить тему нашего занятия.

- Кто понял, какой будет цель нашего занятия? Что должно быть достигнуто в результате занятия?


- Верно, сегодня мы с вами будем изучать фразеологические языковые единицы, кем-то метко названные «жемчужинами русской речи». Именно так я и назвала тему нашего занятия.

А эпиграфом к занятию станут слова: «Фразеологизмы – перлы, самородки и самоцветы родного языка».

В правильности этого афоризма мы сможем сегодня убедиться.

Текст (Приложение 1)

















С лайд 6


4. Основной этап (26 мин.)

а). Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)

Цель: организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся; формирование умения сравнивать, анализировать, извлекать информацию

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся называют известные им факты, характеризующие фразеологизмы.





















Обучающиеся предполагают, что фразеологизмы можно найти в специальном словаре.





Обучающиеся отвечают, что отличают только известные им фразеологизмы.












Обучающиеся предлагают свои варианты, приходят к выводу, что в стихах запечатлены ситуации, которые в жизни не могли бы произойти, их смысл не прямой, а переносный.

- Сначала давайте вспомним всё, что вы знаете о фразеологизмах.


- Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Один из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега – много хлеба): другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошел): третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

- А где можно найти фразеологизмы, узнать их значение?

Педагог демонстрирует фразеологический словарь, уточняет его название.


- Ребята, умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Фразеологические обороты имеют характерные признаки.

Чтобы определить основные признаки фразеологизмов, выполним несколько заданий.

Прочитайте шуточные стихотворения:

Мне сказали: «Ваш Алеша
на уроке сел в калошу».
Я клянусь, что это — ложь!
Нет таких больших калош.


Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил и сильней заголосил.

- Какой признак, отличающий фразеологизмы от сочетаний слов, можно выделить?

- Верно, все фразеологизмы построены на переносном значении.







































Слайд 7









Обучающиеся выполняют задание, объясняя свои ответы.

Определите, в каких предложениях используется фразеологизм, а в каких - слова в прямом значении.

1.Разграфите лист сначала вдоль, затем поперёк.

Мы изъездили вдоль и поперёк всё Зауралье.

2.Сергею попался на удочку  карась.

Сергей попался на удочку рекламы.

Слайд 8







Обучающиеся находят ошибки в использовании фразеологизмов, исправляют их. Делают вывод, что фразеологизмы – устойчивые, неделимые сочетания.


Предполагаемые ответы обучающихся:

Фразеологизмы - лексически нечленимые, устойчивые в своём составе и структуре, целостные по значению словосочетания, которые не создаются в речи, а воспроизводятся в готовом виде.

- Внутри фразеологического сочетания нельзя убирать слова, нельзя добавлять слова, нельзя производить замену слов, так как фразеологизм потеряет своё значение.

- Прочитайте предложения. Правильно ли использованы фразеологизмы?

Не маленький – пора уж за свой ум браться.

Братья капля в каплю похожи друг на друга.

Оля постоянно делает из мухи бегемота.


- Как понимаете «устойчивые», «неделимые» сочетания?











- Чего нельзя делать со словами внутри фразеологизма?




- Верно. Мы обозначили ещё один характерный признак фразеологизма - устойчивость состава.

Слайд 9






Обучающиеся выполняют задание.









Обучающиеся отвечают, что если говорящему нужно употребить фразеологизм, то он извлекает его из своей памяти, а не строит фразу заново, как в свободном сочетании слов.



Обучающиеся перечисляют признаки:

- переносное значение,

- устойчивость состава,

- воспроизводимость в речи в готовом виде.


Обучающиеся дают определение:

- Фразеологизм - устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле.

Педагог предлагает обучающимся выполнить задание: закончить фразеологизмы.

1. Он на все руки….. (мастер).

2. Смотреть правде….. (в лицо).

3. Выносить сор….. (из избы).

4. Держать язык….. (за зубами).

5. Куда глаза….. (глядят).

6. Толочь воду…..(в ступе)

7. Его как ветром….. (сдуло).


Какой ещё признак фразеологизмов мы можем выделить?


- Верно: ещё один признак -воспроизводимость в речи в готовом виде.

- Молодцы. Мы с вами определили три характерных признака, отличающие фразеологизмы от свободных сочетаний. Давайте ещё раз их назовём.





- Сформулируйте определение фразеологизма.


Слайд 10














Слайд 11




Слайд 12



Физминутка (2 мин.)

Цель: ослабление наступающего утомления и напряжения обучающихся путём активного изменения деятельности, внесение эмоционального заряда.


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание



Обучающиеся выполняют упражнения

Педагог:

--Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьём друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
--Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.



б). Первичное закрепление материала. Самостоятельная работа (8 мин.)

Цель: стимулирование активной мыслительной деятельности обучающихся; способствование обучению детей осуществлять сбор и анализ необходимой информации; формирование умения применять полученные знания на практике; закрепление навыков работы со словарём; содействие проявлению творческих способностей.

Методы: репродуктивный, эвристический, метод практико-ориентированной деятельности


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся выбирают задания по желанию, выполняют их.









Обучающиеся комментируют выполненные работы. Исправляют ошибки, дополняют ответы друг друга.

Задание 1: найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

Задание 2: восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Задание 3: найти во фразеологическом словаре значения оборотов: язык до Киева доведет, пускать пыль в глаза, как с гуся вода, комар носа не подточит – составить с ними предложения.

Педагог направляет, консультирует.

- Ребята, давайте проверим правильность выполнения заданий.

Задание 1 (Приложение 2)


Задание 2 (Приложение 3)


Задание 3 (Приложение 4)


в). Творческая мастерская. Составление синквейна на тему «Фразеологизмы» (6 мин.)

Цель: стимулирование активной мыслительной деятельности обучающихся; формирование способности резюмировать информацию, содействие проявлению творческих способностей

Методы: репродуктивный


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся составляют синквейн.

- Ребята, попробуйте теперь составить синквейн о фразеологизмах.


Правила составления синквейна (Приложение 5)


  1. Итоговый этап (5 мин.)

Цель: осмысление содержания занятия, анализ результатов собственной деятельности,  оценка успешности достижения цели.

Методы: репродуктивный.


Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание


Обучающиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.

- Какую цель мы перед собой ставили в начале занятия? Мы достигли её?

- Теперь вы можете ответить на вопрос, как называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу?

- Дайте определение фразеологизмов.

- Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов?

- Где можно найти значения фразеологизмов?

- Вы сегодня обогатили свою речь?
- Будете использовать фразеологизмы в своей речи? Зачем?
- Оцените свою работу на занятии, используя фразеологизм из списка (слайд): работать не покладая рук; засучив рукава; спустя рукава; до седьмого пота; в поте лица, ворон считал, сидел сложа руки, мух ловил, бил баклуши, сделал дело - гуляй смело!

- Молодцы.


Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы выбились из сил, но не вышли из терпения, а засучили рукава и завершили работу! Надеюсь, что все чувствовали себя на занятии как рыба в воде, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я была на седьмом небе от общения с вами.

Я призываю вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните меня добрым словом!


Спасибо вам за работу, внимание и интерес, который вы проявили.














Слайд 13



Список литературы:


  1. Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. - М.: Баласс, 2008. – 160 с.

  2. Ксенозова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2000

  3. А. И. Фёдоров. Фразеологический словарь русского литературного языка (Москва: АСТ, 2008 г.).

  4. А. К. Бириха, В. М. Мокиенко и Л. И. Степановой «Русская фразеология. Историко-этимологический словарь» (Москва: АСТ, 2007)


Приложение 1


  • Проанализировать выделенные сочетания слов:


Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь завтра  в школе  должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца.  Мама всю ночь не покладая рук и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало. Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике  она была в костюме Мальвины, за который получила главный приз. Поэтому сейчас  ей никак не хотелось ударить в грязь лицом, а хотелось снова быть на высоте.


Приложение 2



  • Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.


Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться



Приложение 3


  • Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок


Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).




Приложение 4


  • Найти во фразеологическом словаре значения оборотов: язык до Киева доведет, пускать пыль в глаза, как с гуся вода, комар носа не подточит составить с ними предложения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Жураховская Людмила Юрьевна

Дата: 21.08.2024

Номер свидетельства: 655142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства