конспект урока русского языка в малокомплектной школе
Конспект урока русского языка в малокомплектной школе
Тема: 3 класс “Изменение имён прилагательных по родам и числам”
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.
Тема 1 класс : «Слова- названия предметов, признаков предметов. Действий предметов."
Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в малокомплектной школе »
Конспект урока в 1 и 3 классе по русскому языку
Тема: 3 класс “Изменение имён прилагательных по родам и числам”
Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.
Задачи.
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Тип урока – изучение нового
Предмет – русский язык
Возраст детей – 9 лет, класс – 3
По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Урок в 1 классе по теме: «слова- названия предметов, признаков предметов. Действий предметов.
Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.
Общеучебные умения: научить различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
Метапредметные
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Личностные
проявлять познавательный интерес к новому знанию.
Тип урока – изучение нового
Предмет – русский язык
Возраст детей – 7лет, класс – 1
По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Садитесь.
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
На доске слова: ландыш, трава, солнце, ветерок, теплое, цветы, весенний.
На какие группы можно разделить слова? (затруднение)
Назовите слова, которые обозначают предметы, явления
На какие вопросы они отвечают?
Назовите слова, которые обозначают признаки предметов.
На какие вопросы они отвечают?
Какую группу слов мы ещё не назвали?
Слова, которые обозначают действие предметов.
На какие вопросы они отвечают?
Привести пример слов (бежит, светят)
Запись из каждой группы по одному слову:
цветы, теплое, светит.
Запишите эти слова и подчеркните орфограммы, и будет очень хорошо, если с одним из слов составите красивое предложение.
-повернитесь друг к другу проверьте все ли правильно нашли орфограммы, помогите дуг другу если это необходимо. Выберите самое удачное предложение. Прочитайте.
А теперь я проверю у Саши все ли правильно вы сделали.
Хорошо!!!
Прошу ..
4. Введение в тему урока.
Постановка проблемного вопроса
Кто может сказать, чем же мы будем заниматься на уроке?
(Продолжать знакомиться со словами – названиями предметов, признаками предметов, действиями предметов)
ПК
Составь предложение по схеме.
-Определите в словах род и число.
- во всех ли словах смогли определить род и число?
Определили только в именах существительных.
- что мы знаем об имени существительном?
(часть речи, отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет, изменяется по падежам и числам, может быть сред. рода, муж.р. жен.р.)
А какой частью речи являются остальные слова? (прил)
Сформулируйте тему нашего урока
5. «открытие нового знания
- что мы уже знаем об имени прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь, делают ее более выразительной….более точной).
Гимнастика для глаз стоя.
Запись предложений в тетрадь.
При записи будьте внимательны, аккуратны, старайтесь писать красиво.
Яркое солнце светит.
Цветёт душистая сирень.
Маленький воробушек зачирикал.
(оценивание детей)
правильность и аккуратность
Распределить слова по группам
После выполнения проверьте себя.
карточки
Мебель…
Люди…..
Посуда……
Звери……..
Проверить свои ответы и оценить себя.
(слова даются с учетом сложности чтения)
А) Связь имен существительных с прилагательными
с\м упраж.№506 с. 62.
- найти прилагательные, признаки каких предметов они обозначают?
!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
!!!Такая связь в русском языке называется согласованием.
Давайте это научное слово проговорим вместе….
Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.
Б) А в чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Давайте понаблюдаем.
Вам пришло загадочное письмо, попробуйте в нем разобраться.
Наступила теплый весна.
Светит теплая солнце.
Подул теплое ветерок.
Стоят теплый дни.
Что заметили?
!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.
Что сделали? Согласовали существит. и прилаг.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
С. 22 учебник № 8 почитайте слова.
-найдите лишнее, объясните почему? На какой вопрос оно отвечает? А остальные?
Вывод: слова одушевленные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные на вопрос что?
Приведите свои примеры.
Раскрасить рисунок.
Запись одной группы ???
Посмотрите на свои цветы,
Зелёная… (ягода, машина,
Голубой… ковер, пенал
Синее.. небо,
Трусливый… заяц
Доброе… сердце
маленький… мальчик, зверёк
сладкая… ягода, конфета
Спасибо за урок!
6. Первичное закрепление.
1)Упражнение 495 стр. 58.
Списать, вставить пропущенные окончания, определить род и число имён прилагательных?
Проверка. Какие окончания имеют прилагательные ж.р , м.р, ср.р.(ая-яя, -ой-ый-ий, -ое-ее)
Прилагательные мн.числа?(ые, ие)
- так как же определить род и число у имени прилагательного?
Тест
7. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания.
подведем итог:
- я называю признак,
1класс – подбирает подходящее по смыслу слово – название предмета, а 3 класс определяет род и число.
у меня остались к вам вопросы.
Понравился вам урок?
Научились ли вы чему- то новому?
Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)
Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).
Весна подарила нам свои тёплые лучики, а я надеюсь у всех хорошее настроение,
Домашняя работа
Допишите рассказ о весне. Озаглавьте его. Введите в него прилагательные разного рода и числа.
Пришла весна. Проснулось яркое солнышко и бросило свои теплые лучи на холодную землю.
(Костя – текст дан полностью, но без прилагательных)