Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный 2.Актуализация знаний. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Чтоб не хмуриться с утра Нам поможет доброта. Встаньте, дети, подтянитесь И друг другу улыбнитесь! - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас много гостей, все они пришли посмотреть наш урок. Я одна не справлюсь, мне будет нужна ваша помощь. Вы мне поможете? - Спасибо, и начинаем урок с Минутки чистописания ( на доске ) в о с ё - раздели на группы - запиши слоги Словарная работа - составь из букв слово - Что такое овес? Записываем в тетрадь это слово (овёс) -Запишите это слово с предлогами из,с - Изменилось ли значение слова? - Что изменилось? - Это однокоренные слова? -Выделите основу слова. Одинаковы ли они? | Готовятся к работе. Находят «лишнее» слово. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос. - Да, поможем! Работа в тетради. Запись числа и классной работы - гласные и согласные - во, вё, со, сё, ов, ёв, ос, ёс, о, ё - ОВЁС - Это травянистое растение, используется для выработки крупы(она очень питательная), кондитерских изделий и даже кофе, расплющенные зёрна овса – основной компонент мюсли; используют для корма животных, чаще для лошадей; в народной медицине (как успокаивающее сердце) ( Из толкового словаря) В тетради появляется запись: Овёс, из овса, с овсом. - Нет - Окончание - Нет, это форма слова. -Да | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
| Подготовленные обучающиеся разыгрывают диалог «Овсянка» - А у меня дома овсянка! – Подумаешь, у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – И я люблю! – Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная! Как это – с молоком? – Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь? – Как это – про что? Про овсянку! – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела! – Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слышал про такую, что ли? Пойдем ко мне – мою овсянку слушать. –Пойдём! А потом ко мне – мою овсянку кушать! - Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу? Запись этого слова в тетрадь и выделение основы слова. | Слушают диалог и отвечают на вопрос: - О чём говорится в диалоге? - слово одно, а говорят о разном. Овсянка – это и каша и название птицы. - Это слова омонимы Работа в тетради | Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные- самоопредление, оценивание. |
3.Самоопределение к деятельности. Выход на тему, цель, учебные задачи. | -Прочитайте пословицу и объясните ( на слайде) Знание собирается по капле - По какой теме мы собирали знания по капле? Слайд с кластером - Сколько нам понадобилось зернышек, чтобы сварить кашу. Все на свете из чего-то состоит: облака из мельчайших капелек, лес – из … Речь состоит из …, а предложения из … Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Предположите тему урока И тогда наша цель сегодня… | - Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу. - Мы собирали все части слова - деревьев - предложений - слов - Основа слова и окончание - учиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4. Открытие новых знаний | Работа с текстом - Прочитайте Овсянка - это желтоголовая и желтогрудая птичка, немного крупнее воробья. У овсянки оперение мягкое и густое. Первая песня овсянки радует нас в феврале. Все птицы имеют относительно длинный хвост. .По этим признакам нетрудно узнать птицу из рода овсянковых. Овсяночка является представительницей довольно многочисленного семейства. К нему относится около 200 видов. В России встречается 34 вида. -К какому типу текстов мы его отнесем? -Почему? -Назовите основную мысль текста. -Озаглавьте -Что узнали о птице интересного? -Какое задание можно выполнить исходя из темы и цели урока? - Прочитайте слова, где выражены формы одного и того же слова. Что в них изменилось? - Прочитайте однокоренные слова. Назовите основы однокоренных слов. - Сделайте вывод, какие основы у однокоренных слов, а какие у форм слова. Работа над определением Учебник стр. 150 - Сколько абзацев? (три) О чем это говорит? - Читаем 1 абзац. Это новая для вас информация. -Читаем 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу? Приведите свои примеры. -Прочитайте 3-й абзац. Объясните значения наших слов. -На что похож значок основы? Значение слова Основа по словарю Ушакова: ОСНОВА Внутренняя Часть предмета, которая служит опорой остальным частям, каркас. Например: У этого дивана дубовая основа. Стальная основа зонтика. Главное, на чем строится что-нибудь. За основу принято предложение докладчика. В ткацком деле - продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани. Часть слова, образующая его лексическое значение и состоящая из корня, а также суффикса и приставки. | - Описание - Отвечает на вопрос какая? - Овсянка. (Овсяночка) Дети рассказывают интересное, пересказывают моменты. - Выписать однокоренные слова, выделить основы или - Выписать формы одного и того же слова и выделить основы В тетради запись: овсянка овсянки овсяночка у овсянки овсянковых - овсянка, овсянки, у овсянки, изменилось окончание, форма слова - овсянка, овсяночка, овсянковых. Основы разные - однокоренные слова имеют разные основы, а формы слова одинаковую основу слова. - Есть три мысли, три микротемы - Нет - на полку, на пол, на опору - на полочку, на пол… | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
5. Первичное закрепление нового материала | А)-Давайте посмотрим и послушаем эту птицу. Просмотр видеоролика -Запишите предложение, в котором говорится о пении. -Разбор предложения. Физминутка «Птицы» /загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/ Работа в учебнике Упр. 189 1 группа слов. | Первая песня овсянки радует нас в феврале - По цели высказывания повествов., невоскл.,простое ) | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Помогите восстановить словосочетания (на карточках с проверкой у доски) овсян…. каша овсян… печенье овсян…. стебелёк овсян… зёрна | Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод. | Коммуникативные: распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
7.Подведение итогов | Работа в парах Возьмите бланк, впишите недостающие слова. Основа – это …………………………………. Окончание – это …………. часть слова Слова для справок: изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, заключено значение данного слова. - Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание? | Вывод по уроку: в основе слова заключено значение данного слова, а окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
8.Заключительный этап и рефлексия. | Покормите птиц. Рассади птиц на кормушку. (Работаем на интерактивной доске и рассаживаем разные виды птиц на кормушку.) Подарком каждому будет пакетик с кормом, чтобы вышли и покормили птиц | Составляют внутреннюю речь. Оценивают свою работу. | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
9. Этап разъяснения домашнего задания | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Советует поработать с орфографическим словарём. Стр. 150 правило, упр.188 Спасибо за урок! | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог. |