Тема: Сутки
Цели: 1. Познакомить с новой единицей измерения времени – сутками.
2. Закрепить представление о временной последовательности событий.
3. Закрепить знания о ранее изученных единицах измерения времени.
4. Учить читать информацию, представленную в виде модели круговой диаграммы.
5. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, сообразительность, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, интерес к математике.
6. Воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование: учебник “Математика” 3 класс. Часть 1. М.: Баласс, модель циферблата, текст пословицы.
Ход урока
I.Организационный момент.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
II.Чистописание.
Характеристика числа 369
III.Актуализация знаний.
Я мигнул, и в тот же миг предо мною гном возник
По прозванью гномик Миг.
Не успел я и мигнуть и промолвить что – нибудь,
Он мелькнул и вновь пропал.
Я мгновенье подождал – снова гнома увидал.
Я мигал, и то и дело он являлся, пропадал...
Так минута пролетела.
– Сколько раз в течение одной минуты появлялся гномик Миг? (60 раз)
– Кто этот гномик? (Секунда).
– Что такое секунда? (Единица времени)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
На доске запись: Единицы времени…
– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему “Единицы времени”.
– Что мы уже знаем по этой теме? (Единицы времени – час, минута, секунда,1 час = 60 мин.,
1 мин. = 60 сек)
– А почему, как вы думаете, после слов “Единицы времени” стоит многоточие?
(Сегодня на уроке узнаем что-то новое)
– Но сначала я предлагаю вам отгадать слово, которое поможет определить тему урока.
– Прослушайте задачи в стихах, выполните вычисления и запишите результаты в таблицу.
А С О Т И М У Р К
У стола 4 ножки. А вопрос таков:
Сколько вместе будет ножек у 17 столов? (68)
30 минут Вера решала 10 примеров.
Сколько минут на каждый пример
Потратила наша Вера? (3)
16 пар танцуют польку, а всего танцоров сколько? (32)
У Иришки 5 ирисок, а у Гоши – в 9 раз больше.
Дайте – ка быстро ответ: сколько у Гоши конфет? (45)
Гуляли по аллейке куриные семейки
У каждой мамы- квочки два сына и лапочка дочка.
Сколько всего цыплят, если квочек —25? (75)
Мышка зёрна собирала, по три зёрнышка таскала,
Принесла двенадцать раз. Каков мышкин стал запас? (36)
Поровну нужно поставить Янке 38 машин на 2 стоянки,
38 игрушечных автомобилей.
Как бы вы эту задачу решили? (19)
Два второклассника – Коля и Толя –
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьем ребят,
Если известно, что поле – квадрат,
25 метров – длина стороны,
И никаких нет данных других. (100)
13 расписных матрешек,
В каждой пять дочурок-крошек.
Если бы все дочки рядом встали,
Сколько б вы их насчитали? (65)
– Поставьте нечётные числа в порядке возрастания. (Одновременно работа идёт у доски)
А С О Т И М У Р К
72 3 32 45 75 36 19 100 65 3 19 45 65 75
С У Т К И
– Какое получилось слово? (Сутки)
IV. Постановка проблемы. Целеполагание.
– Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сутки)
– Какая задача урока? (Познакомиться с новой единицей времени – сутками, узнать чему они равны).
V. Физминутка.
-"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
-"Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
-"Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
-"Будильник" - хлопки над головой.
-"Пружинка" - приседания.
-"Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
VI. «Открытие» нового знания.
1.Задание № 1, с. 92
– Герой нашего учебника Веня в течение дня сделал несколько рисунков. Какое время показывают стрелки механических часов на рисунках Вени?
– Можете ли вы сказать, глядя на рисунки, утром или вечером они сделаны?
– Когда начинается новый день? (0 часов, 0 минут – полночь)
3. Работа с текстом в оранжевой рамке.
– Прочитаем текст учебника (стр. 92).
- Как вы поняли, что можно назвать сутками?
- Во сколько вы ложитесь спать?
- Как можно ещё назвать это время?
- Во сколько времени вы встаёте?
- Можно ли это время назвать по-другому?
– Если ваши сутки начнутся в 10 (7) часов ( вы проснулись в это время), то когда они закончатся?
– Сутки приравниваются к дням. Сутки, день – это синонимы.
На доске выполнена запись:
«День и ночь – сутки прочь»
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
VII.Первичное закрепление.
Фронтальная работа.
№ 2, стр. 92
– Как по-разному можно прочитать время на данных часах?
№ 3, стр. 93
– Возьмите модель циферблата и покажите время изображённое на электронных часах.
VIII.Самостоятельная работа в парах.
№ 4, стр. 93 (Учащиеся используют модель циферблата)
Запись ответов в столбик в тетрадь: (Для решения данной задачи используется диск 1С/ «Игры и задачи. 1-4 кл.» Математика. Вычисления в различных ситуациях. Работа с числами в пределах 100. Решение задач. Решение задач на единицы времени.)
24 часа
8 часов утра
1 час 30 минут; 90 минут
IX. Повторение и закрепление изученного
№ 5, стр. 93
а) решение у доски
б, в) самостоятельное решение (2 уч. у доски)
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
-- Оцените свою работу.
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
№7, стр. 93
– Скажите, какую часть суток Алиса занималась каждым делом?
– Чему эта часть равна?
X. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Какие задачи решали?
- Всё ли получалось?
XI. Домашнее задание.
С. 91 № 5, №8 по желанию.