kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 4 классе по предмету "Окружающий мир" на тему "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данного урока соответствует календарному планированию по ФГОС для 4 класса. Особенностью данного урока является то,что он тесно связан с географией Крыма. Материал доступен для понимания, а урок построен в виде поисково-исследовательской деятельности,что позволит детям самим ответить на проблемный вопрос и почувствовать себя исследователями и археологами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе по предмету "Окружающий мир" на тему "Полезные ископаемые" »

План-конспект урока в 4 классе

Учитель – Овчеренко Дмитрий Андреевич

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Цель урока:

- сформировать понятие «Полезные ископаемые», познакомить с группами п.и., и их представителями, их свойствами, применением и способами добычи, ознакомить с некоторыми месторождениями п.и. в Крыму.

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам

- развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы.

Оборудование: образцы п.и., лупа, учебники, тетради, листы с заданиями, контурная карта Крыма.


Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Здравствуйте, дети. На прошлом уроке мы рассмотрели тему «поверхности».

Итак, давайте вспомним, что мы узнали.

  1. Фронтальный опрос

- Что такое холмы?

- Что такое овраги?

- Что такое балки?

- Что такое горы? Какие горы вы знаете?


  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности и желаю вам успехов.


Просмотр видео


А сейчас скажите пожалуйста сами, какая тема нашего урока?

- Полезные ископаемые!

Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос – Что такое п. и. и могут ли люди обойтись без них?


  1. Изложение нового материала.

Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем п.и., какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения п.и.


1) Фронтальная беседа:

– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

– А из чего делают автомобили, самолёты?

– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

– А почему они полезные? (Ответы детей)

2) Работа в тетради.

– Молодцы! А сейчас посмотрите на свои листики, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь.

3) Беседа.

– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючиерудные и  строительные. Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.

– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

– А какое значение имеет топливо?

– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь.

– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

– Молодцы. Перейдём к третьей группе.

– Как вы думаете, почему они называются строительными?

– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк,мел).

Заполнение таблиц

Распределите в три колонки п.и ,которые записаны на доске, рядом запишите их условное обозначение.

Физкультминутка.

4) Практическая работа. Работа в группах.

(Изучение свойств руды, торфа, угля, мела)

– А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

5. Работа с картой.

Посмотрите на карту Крыма. Здесь обозначены основные известные месторождения (показывает сам учитель).

Руда, известняк, песок. гипс, соль – добыча в разных регионах Крыма

Добыча.

Дополнение: в карьере – песок, глину, известняк;

в шахте – уголь, руду;

в скважине – нефть, природный газ.

6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).

7. Закрепление изученного материала. (Можно провести разными вариантами, в зависимости от оставшегося времени на уроке).

Можно дать вопросы по группам.

– С чем мы познакомились на уроке?

– Что мы называем полезными ископаемыми?

– На какие группы делятся полезные ископаемые?

– Где их применяют?

– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Загадки

Под землей их добывают,

Приложив немалый труд.

Уголь среди них бывает,

Нефть, и газ, и много руд. (Полезные ископаемые)



Природный газ

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек.


Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)


Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)



Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока в 4 классе по предмету "Окружающий мир" на тему "Полезные ископаемые"

Автор: Овчеренко Дмитрий Андреевич

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по предмету "Окружающий мир"  4 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118476"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413140707"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(103) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "147693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419446673"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме Полезные ископаемые."
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "301446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456921607"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "тема "полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "236384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444054089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Презентация к уроку Полезные ископаемые"
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-k-uroku-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "301445"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456921375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства